Новости

Амстердамский музей вернет картину Матисса наследникам жертвы Холокоста

27 июня, 18:00 искусство
Поделиться

Амстердамский музей «Стеделийк» заявил 25 июня, что вернет картину Анри Матисса 1920-х годов наследникам ее бывшего владельца – еврея, который был вынужден продать произведение искусства в Нидерландах во время Холокоста, а затем был депортирован в нацистский лагерь, где он в конечном итоге умер, пишет журналистка «The Algemeiner» Ширин Гермезян.

Картина «Одалиска» находится в коллекции музея «Стеделийк», принадлежащего муниципалитету Амстердама, с июля 1941 года. Картина была продана музею Альбертом Штерном, успешным производителем текстиля и коллекционером произведений искусства в Германии. Он руководил одним из ведущих производителей женской одежды в Германии, имевшим филиалы в Нью-Йорке, Лондоне, Копенгагене и Амстердаме. Бывшая штаб-квартира компании в Берлине теперь является зданием Федерального министерства юстиции Германии.

После исследования провенанса картины Голландский комитет по реституции пришел к выводу, что вполне вероятно, что продажа картины была связана с мерами, принятыми оккупационными силами против еврейского населения, и возникла из стремления к самосохранению, заявили в музее.

Комитет рекомендовал музею вернуть картину правопреемникам Стерна, и городской совет Амстердама, владеющий картиной, прислушался к этому совету.

После того как Гитлер пришел к власти в Германии в январе 1933 года, Штерн и его семья столкнулись с преследованием за то, что они были евреями, и были лишены своего имущества и средств к существованию. «Нацисты экспроприировали бизнес Штерна, его здание, дом семьи и ее имущество вместе с большей частью их активов, и семья уехала в изгнание, где они продолжали подвергаться физической угрозе со стороны нацистов», — заявила Комиссия по изъятым произведениям искусства в Европе, представляющая наследников Штерна. Семья Штерна эмигрировала в Нидерланды в 1937 году, но после нацистской оккупации Нидерландов они столкнулись с дополнительными преследованиями и предприняли несколько безуспешных попыток побега.

Некогда богатая семья была вынуждена продать оставшееся имущество, чтобы попытаться выжить. «Положение семьи ухудшилось до такой степени, что она была вынуждена продать свои вещи», — сообщили в музее. «Поскольку семье Штерн нужны были деньги для побега, Комитет по реституциям постановил, что это была недобровольная утрата владения по обстоятельствам, напрямую связанным с нацистским режимом». Штерн продал Матисса в одной из своих последних попыток сбежать из Европы вместе со своей семьей, включая детей и внуков. Однако по данным Комиссии по изъятым произведениям искусства в Европе, ему не удалось получить визы в другие страны, включая США, Мексику, Гаити, Кубу, Уругвай, Бразилию и Доминиканскую Республику. Вся семья Штерна была арестована и депортирована в различные нацистские концентрационные лагеря, где большинство из них умерло, за исключением его жены и двух внуков. Штерн умер в лагере для интернированных Лауфен в январе 1945 года.

«Возвращение Матисса — волнующий и ошеломляющий момент для всех нас», — заявили наследники Стерна. «Наши бабушка и дедушка любили искусство, музыку и театр, это было центром их жизни. За те несколько лет, что у нас была бабушка после войны, она передала нам эту любовь, и с тех пор она обогатила нашу жизнь». «Матисс проделал тот же путь из Берлина в Амстердам, что и наши бабушка и дедушка. Но картина осталась там, в «Стеделийке», и в течение 80 лет почти не было известно, откуда она пришла», — добавили они. «Семья в одиночку несла шрамы своей невыносимой и трагической истории. Теперь, наконец, благодаря голландскому комитету по реституциям, это признано. Это решение обеспечило символическую справедливость нашему дедушке».

Директор музея «Стеделийк» Рейн Вольфс заявил, что музей приветствует заключение голландского комитета по реституции относительно «Одалиски». «То, что вместе с наследниками, представленными Комиссией по изъятым произведениям искусства в Европе, мы смогли совместно передать это дело в голландский комитет по реституции это шаг вперед», — добавил он. «Эта работа представляет собой очень печальную историю и связана с невыразимыми страданиями, причиненными этой семье. Решение Комитета по реституциям отдает должное этой истории, и мы, естественно, следуем их обязательным советам».

Олдермен культуры муниципалитета Амстердама Турия Мелиани, назвала страдания, которые пережили евреи во время Второй мировой войны, «беспрецедентными и необратимыми». «Граждане-евреи лишились собственности, прав, достоинства, а во многих случаях и жизни», — добавила Мелиани. «В той степени, в которой что-либо можно исправить из-за огромной несправедливости, причиненной им, у нас, как общества, есть моральное обязательство действовать соответствующим образом. Возвращение произведений искусства, таких как картина «Одалиска», может много значить для жертв и имеет большое значение для признания причиненной им несправедливости. У нас, как у города, есть своя роль и ответственность в этом».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции