Послания Любавичского Ребе

Всё в руках Небес

Составитель Евгений Левин. Перевод с английского Евгения Левина 10 октября 2024
Поделиться

Любые наши действия должны быть сопряжены с безграничной верой

5 тевета 5719 года (16 декабря 1958)

Я не имею привычки уговаривать людей жить экономно, поскольку чужие финансовые приоритеты — не мое дело. Сам же стараюсь не забывать общеизвестное изречение о том, что мир был бы недостоин права пользоваться золотом, если бы оно не было необходимо для строительства Храма См. Шмот раба, 35:1: «Сказал рабби Шимон бен Лакиш: “Мир был недостоин пользоваться золотом. Зачем же оно было создано? Ради Скинии и ради Храма, как сказано: ‘А золото той земли хорошее’ (Берешит, 2:12), а также: ‘Дай мне перейти и увидеть эту добрую землю, что за Ярденом, эту гору хорошую и Леванон’ (Дварим, 3:25)”».
. Это касается всех еврейских жилищ. В Торе сказано: «И пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать в среде их» Шмот, 25:8.
. Последняя фраза означает: в каждом еврее Решит хохма, Врата любви, 6.
. Богатство существует в этом мире только потому, что оно уместно в каждом еврейском доме. При этом понятно, что еврею не следует гоняться за материальными благами. Тем не менее принцип остается прежним, в свете сказанного Рамбамом в «Законах раскаяния» и «Законах царей» о том, как люди будут относиться к материи в эпоху Машиаха «Не желали пророки и мудрецы [наступления] времен Машиаха ни для того, чтобы властвовать над всем миром, ни для того, чтобы угнетать другие народы, ни для того, чтобы все народы их превозносили, ни для того, чтобы есть, пить и веселиться; но для того желали этих времен, чтобы быть свободными для постижения Торы и ее мудрости, чтобы никто их не преследовал и не мешал им; чтобы удостоиться доли в Грядущем мире, как мы объяснили в «Законах раскаяния». В это время не будет ни голода, ни войны, ни зависти, ни соперничества, потому что благо будет в изобилии, и все хорошее будет доступно, как песок. И весь мир будет желать только одного: познавать Б‑га. Поэтому все евреи станут великими мудрецами, и узнают тайные и глубокие вещи, и постигнут замыслы своего Творца в той мере, в какой только может человеческий разум это постичь, как сказано: “Потому что наполнится земля знанием о Б‑ге, как полно водою море” (Йешаяу, 11:9)» (Мишне Тора, Законы о царях и войнах, 12:4–5).
.

Я хотел бы побудить Вас участвовать в работе хабадских институтов в Вашей общине. Ибо я убежден, что участие в их деятельности также является каналом, по которому члены местного хасидского братства получают свыше жизненные блага. Дела общины отвлекут Вас от забот о пропитании. Ибо, несмотря на то что, вне всяких сомнений, в этом направлении необходимо прилагать усилия, все должно происходить без нервов. Напротив, любые наши действия должны быть сопряжены с безграничной верой в «Б‑га нашего, Владыку мира, питающего весь мир по доброте Своей, по милости, любви и милосердию» Цитата из Благословения после трапезы.
, — тогда наши старания принесут плоды. Помимо этого, заботясь о других и уповая на Всевышнего, Вы сможете укрепить свое физическое здоровье, а также начнете легче реагировать на всевозможные жизненные перипетии и, в частности, научитесь хладнокровию, необходимому во всех делах, связанных с поисками пропитания. Если же человек ведет поиски в тревожном состоянии, его усилия, как правило, оказываются тщетными.

Дай Б‑г, чтобы с этого момента в Вашей жизни все происходило в духе приближающейся Хануки, когда с каждым днем мы преумножаем свет Поскольку каждый день праздника зажигают на одну свечу больше.
. Желаю успеха на личном и общественном поприще и чтобы все Ваши новости отныне были только о хорошем, видимом и явном.

(Игрот кодеш. Т. 18. С. 124. Письмо 6626)

Еврейские ритуальные предметы: кувшин для омовения рук (XVII век), молитвенник (1894), талит (начало XX века) Австро‑Венгрия

 

Упование на Всевышнего, Творца и Владыку мира, уместно не только в тех случаях, когда речь идет о Мире грядущем

Первый день адара II 5719 года (10 марта 1959)

Отвечаю на Ваше письмо от 25 адара‑алеф (5 марта). В благоприятное время я упомяну Ваше имя и имя Вашего родственника на могиле моего достопочтенного тестя, рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона, в связи с теми проблемами, о которых Вы мне написали.

Очевидно, что Вы — «муж, видевший бедствие» Эйха, 3:1.
, видели также и немало проявлений Б‑жественного милосердия, спасавшего Вас от множества бед, и поэтому мне не нужно пространно объяснять Вам, что упование на Всевышнего, Творца и Владыку мира, уместно не только в тех случаях, когда речь идет о Мире грядущем То есть в отношении духовной награды за добрые дела, которые человек получит в загробном мире. , но также и в делах, непосредственно связанных с нашей действительностью. Вспомните сказанное в конце шестой главы «Таньи»: «Все дела этого мира тяжки и дурны».

