аналитика

Угрозу «вечной войны» создает для Израиля переход ХАМАСа к партизанской тактике 

Подготовил Семен Чарный 16 мая 2024
Поделиться

Спустя семь месяцев после начала войны ХАМАС далек от поражения, это вызывает в Израиле опасения, что он вступает в вечную войну, пишут журналисты Wall Street Journal Джаред Малсин и Саммер Сэд.

Группировка, признанная в США террористической, использует собственную сеть туннелей, небольшие ячейки боевиков и широкое общественное влияние, чтобы не только выжить, но и оказывать давление на израильские войска. ХАМАС атакует все более агрессивно, постоянно обстреливая из противотанкового оружия солдат, укрывающихся в домах, и израильскую военную технику, рассказывает израильский резервист из 98-й дивизии коммандос, которая в настоящее время воюет в Джабалии.

Боевик ХАМАСа

Стойкость ХАМАСа представляет стратегическую проблему для премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который заявляет, что ключевой целью войны является полное уничтожение палестинской исламистской группировки. В Израиле, в том числе в органах безопасности, усилились опасения, что отсутствует заслуживающий доверия план по замене ХАМАСа, и какие бы успехи ни были достигнуты военными, они будут сведены на нет.

По словам очевидцев, после того как израильские военные ввели танки и войска в Рафах, который они объявили последним оплотом ХАМАСа, тот предпринял серию внезапных атак на израильские войска в северной части сектора Газа. Районы, которые до того были относительно спокойными, превратились в поля сражений. 14 мая Израиль заявил, что задействовал танки для поддержки своих войск в столкновениях с десятками боевиков, и нанес удары с воздуха по более чем 100 целям, в том числе по той, которую назвал военным штабом ХАМАСа в центральной части Газы. 

«ХАМАС присутствует в Газе повсюду, — заявляет Йост Хилтерман, руководитель программы по Ближнему Востоку и Северной Африке Международной кризисной группы, организации, занимающейся урегулированием конфликтов. — Он далек от поражения».

Вертолет ВВС Израиля наносит удар по позициям террористов в секторе Газа. Май 2024 года

Отсюда следует, что Израиль, по-видимому, далек от достижения цели Нетаньяху — полной победы. Согласно высказываниям нынешних и бывших израильских военных чиновников и оценкам американской разведки, независимо от того, предпримет Израиль полномасштабную атаку на Рафах или нет, ХАМАС скорее всего выживет и будет сопротивляться в других районах сектора Газа.

«Мы не остановимся, пока не добьемся падения террористического режима ХАМАСа. Мы отомстим всем, кто совершил это нападение, до последнего из них», — заявил Нетаньяху 13 мая, имея в виду нападение ХАМАСа 7 октября 2023 года.

Офис премьер-министра Израиля отказался комментировать возрождение ХАМАСа в Газе.

В дополнение к этим проблемам главный лидер ХАМАСа в Газе Яхья Синвар, отдавший приказ о нападениях 7 октября, в результате которых, по данным израильских властей, погибли 1200 человек, в основном мирных жителей, сумел пережить израильское наступление, скрываясь в туннелях под Газой. Сеть туннелей оказалась более обширной, чем ожидалось, и создала особую проблему для израильской армии, попытавшейся расчистить их с помощью взрывчатки после того, как ранее была предпринята попытка залить их морской водой.

Лидер ХАМАСа в секторе Газа Яхья Синвар. 2023 год

Отражая веру группировки в то, что она сможет пережить войну в долгосрочной перспективе, Синвар передал посредникам на переговорах о прекращении огня сообщение: ХАМАС готов к битве в Рафахе и вера Нетаньяху в то, что он сможет ликвидировать ХАМАС, наивна. 

«Он всегда хотел показать, что ХАМАС по-прежнему у власти, что они не покинули поле боя и могут продолжать борьбу месяцами, если не годами», — рассказывает о Синваре арабский переговорщик.

ХАМАС использовал свои туннели, своих бойцов и запасы оружия, чтобы из группировки, которая выступала в качестве правительства сектора Газа после победы на парламентских выборах в 2006 году и военного переворота в 2007 году, вновь превратиться в партизанское движение.

Этот сдвиг отражает некое возвращение к корням той группировки, которая организовала сопротивление израильской военной оккупации на Западном берегу и в секторе Газа во время первой палестинской интифады, или восстания, в 1980-х годах. По мнению аналитиков по вопросам безопасности и очевидцев из Газы, в нынешней войне это означает использование тактики «бей и убегай», а также действия небольшими группами боевиков.

Боевики ХАМАСа

Группировка не демонстрирует даже признаков нежелания воевать. Во время последнего раунда переговоров о прекращении огня Израиль предупредил, что, если не будет достигнут прогресс, он вторгнется в Рафах, где укрываются более миллиона беженцев-палестинцев. Сказано это было в стремлении оказать давление на ХАМАС, чтобы тот смягчил свои требования. Но представители ХАМАСа заявили участникам переговоров, что уже проявили достаточную гибкость для достижения прекращения огня и угрозы Нетаньяху о вторжении в Рафах не заставят их и глазом моргнуть. 

