Север Израиля возрождается, а опорные пункты «Хезболлы» в южном Ливане лежат в руинах
«Ворота Фатимы» стали свидетелями ключевых событий в отношениях Израиля и Ливана. Об этом пишет журналист The Times of Israel Лазарь Берман.
В 1970-х годах этот пограничный переход, также известный под названием «Удобное пересечение границы», был центром гуманитарных усилий Израиля по отношению к своему северному соседу. Израиль тогда открыл военную поликлинику прямо у «Ворот» — для всех жителей южного Ливана, включая шиитов. Со временем усилия даже расширились: ливанским торговцам разрешили въезжать в Кирьят-Шмону по делам, а ливанские рабочие пересекали «Ворота», чтобы добраться до своих рабочих мест на израильских фермах и фабриках.
Когда Израиль в 1978 году, а затем в 1982-м вторгался в Ливан, чтобы бороться с террористами Организации освобождения Палестины, войска ЦАХАЛа и сотрудники разведки постоянно передвигались туда-сюда через КПП. Когда же в последующие годы Израиль создавал зону безопасности на юге Ливана, бойцы Армии южного Ливана (SLA) и члены их семей использовали КПП для поездок на работу, за покупками и за получением медицинской помощи в Израиле.
Неудивительно, что «Ворота Фатимы» оказались заманчивой целью для «Хезболлы» — молодой тогда шиитской группировки, созданной Ираном для ведения партизанской войны против ЦАХАЛа в Ливане. В 1988 году террорист-смертник из «Хезболлы» в ходе атаки убил здесь 8 израильских солдат.
Когда в 2000 году Израиль наконец ушел из южного Ливана, запаниковавшие войска SLA и их семьи собрались у «Ворот Фатимы», стремясь избежать ожидаемого возмездия от «Хезболлы». Длинная полоса брошенных автомобилей стала тогда мощным символом унизительного отступления Израиля, под огнем, из зоны безопасности. Ситуация вызвала раскол в израильском обществе.
После израильского отступления сторонники «Хезболлы» подходили прямо к «Воротам», чтобы бросать камни в израильских солдат по ту сторону границы.
В последние недели «Ворота Фатимы» стали свидетелями перемен. После долгих лет в обороне, что позволило боевикам «Хезболлы» обустроить сеть туннелей, тайников с оружием и боевых позиций вдоль границы, ЦАХАЛ в октябре наконец перешел в наступление. Сокрушительная и эффективная операция отбросила «Хезболлу» от границы. Израильские войска методично обыскивали приграничные деревни и взрывали все здания, используемые «Хезболлой» в военных целях.
15 декабря журналист The Times of Israel пересек «Ворота Фатимы» вместе с командиром 91-й дивизии. Бригадный генерал Шай Клеппер должен был лично выяснить, как выглядят приграничные деревни Ливана после двух месяцев боевых действий и как держится перемирие между «Хезболлой» и Израилем.
Клеппер принимал участие во всех знаменательных моментах нередко жестокой истории отношений между Израилем и Ливаном. Он был командиром элитного разведывательного подразделения «Сайерет Голани» в безрезультатной Второй ливанской войне 2006 года — опыт, который оставил горький привкус во рту…
«Нет никакого сравнения между опытом 2006 и 2024 годов, — говорит он. — Прежде всего это солдаты, которые пришли после года боев, с непоколебимым боевым духом. Уровень профессионализма вырос. А наши цели были ясны. Мы знали, куда идем, мы знали, как действуем. Все это отразилось на результатах: тысячи убитых боевиков «Хезболлы», инфраструктура, подземная сеть, которая взорвана, и оружие, которое изъято. Можно видеть, что мы говорим о достижениях совершенно другого масштаба».
Основная цель кампании Израиля против «Хезболлы» в 2024 году — безопасное возвращение десятков тысяч эвакуированных жителей северного Израиля в свои дома — еще не достигнута, но признаки жизни уже видны повсюду вдоль границы с Ливаном. Магазины начинают открываться, улицы больше не пустуют, большинство блокпостов ЦАХАЛа забиты возвращающимися.
В то время как израильская сторона границы медленно восстанавливается после 14 месяцев обстрелов, трудно представить себе хоть какое-то подобие нормальной жизни в ближайшие годы в ливанских приграничных поселениях.
Располагавшаяся прямо за «Воротами Фатимы» шиитская деревня Кафр-Кила — оплот «Хезболлы» до октября 2024 года — буквально сравнена с землей. Единственные строения, которые целы, это те, которые ЦАХАЛ использует в качестве форпостов или командных центров. В остальном груды арматуры и бетона по обе стороны дороги едва достигают высоты земляных насыпей, сделанных бульдозерами Армии обороны Израиля. Ржавые электрические столбы торчат из этих серых насыпей.
«С каждой деревней, которая на самом деле была военным поселением, мы поступили так, как следовало поступить, — отмечает Клеппер. — Мы уничтожили боевиков и их инфраструктуру».