Как это было неоднократно подтверждено в медицине, чем крепче у человека вера, тем энергичнее его жизнедеятельность. Вера также положительно влияет на наше телесное здоровье и настроение, что, в свою очередь, помогает нам преуспеть во всех наших начинаниях.

Что же касается конкретных проблем, упомянутых в Вашем письме, практические выводы нужно сделать в свете сказанного выше. Наши мудрецы говорили, что тому, кто творит добро, будет позволено делать это еще долгие годы. Соответственно, я искренне надеюсь, что со временем Вы сможете сообщить мне хорошие новости и известите меня об улучшении ситуации по всем пунктам. И дай Б‑г, чтобы со временем улучшения становились все заметнее.

Я верю, что, после того как Вы посетили Кфар‑Хабад Хасидский поселок, основанный в Израиле в 1949 году по инициативе шестого Любавического Ребе. Первыми жителями стали преимущественно недавние репатрианты из Советского Союза, пережившие Вторую мировую войну и сталинский террор.
, навещая больных, Вы вскоре побываете там с более приятной целью — проведать здоровых. Я также надеюсь, что Вы начнете принимать участие в хасидских застольях, которые время от времени там устраивают, поскольку эти застолья исцеляют, взбадривают и укрепляют дух тех, кто удручен и чье сердце истекает кровью в результате борьбы двух начал, [доброго и злого], формы и материи, духовного и плотского; борьбы Б‑жественной и животной душ Согласно «Танье», у каждого человека есть животная душа, влекущая его к плотским наслаждениям, и Б‑жественная душа, являющаяся частицей Всевышнего и стремящаяся к вечным духовным благам.
.

С уважением и благословением, в ожидании хороших новостей.

(Игрот кодеш. Т. 18. С. 236. Письмо 6737)

 

Когда человек размышляет о том, как поступить, Всевышний следит за ним и помогает ему

16 сивана 5719 года (24 мая 1959)

Вы пишете о своем душевном состоянии: Вам трудно принимать решение по любым вопросам, у Вас всегда остаются сомнения по поводу разумности Вашего выбора и т. д.

С учетом Вашего воспитания, о котором Вы мне написали, думаю, что мне не нужно подробно объяснять Вам о Провидении — этом основополагающем принципе нашей веры и Торы (которую называют Учением жизни). Смысл учения о личном провидении очень прост: Всевышний, сотворивший наш мир и правящий им, следит за каждым человеком, мужчиной и женщиной, и не только за их общественными, но также и за личными делами. Эта идея позволяет нам понять принцип упования на Того, Кто правит миром и является воплощением блага, — принципа, согласно которому все является благом, в буквальном смысле этого слова.

Каждый верующий также понимает, что первым непосредственным следствием упования на Б‑га является тот простой факт, что для беспокойства и замешательства совершенно не остается места. Ибо каждый раз, когда человек размышляет о том, как поступить, Всевышний следит за ним и помогает ему — помогает всякому, кто стремится к добру и справедливости. И если еврей ведет себя согласно Торе, то его стремления безусловно достойны, а исполнение заповедей помогает ему поступать во всех своих начинаниях так, чтобы они оказывались во благо.

Так же как и во всех вопросах, касающихся веры, вышеупомянутый принцип не требует ни интеллектуальных доводов, ни глубоких и сложных философских доказательств. Ибо каждый, кто принадлежит к народу Израиля, будь то мужчина или женщина, чувствует в душе, что у него есть вера Этот тезис вытекает из упомянутого выше учения о наличии у каждого еврея Б‑жественной души, являющейся частицей Всевышнего, — естественно, эта душа не может усомниться в существовании и природе своего Источника, с которым она неразрывно связана.
 — даже если он не думает о том, верен этот принцип или нет, и является ли он обязательным с точки зрения логики. Ибо, как говорили мудрецы, все евреи — «верующие, сыны верующих». Это означает, что всем нам присуща вера, как приобретенная самостоятельно, так и унаследованная от верующих предков, чье духовное имущество также стало их собственностью. Наша вера и наше духовное наследие сильны в каждом из нас, и это самоочевидно.

Надеюсь, что приведенных выше строк, при всей их немногочисленности, будет достаточно, чтобы заставить Вас задуматься и помочь Вам осознать самую истинную и важную часть своего «я»: что в глубине души Вы совершенно уверены, что Всевышний следит за Вами. Соответственно, Вам остается лишь извлечь эти мысли из сокровенных тайников Вашей души и воплотить их в повседневной жизни — ибо в конечном счете «ничто не может устоять перед волей» Зоар, II, 162б.
.

