Иван Ильин (1883-1954), правоконсервативный русский философ, чье имя известно в основном знатокам философии, в апреле вдруг оказался на первых полосах СМИ. Причиной этого неожиданного внимания стала организация в Российском государственном гуманитарном университете в Москве Высшей политической школы имени Ильина.
Эта организация утверждена приказом от 4 июля 2023 года № 01-546/осн., ее директором стал философ-«евразиец» Александр Дугин. При этом сам Дугин в своей книге 2010 года ругал Ильина, заявляя, что тот пытался заменить «русский дух» «немецкой схемой».
О назначении Дугина стало известно в январе 2024 года.
В апреле на платформе change.org появилась петиция «Против учебно-научного центра имени Ивана Ильина в РГГУ». «Мы, студенты Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и неравнодушные граждане, выражаем свое искреннее возмущение и негодование в связи с созданием учебно-научного центра имени ультраправого философа Ивана Ильина. В XX веке Иван Ильин активно потворствовал деятельности немецко-фашистского режима, оправдывал преступления Гитлера противостоянием с большевизмом и писал о необходимости русского фашизма. Научный центр одного из ведущих вузов страны — победительницы фашизма не может носить имя сторонника фашистских идей <…> Требуем переименовать учебно-научный центр», — говорилось в петиции.
По некоторым данным, составителями ее были члены МГК ЛКСМ.
К настоящему моменту число подписавшихся составило почти 28500 человек.
Ректор РГГУ Александр Безбородов заявил, что Иван Ильин «никаких нацистов и фашистов не поддерживал», а те, кто считает иначе, действуют «в интересах украинских спецслужб».
Сам Дугин завил, что «речь идет о сетевой спецоперации ряда недружественных государств… Кое-какие нити ведут напрямую к ЦРУ… Когда-то мы доберемся и до настоящих заказчиков… А переименуем мы не нашу Школу, а ее оголтелых противников. И так переименуем, что мало не покажется».
Дугин также отметил, что студентов РГГУ ВПШ им. Ильина вообще не затрагивает: «Речь идет о курсах ДПО для проректоров по образовательной работе вузов и о пересмотре парадигм гуманитарного знания в условиях прямого столкновения русской цивилизации с цивилизацией Запада, и соответствующих им систем ценностей — традиционных и нетрадиционных. Ни о какой идеологии речи не идет, и к советскому периоду создатели ВПШ относятся с уважением и пониманием, особенно в вопросах госстроительства и суверенитета».
Но к студентам вскоре присоединились и политики. Первый секретарь ЛКСМ, депутат Госдумы от КПРФ Владимир Исаков 17 апреля обратился к генпрокурору РФ Игорю Краснову с просьбой проверить законность действий ученого совета РГГУ в части создания учебно-научного центра имени Ивана Ильина. Парламентарий в своих обращениях назвал Ильина «бесспорным пособником фашизма», а также отметил, что ныне высказывания философа могли бы подпасть под уголовную статью о «реабилитации нацизма», так как он открыто называл себя фашистом, приветствовал вторжение Гитлера в СССР, симпатизировал Муссолини и обвинял советские власти в гибели 37,5 млн человек в годы Второй мировой войны.
«Сегодня наша страна на всех фронтах борется с проявлением фашизма и национализма. И данная борьба должна быть последовательна. У фашизма не может быть оттенков или национальностей. Нет украинского, немецкого фашизма — это все одно. Критикуя Степана Бандеру, мы не можем обелять Ивана Ильина», — заявил Исаков.
Похожие оценки публично высказали коллеги Исакова по фракции Денис Парфенов, Олег Смолин, Анжелика Глазкова и член фракции КПРФ в Мосгордуме Павел Тарасов.
Так, Д. Парфенов заявил в интервью «Газете.ру»: «У него [Ильина] достаточно четко выраженные крайне правые взгляды, очень сильная симпатия к фашизму как к идеологии, как к форме организации политической жизни. И то, что это находит своих почитателей среди правящей верхушки, не может не настораживать».
Спикер Госдумы Вячеслав Володин 20 апреля в своем телеграм-канале призвал не превращать дискуссию вокруг ВПШ в политический скандал.
