Экспертное мнение

Мечта

Лариса Беспалова 1 декабря 2024
Поделиться

Mordechai Richler
St. Urbain’s Horseman
«Всадник с улицы Святого Урбана»
A. Knopf, 1971

По мнению критики, самый сильный роман Рихлера. Во всяком случае, до «Версии Барни». А может быть, даже более сильный, чем «Версия».

Роман многоплановый. В нем несколько линий. Тут и сложные отношения главного героя Джейка (Янкеля) Херша с Канадой (откуда он уехал в Англию). О Канаде он пишет со смесью ностальгии и сатирической едкости. И путь слишком неуступчивого и прямого Джейка — теле‑ и кинорежиссера — в профессии.

А главное — мечта Джейка, мечта еврея диаспоры: после ужасов Холокоста, всех унижений диаспоры, погромов в России и выходок франкоязычных люмпенов в Канаде найти мстителя, который не будет жить тихо‑мирно и робко, а отплатит всем антисемитам от канадских хамов до Менгеле включительно.

 

Обложка русского издания «Всадник с улицы Сент‑Урбан»

Джейк именует мстителя Всадником с улицы Святого Урбана. И такого мстителя, как Джейку кажется, он находит.

Это его двоюродный брат Джозеф Херш. Хулиган и полууголовник, Джозеф дает отпор монреальским антисемитам. Местные евреи опасаются, что его поступок послужит началом конфликта, и выживают Всадника из города. А Джейк всю жизнь пытается Джозефа найти (тот колесит по свету) — опрашивает его жен, любовниц, знакомых.

Джейку представляется, что Джозеф, Всадник с улицы Святого Урбана, колесит по свету в поисках Менгеле. И, как ни убеждают его все, кто сталкивался с Джозефом, что он просто авантюрист и проходимец, Джейк верен своей мечте.

Поиски брата сводят Джейка с криминальными типами, из‑за чего он попадает, в силу разных нелепых случайностей, под суд. Ему грозит тюрьма. К счастью, Джейк отделывается штрафом. И тут‑то, под напором неоспоримых доказательств, наконец понимает, что Всадник — это фантазия, своего рода самооправдание для евреев, которые не могли дать отпор своим преследователям.

Мордехай Рихлер. 1960‑е

Видно, образ, или мечта о сильном, рисковом, даже авантюрном герое, посвятившем себя защите евреев и еврейского дела, не оставляла Рихлера. И в «Соломоне Гурском», написанном 18 лет спустя (Solomon Gursky Was Here, 1989), он выводит уже не проходимца, а лихого, мощного героя, который в критические для евреев моменты истории приходит на выручку.

Роман Мордехая Рихлера «Всадник с улицы Сент-Урбан» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Идиш в Катскильских горах

В пору расцвета эти места называли также Сметанной Сьеррой и Еврейскими Альпами, сегодня сохранилось только одно название: блаженной памяти Борщовый пояс. И это было не просто место на карте — это был отдельный людный мир, двигатель американской еврейской культуры, породивший невероятное множество талантливых комиков и на десятилетия определивший развитие американской комедии.

Начала

Возвращение к началам, к корням в «Сан-Ремо-Драйв» не заключается в одном только признании кровной принадлежности к бабушкам-дедушкам... К осознанию себя частью народа, характеризующегося такими-то качествами и имеющего такую-то историю. В последнее время эта история все чаще сводится к традиционным унижениям, противостоянию им, победам над ними. В «Улице» ее олицетворяют молодые евреи, возвращающиеся с наградами после 2-й мировой войны, и их отцы, сколотившие в это время состояния, достаточные, чтобы переехать в лучший район.