«Израиль угрожает атаковать Рафах и говорит, что они должны завершить свою операцию именно там, — заявил высокопоставленный представитель ХАМАСа Муса Абу Марзук 6 мая в интервью дубайскому каналу MBC. — Кто вам мешает? Продолжайте, проведите атаку и завершите свою работу». 

По словам арабского переговорщика, в ключевые моменты переговоров о прекращении огня Синвар порой предпочитал именно открывать огонь. Недавний раунд переговоров сорвался после того, как ХАМАС атаковал важный пограничный переход для доставки гуманитарной помощи, убив четырех израильских солдат.

По данным палестинских чиновников, с начала войны в Газе погибло более 35 000 человек, большинство из которых мирные жители. При этом не сообщается, сколько из них боевиков ХАМАСа.

Сектор Газа

Израиль вторгся в северную часть сектора Газа в 2023 году в ответ на нападения ХАМАСа 7 октября. Тогда израильские военные заявили, что им приказано очистить территорию от боевиков ХАМАСа, начиная с северной части сектора Газа, без какого-либо плана относительно того, кто возьмет под свой контроль эти районы после вывода израильских войск. Уже в 2024 году Израиль вывел большую часть своих солдат из северной Газы, переключившись на операции в центральной и южной частях Газы. Это позволило ХАМАСу восстановить свое влияние.

Некоторые израильские силовики и аналитики обвиняют правительство Нетаньяху в том, что оно не разработало план создания такого органа власти, который заменил бы ХАМАС. Другие задаются вопросом, было ли возможным сформировать альтернативное палестинское правительство в разгар войны, когда ХАМАС угрожает нападать на любого, кто сотрудничает с израильскими военными.

«Что касается того, что именно заменит ХАМАС, то нет никаких сомнений: альтернатива ХАМАСу создает давление на ХАМАС, но это вопрос политического эшелона», — заявил пресс-секретарь ЦАХАЛа Даниэль Хагари 14 мая.

Джабалия была одним из тех районов, куда Израиль в последние дни вновь направил свои войска, чтобы очистить местность от боевиков ХАМАСа. Израильские военные ранее заявляли, что им удалось разрушить командные структуры группировки на севере сектора Газа.

Израильский танк на границе с сектором Газа. Май 2024 года

Американские чиновники заявили, что обеспокоены необходимостью возвращения израильских военных на север, отметив, что администрация Байдена уже давно обдумывает план послевоенного управления Газой. Возобновившиеся боевые действия демонстрируют, что военные сделали недостаточно для живущих там палестинцев, предоставив ХАМАСу и другим боевикам возможность вернуться, констатировал представитель министерства обороны США.

Нетаньяху отказался сотрудничать с базирующейся на Западном берегу Палестинской администрацией в Газе, обвинив ее в поддержке палестинских военизированных группировок.

ХАМАС при этом не отказывается от своей роли де-факто правящей власти в некоторых районах Газы, посылая туда своих боевиков без униформы. Израильские чиновники считают, что ХАМАС восстанавливает влияние через полицию и органы гражданской обороны, которые находятся под контролем возглавляемого ХАМАСом министерства внутренних дел. Группировка продолжает существовать и как общественное движение.

«Даже если вы ослабите террористическую активность, у вас все равно останутся общественные структуры, чувство исламского братства, идеологические и религиозные элементы, — заявляет бывший глава израильской военной разведки генерал-майор Тамир Хайман. — Это не то, что можно искоренить».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Wall Street Journal: «Гендиректор» ХАМАСа, раздобывший денег на атаку на Израиль

Джабарин нашел новый дом для своей бизнес‑империи в Турции. Финансовый директор ХАМАСа при содействии некоего турецкого партнера приобрел и арендовал коммерческие и жилые объекты недвижимости, а также покупал автомобили люкс‑класса. Джабарин пользовался своим положением, чтобы финансировать атаки на израильтян. В 2019 году США наложили санкции непосредственно на Джабарина, а позднее заявили, что он стал «мозгом», стоящим за «финансовой сетью, благодаря которой ХАМАС собирал, инвестировал и отмывал огромные денежные суммы», действуя из Турции.

Newsweek: «Корпорация ХАМАС». Империя недвижимости, финансировавшая нападение боевиков на Израиль 

Строительные компании являются жизненно важной частью финансовой модели ХАМАСа. Причина, по которой ХАМАС занялся недвижимостью, очевидна. Строительство и последующая продажа недвижимости для ХАМАСа удобный способ завуалировать свои финансовые средства. Рядовые собственники жилья не подозревают, что, потратившись на покупку квартиры, поспособствовали росту военизированной организации, виновной в самом жестоком со времен Холокоста массовом убийстве евреев.

Как деньги и политика Катара привели к 7 октября

Катар — принципиально неискренний игрок, лживо представляющий себя честным посредником, якобы оказывающим сдерживающее влияние в регионе, и «другом Запада». В докладе уточняется, что «финансирование и политика Катара непосредственно привели к 7 октября. Продолжать позволять Катару выступать в роли ключевого посредника в конфликте в Газе ошибочно. Любая роль в посредничестве должна рассматриваться в контексте исторической и постоянной поддержки Катаром военной инфраструктуры, операций и стратегии ХАМАСа»