Он ясно дает понять, что каждое здание, в котором размещался боевик «Хезболлы», склад оружия или туннель, было снесено.
Температура воздуха резко падает, когда колонна Клеппера поднимается из Кафр-Килы в Наби-эль-Авади. Вид с вершины захватывающий. Голубые воды Средиземного моря видны на западе. На севере ландшафт прорезают крутые утесы реки Литани, а далеко внизу, в опасной близости над водой, возвышаются руины замка Бофорт, построенного крестоносцами в 12 веке. Вдалеке виднеется также белая вершина горного хребта Ливан.
На востоке — еще одно свидетельство того, как радикально изменился Ближний Восток за последние недели. Огромный израильский флаг, установленный на ливанской земле, развевается на ветру на фоне горы Хермон, которая ныне полностью контролируется Израилем.
До прекращения огня между «Хезболлой» и Израилем, состоявшегося 27 ноября, фермеры, работавшие на полях в долине Хула между горами Хермон и Нафтали, рисковали своими жизнями, поскольку «Хезболла» выпускала десятки, а иногда и сотни ракет в день.
15 декабря там было невообразимо тихо. Показателем того, что прекращение огня соблюдается, служит полное отсутствие взрывов или выстрелов за все утро.
«Когда ЦАХАЛ стреляет, «Хезболла» убегает, следуя указаниям своих командиров», — говорит Клеппер.
Ливанская армия начинает развертывание к северу от Хиама, сообщает он.
Но это не значит, что дивизия Клеппера сворачивается. Его войска стоят в более чем десяти лагерях, готовые двинуться дальше в Ливан, если будет отдан приказ.
«Солдаты дивизии обнаружили и конфисковали более 10 тыс. единиц оружия и военной техники, атаковали более 1 тыс. объектов «Хезболлы» и уничтожили множество террористических сооружений на земле и под землей, — заявила пресс-служба ЦАХАЛа 15 декабря. — Солдаты дивизии действуют в соответствии с договоренностями между Израилем и Ливаном, соблюдая условия прекращения огня. Они развернуты на юге Ливана и действуют против любой угрозы Израилю и его гражданам, используя средства наблюдения, огневое прикрытие и дополнительные возможности для устранения угроз в секторе».
«Община, стремящаяся к миру»
Офицеры-друзы из числа подчиненных Клеппера внимательно следят за складывающейся обстановкой на границах Израиля.
Недавно в соцсетях распространился непроверенный видеоролик, в котором, как утверждается, член общины друзов в южно-сирийской деревне Хадер призывает к присоединению деревни к Израилю.
«Они ведь там не живут нормальной жизнью, — замечает Юсеф из Хурфейша в Галилее. — Они знают, что друзы в Израиле живут во всех отношениях хорошо — и в социальном плане, и в плане уважения, которое мы получаем в Израиле, и в уровне жизни по сравнению с ними».
Юсеф рассказывает, что поддерживает связь со своими родственниками в сирийском друзском городе Хадер и видеоролик действительно отражает их чувства и мысли.
«Мы община, которая стремится к миру, будь то в Сирии, Ливане или любой другой стране, — заявляет Хайтам из Хурфейша. — Друзы в Израиле — лучший пример того, как меньшинство должно вести себя в демократических странах. И мы с нетерпением ждем новой эры в Сирии».
Флаги над руинами
Клеппер ведет колонну на юг по дороге Марджаюн-Бинт-Джебейль — первый же горный хребет к западу от границы. «Хаммеры» проезжают по обломкам и искореженному металлу через Одайссех, Хулу и Мейс-эль-Джебель.
Дорога проходит по разнообразной местности: через села, по полям, садам и крутым лесным склонам.
Бежавшие жители этих мест не пытались скрыть свою принадлежность к «Хезболле». Ее рваные желто-зеленые флаги безжизненно свисают с разбитых флагштоков над улицей. Плакаты на иврите и арабском языке предостерегают от сотрудничества с Израилем.
«Мы хотим, чтобы юг стал скалой, о которую разобьются устремления сионистского врага», — несколько неловко гласит плакат в Мейс-эль-Джебеле.
Вместо того именно в этих поселениях 91-я дивизия наконец-то пускает в ход свою огневую мощь после почти года охраны границы, длившейся все то время, пока другие дивизии бились против ХАМАСа в секторе Газа.
Первая наступательная операция дивизии состоялась именно в Мейс-эль-Джебеле, где 3-я, 8-я и 228-я бригады окружили и ликвидировали боевиков «Хезболлы».
Клеппер надеется, что и после прекращения огня Израиль продолжит жестко действовать против поддерживаемой Ираном террористической группировки.
«ЦАХАЛ должен противостоять угрозам со стороны “Хезболлы”, — заявляет он. — Наш дух намного сильнее их. Мы должны действовать силой. Мы недооцениваем собственную силу».