Всё в руках Небес
Любые наши действия должны быть сопряжены с безграничной верой
5 тевета 5719 года (16 декабря 1958)
Я не имею привычки уговаривать людей жить экономно, поскольку чужие финансовые приоритеты — не мое дело. Сам же стараюсь не забывать общеизвестное изречение о том, что мир был бы недостоин права пользоваться золотом, если бы оно не было необходимо для строительства Храма . Это касается всех еврейских жилищ. В Торе сказано: «И пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать в среде их» . Последняя фраза означает: в каждом еврее . Богатство существует в этом мире только потому, что оно уместно в каждом еврейском доме. При этом понятно, что еврею не следует гоняться за материальными благами. Тем не менее принцип остается прежним, в свете сказанного Рамбамом в «Законах раскаяния» и «Законах царей» о том, как люди будут относиться к материи в эпоху Машиаха .
Я хотел бы побудить Вас участвовать в работе хабадских институтов в Вашей общине. Ибо я убежден, что участие в их деятельности также является каналом, по которому члены местного хасидского братства получают свыше жизненные блага. Дела общины отвлекут Вас от забот о пропитании. Ибо, несмотря на то что, вне всяких сомнений, в этом направлении необходимо прилагать усилия, все должно происходить без нервов. Напротив, любые наши действия должны быть сопряжены с безграничной верой в «Б‑га нашего, Владыку мира, питающего весь мир по доброте Своей, по милости, любви и милосердию» , — тогда наши старания принесут плоды. Помимо этого, заботясь о других и уповая на Всевышнего, Вы сможете укрепить свое физическое здоровье, а также начнете легче реагировать на всевозможные жизненные перипетии и, в частности, научитесь хладнокровию, необходимому во всех делах, связанных с поисками пропитания. Если же человек ведет поиски в тревожном состоянии, его усилия, как правило, оказываются тщетными.
Дай Б‑г, чтобы с этого момента в Вашей жизни все происходило в духе приближающейся Хануки, когда с каждым днем мы преумножаем свет . Желаю успеха на личном и общественном поприще и чтобы все Ваши новости отныне были только о хорошем, видимом и явном.
(Игрот кодеш. Т. 18. С. 124. Письмо 6626)
Упование на Всевышнего, Творца и Владыку мира, уместно не только в тех случаях, когда речь идет о Мире грядущем
Первый день адара II 5719 года (10 марта 1959)
Отвечаю на Ваше письмо от 25 адара‑алеф (5 марта). В благоприятное время я упомяну Ваше имя и имя Вашего родственника на могиле моего достопочтенного тестя, рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона, в связи с теми проблемами, о которых Вы мне написали.
Очевидно, что Вы — «муж, видевший бедствие» , видели также и немало проявлений Б‑жественного милосердия, спасавшего Вас от множества бед, и поэтому мне не нужно пространно объяснять Вам, что упование на Всевышнего, Творца и Владыку мира, уместно не только в тех случаях, когда речь идет о Мире грядущем , но также и в делах, непосредственно связанных с нашей действительностью. Вспомните сказанное в конце шестой главы «Таньи»: «Все дела этого мира тяжки и дурны».
Как это было неоднократно подтверждено в медицине, чем крепче у человека вера, тем энергичнее его жизнедеятельность. Вера также положительно влияет на наше телесное здоровье и настроение, что, в свою очередь, помогает нам преуспеть во всех наших начинаниях.
Что же касается конкретных проблем, упомянутых в Вашем письме, практические выводы нужно сделать в свете сказанного выше. Наши мудрецы говорили, что тому, кто творит добро, будет позволено делать это еще долгие годы. Соответственно, я искренне надеюсь, что со временем Вы сможете сообщить мне хорошие новости и известите меня об улучшении ситуации по всем пунктам. И дай Б‑г, чтобы со временем улучшения становились все заметнее.
Я верю, что, после того как Вы посетили Кфар‑Хабад , навещая больных, Вы вскоре побываете там с более приятной целью — проведать здоровых. Я также надеюсь, что Вы начнете принимать участие в хасидских застольях, которые время от времени там устраивают, поскольку эти застолья исцеляют, взбадривают и укрепляют дух тех, кто удручен и чье сердце истекает кровью в результате борьбы двух начал, [доброго и злого], формы и материи, духовного и плотского; борьбы Б‑жественной и животной душ .
С уважением и благословением, в ожидании хороших новостей.
(Игрот кодеш. Т. 18. С. 236. Письмо 6737)
Когда человек размышляет о том, как поступить, Всевышний следит за ним и помогает ему
16 сивана 5719 года (24 мая 1959)
Вы пишете о своем душевном состоянии: Вам трудно принимать решение по любым вопросам, у Вас всегда остаются сомнения по поводу разумности Вашего выбора и т. д.
