Сегодня мы продолжаем тему, начатую в предыдущем номере: должна ли женщина учить Тору, нужно ли это ей. Мы выяснили, что изучение Торы — это мицва для мужчин, но не для женщин. На женщине в первую очередь лежит обязанность держать дом и растить детей. Тору в идеале надо учить днем и ночью: многие знатоки Торы, выдающиеся раввины становились людьми «не от мира сего», будучи все время погружены в святые тексты. Женщина просто не может себе такого позволить.
В то же время сказать, что «это не мицва», и тем ограничиться, — такой подход наши мудрецы отвергают. В Талмуде высказано мнение, что, если человек не обязан исполнять ту или иную заповедь, но все‑таки ее исполняет, заслуга его даже выше, чем у тех, кто просто выполняет свой долг. Применительно к теме нашего обсуждения: женщина, которая находит время и силы, чтобы учить Тору, заслуживает не меньшего уважения, чем любой учащийся ешивы.
Но тогда возникает вопрос: как быть с талмудическим постановлением рабби Элиэзера, что «каждый, кто учит дочь свою Торе, учит ее бессмысленно»?
Во времена составления Талмуда и позже, в Средние века, комментаторы предостерегали: женщина, обученная мудрости Г‑сподней, сможет использовать полученные знания в неправильных целях. Потому что тогда было принято считать: женщина — существо «хитроумное». Сейчас времена изменились, для женщин открываются школы, они учат Тору, и ничего плохого не происходит. Да, обучение раздельное, в ешиву женщин не принимают, но это лишь потому, что при раздельном обучении легче сосредоточиться на предмете.
Чтобы понять истинную суть предостережения рабби Элиэзера, следует понять, что в его время, когда Талмуд, Устная Тора, только создавался, изучением Торы реально могли заниматься одни мужчины — просто потому, что женщины сидели дома. А сидели дома они потому, что в те времена был крайне высок уровень насилия в обществе: стоило женщине выйти без охраны, на нее могли напасть, ограбить, а то и увести в рабство! Сказано в Теилим: «Вся честь царской дочери внутри»: только дома женщина находилась в безопасности. Соответственно, девочка училась у матери и знания, как себя вести и как исполнять заповеди, получала дома.
Сегодня ситуация иная, выйти на улицу не опасно. Большинство женщин работают. А когда матери нет дома — откуда дочери получать знания о том, как правильно себя вести? И как еврейской дочери получить необходимые знания о еврейской культуре и традиции — особенно в России, где в течение почти всего ХХ века эта информация находилась под запретом?
Конечно, женщине необязательно изучать Талмуд, все тонкости дискуссий из Устной Торы. Но Тору Письменную читать необходимо, чтобы идти по жизни правильным путем. И алаху — еврейские законы — ей также учить обязательно: чтобы знать, как соблюдать заповеди.
Здесь мы вновь возвращаемся к постановлению рабби Элиэзера. В нем слово «бессмысленно» — традиционный перевод ивритского «тифлут». Но слово имеет и другое значение: «второстепенно». Рабби Элиэзер жил в разгар дискуссий, когда составлялся Талмуд. И, скорее всего, он имел в виду, что погружать женщину в эти дискуссии просто нет смысла — у нее и без того забот хватает!
Опять же, сегодня, когда женщины давно учат биологию и высшую математику, почему бы не учить даже Талмуд, коль скоро есть время и желание?..
Подведем итог: Талмуд женщине учить можно, но для нее это не главное. А Тору и алаху ей учить обязательно, чтобы стать подлинной носительницей еврейской культуры и содержать дом так, как положено по традиции. И хасидизм учить надо — чтобы почувствовать и понять, как любить Б‑га, как правильно Ему служить, что такое Б‑гобоязненность и как всему этому научить своих детей. А еще — раз уж женщина не все время сидит дома — как нести свет Торы и заповедей во внешний мир.
Знаменитый ученый и переводчик святых книг на русский язык, профессор Герман Брановер как‑то спросил у Ребе, можно ли ему включить в переводческий коллектив женщин. Разумеется, можно, отвечал Ребе, женщины чувствуют глубже, а это для переводчика особенно важно. «А можно ли поручить женщине перевести часть “Таньи”?» — «Да хоть всю “Танью”!» — воскликнул Ребе.
Ныне в России в каждой общине есть курсы «колель Тора» для девушек и женщин. Раз в году они собираются на шабатон, чтобы поделиться полученными знаниями и рассказами о том, какую пользу в повседневной жизни им приносит изучение Торы. И я очень советую нашим читательницам эту возможность использовать.