Как уже было сказано, для того чтобы этого добиться, нужны вовсе не глубокомысленные умственные рассуждения. Надо просто прислушаться к своему внутреннему ощущению и вспомнить, что Вы полагаетесь на Всевышнего — то есть не пытаетесь сомневаться и не задаетесь всевозможными хитроумными вопросами, которые на самом деле никак не способствуют успеху и совершенно Вас не касаются. Если Вы сумеете от них отмахнуться, это, несомненно, позволит Вам с легкостью избавиться от всех обескураживающих Вас изнурительных мыслей, о которых Вы мне писали.

Также имеет смысл, чтобы в будние дни, несколько раз в неделю — лучше всего в понедельник, четверг и накануне субботы Поскольку по понедельникам, четвергам и субботам в синагоге читают Тору. (Сделать пожертвование непосредственно в субботу нельзя, так как в этот день запрещено прикасаться к деньгам.)
, — перед утренней молитвой Вы жертвовали несколько монет на благотворительность. Разумеется, принимая такое решение, следует избегать формальных обетов Так как даже случайное, по забывчивости или рассеянности, нарушение обета считается очень серьезным проступком. .

С благословением, чтобы Вы укрепились в своем уповании, и в ожидании хороших новостей.

(Игрот кодеш. Т. 18. С. 408. Письмо 6893)

На молитве у Стены Плача

 

Когда человек поймет, что это только испытание, оно просто исчезнет

Канун 14 тишрея 5720 года (16 октября 1959)

Преумножайте мир! Письмо адресовано жителям Кфар‑Хабада, жаловавшимся на многочисленные междоусобицы.
Делайте все, чтобы сердца всех жителей сближались и стремились к единству. А самое главное, укрепляйтесь в вере, что все это преходяще, как сказано: «Ибо испытывает вас Г‑сподь, Б‑г ваш, чтобы узнать, любите ли вы Г‑спода, Б‑га вашего, всем сердцем вашим и всею душою вашею» Дварим, 13:4.
.

Когда человек поймет, что это только испытание, оно просто исчезнет. Именно в этом заключается сокровенный смысл процитированного выше стиха: «Ибо поднимет Обычно слово «ленасот» переводят как «испытывать», от слова «нисайон» — «испытание». Однако, согласно некоторым комментариям, глагол «ленасот» также связан с однокоренным существительным «нес» — «чудо» и также: «стяг», который поднимают перед войском. См., напр.: Ликутей Тора, Реэ.
вас Г‑сподь, Б‑г ваш»; поднимет вас над всеми преградами, скрывающими Его присутствие. Он делает это ради того, чтобы Вы познали Его См. Танья, 3: «Смысл понятия “познание” передается словами: “И Адам познал Хаву” (Берешит, 4:1), что говорит о связи и соединении. Человек связывает свою мысль с величием Бесконечного, благословен Он, неразрывной крепкой связью, не переставая направлять к Нему все свои мысли, так что мысль не в состоянии от Него отвлечься. Даже человек величайшей мудрости, способный постичь величие Бесконечного, благословен Он, не связав с Ним свой разум и не концентрируя мысли на Нем усиленно и непрерывно, не породит в своей душе истинные страх и любовь, но лишь пустые мечтания».
«лицом и лицу» и были связаны с Ним прочной и несокрушимой цепью (см.: Ликутей Тора, Реэ. С. 19б и далее). И тогда высшее благо станет видимым и осязаемым благом и в нашем мире, как в материальном, так и в духовном плане, ибо сказано: «Время веселий наших» Так в Торе сказано о празднике Суккот, накануне которого Ребе написал это письмо.  — во множественном числе.

И благо вверху становится видимым и открытым благом внизу и также благом для нас — как в материальных, так и в духовных аспектах, нашей радостью.

(Игрот кодеш. Т. 19. С. 18. Письмо 7048)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Уповать на Всевышнего не означает ограничиться изучением того, что сказано об этом в святых книгах. Это означает полагаться на самом деле! Иными словами, когда наступают времена, о которых думаешь, что лучше бы они не наступили, нужно быть твердо уверенным, что это нечто временное и преходящее, как сказано: «Ибо испытывает вас Г‑сподь, Б‑г ваш, чтобы узнать, любите ли вы Г‑спода, Б‑га вашего, всем сердцем вашим и всею душою вашею»

Всё в руках Небес

В жизни человека могут быть периоды, связанные со страданиями — самыми реальными, не воображаемыми. Тем не менее мы должны знать, что и страдания также являются проявлением Б‑жественного Провидения. Нам следует понимать, что в мире нет ничего случайного. Все происходит в соответствии с определенным планом, касающимся не только самого человека, но и членов его семьи

Всё в руках Небес

Отчаиваться и требовать чудес в борьбе со злом — следствие происков дурного начала. Как и в случае с остальными его уловками, лучшая стратегия — не связываться с ним и не вступать с ним в споры и дискуссии. Вместо этого необходимо всячески укреплять «три столпа, на которых стоит мир: Тору, служение Всевышнему и добрые дела». Если человек поступает подобным образом, он может быть уверен в том, что тьма уменьшится и рассеется