С учетом Вашего воспитания, о котором Вы мне написали, думаю, что мне не нужно подробно объяснять Вам о Провидении — этом основополагающем принципе нашей веры и Торы (которую называют Учением жизни). Смысл учения о личном провидении очень прост: Всевышний, сотворивший наш мир и правящий им, следит за каждым человеком, мужчиной и женщиной, и не только за их общественными, но также и за личными делами. Эта идея позволяет нам понять принцип упования на Того, Кто правит миром и является воплощением блага, — принципа, согласно которому все является благом, в буквальном смысле этого слова.
Каждый верующий также понимает, что первым непосредственным следствием упования на Б‑га является тот простой факт, что для беспокойства и замешательства совершенно не остается места. Ибо каждый раз, когда человек размышляет о том, как поступить, Всевышний следит за ним и помогает ему — помогает всякому, кто стремится к добру и справедливости. И если еврей ведет себя согласно Торе, то его стремления безусловно достойны, а исполнение заповедей помогает ему поступать во всех своих начинаниях так, чтобы они оказывались во благо.
Так же как и во всех вопросах, касающихся веры, вышеупомянутый принцип не требует ни интеллектуальных доводов, ни глубоких и сложных философских доказательств. Ибо каждый, кто принадлежит к народу Израиля, будь то мужчина или женщина, чувствует в душе, что у него есть вера — даже если он не думает о том, верен этот принцип или нет, и является ли он обязательным с точки зрения логики. Ибо, как говорили мудрецы, все евреи — «верующие, сыны верующих». Это означает, что всем нам присуща вера, как приобретенная самостоятельно, так и унаследованная от верующих предков, чье духовное имущество также стало их собственностью. Наша вера и наше духовное наследие сильны в каждом из нас, и это самоочевидно.
Надеюсь, что приведенных выше строк, при всей их немногочисленности, будет достаточно, чтобы заставить Вас задуматься и помочь Вам осознать самую истинную и важную часть своего «я»: что в глубине души Вы совершенно уверены, что Всевышний следит за Вами. Соответственно, Вам остается лишь извлечь эти мысли из сокровенных тайников Вашей души и воплотить их в повседневной жизни — ибо в конечном счете «ничто не может устоять перед волей» .
Как уже было сказано, для того чтобы этого добиться, нужны вовсе не глубокомысленные умственные рассуждения. Надо просто прислушаться к своему внутреннему ощущению и вспомнить, что Вы полагаетесь на Всевышнего — то есть не пытаетесь сомневаться и не задаетесь всевозможными хитроумными вопросами, которые на самом деле никак не способствуют успеху и совершенно Вас не касаются. Если Вы сумеете от них отмахнуться, это, несомненно, позволит Вам с легкостью избавиться от всех обескураживающих Вас изнурительных мыслей, о которых Вы мне писали.
Также имеет смысл, чтобы в будние дни, несколько раз в неделю — лучше всего в понедельник, четверг и накануне субботы , — перед утренней молитвой Вы жертвовали несколько монет на благотворительность. Разумеется, принимая такое решение, следует избегать формальных обетов .
С благословением, чтобы Вы укрепились в своем уповании, и в ожидании хороших новостей.
(Игрот кодеш. Т. 18. С. 408. Письмо 6893)
Когда человек поймет, что это только испытание, оно просто исчезнет
Канун 14 тишрея 5720 года (16 октября 1959)
Преумножайте мир! Делайте все, чтобы сердца всех жителей сближались и стремились к единству. А самое главное, укрепляйтесь в вере, что все это преходяще, как сказано: «Ибо испытывает вас Г‑сподь, Б‑г ваш, чтобы узнать, любите ли вы Г‑спода, Б‑га вашего, всем сердцем вашим и всею душою вашею» .
Когда человек поймет, что это только испытание, оно просто исчезнет. Именно в этом заключается сокровенный смысл процитированного выше стиха: «Ибо поднимет вас Г‑сподь, Б‑г ваш»; поднимет вас над всеми преградами, скрывающими Его присутствие. Он делает это ради того, чтобы Вы познали Его «лицом и лицу» и были связаны с Ним прочной и несокрушимой цепью (см.: Ликутей Тора, Реэ. С. 19б и далее). И тогда высшее благо станет видимым и осязаемым благом и в нашем мире, как в материальном, так и в духовном плане, ибо сказано: «Время веселий наших» — во множественном числе.
И благо вверху становится видимым и открытым благом внизу и также благом для нас — как в материальных, так и в духовных аспектах, нашей радостью.
(Игрот кодеш. Т. 19. С. 18. Письмо 7048)