«Не раз говорил, повторю и сейчас: победить нашу страну извне невозможно. Опасность возникает, когда наше общество допускает внутренние распри. Поэтому враги России стремятся расколоть нас изнутри. Мы не должны этого допускать. Важно не только пресекать подобные попытки, но и самим быть мудрее: не позволять навязывать нам разрушающую повестку и искусственные противоречия», — заявил Володин.
21 апреля конфликт вокруг ВПШ затронул и ведущий программы «Вести недели» на канале Россия-1 Дмитрий Киселев. Он выразил уверенность в том, что «некие активисты» атаковали учебный центр, вовлекая в свою акцию студентов, «с подачи скоординированных публикаций на Западе». Телеведущий также призвал участников дискуссии «не собачиться».
Философ и фашизм
Но вокруг чьего же имени ломаются копья, о ком речь?
Иван Ильин родился в Москве. Его отец был дворянином, крестником императора Александра II. Ильин получил философское образование. Он автор вышедшей в 1918 году книги о Гегеле, считающейся одним из лучших комментариев к его философии.
Активный противник большевиков, он был выслан из страны в 1922 году. До 1938 года жил в Германии.
В 1925-м издал книгу «О сопротивлении злу силой», где оправдывал насилие со стороны государства.
В 1933-1934 годах работал в Русском научном институте в Берлине заместителем директора (по другой версии, директором). Затем, до 1937 года, выступал с лекциями антикоммунистического толка.
В 1938-м Ильин перебрался в Швейцарию, но правительство этой страны выдвинуло условием проживания для него запрет на политическую деятельность. После Второй мировой войны этот запрет ослабел, и Ильин сумел опубликовать ряд статей.
Издание трудов Ильина в России возобновилось в 1988 году. В 2005-м его прах был перезахоронен в Донском монастыре в Москве.
Нынешние споры вызывает не его работа о Гегеле и иные книги, а публицистика 1920-х-1950-х годов.
В 1920-1930-х Ильин действительно восхищался фашизмом, прежде всего итальянским. Так, в 1926-м он писал об итальянском диктаторе Бенито Муссолини: «Его политика пластична, рельефна: она состоит из личных поступков, ярких, законченных, самобытных и часто со стороны — неожиданных <…> Им руководит скрытый, но внутренне жгущий его, хотя и смутно осязаемый им идеал, — волевой миф, который может однажды стать реальнее самой действительности <…> Конечно, никто не знает, сколько еще лет жизни отведено в книге судеб этому замечательному человеку и куда поведет Италию его острый взор и стальная воля <…>»
Он восторженно относился к «римскому приветствию»: «Вы знаете этот жест фашистского приветствия: правая рука, вытянутая вперед и вверх, наискось, с ладонью, обращенною вниз, — сразу, жест подъема, стремления, клятвы, отдачи, единения, решимости, привета <…> как прост и трогателен у них этот жест!»
В 1928 году Ильин написал программную статью «Русский фашизм». Ее ключевая идея такова: «Фашизм есть спасительный эксцесс патриотического произвола». «Фашизм есть стихия национального каления, патриотической страсти и исключительности; он горит, шумит, бурно распространяется и зажигает огни на национальных алтарях. Он, как лава Везувия, вытекает за пределы, многое сожигает и во время извержения не блюдет граней и форм», — писал Ильин.
В мае 1933-го он опубликовал статью под названием «Национал-социализм. Новый дух». В ней Ильин обрушивался на европейских либералов, критикующих «новый дух» и тем самым создающих «перекличку ненависти и злобы». Он не остановился перед заявлением, бывшим как минимум на грани прямого антисемитизма: «Прежде всего, я категорически отказываюсь расценивать события последних трех месяцев в Германии с точки зрения немецких евреев, урезанных в их публичной правоспособности, в связи с этим пострадавших материально или даже покинувших страну <…> Наша русская трагедия была им чужда; случившаяся же с ними драматическая неприятность не потрясает нас и не ослепляет. Германский национал-социализм решительно не исчерпывается ограничением немецких евреев в правах».
«Драматическими неприятностями» Ильин называл бойкоты, изгнания со службы, прямые нападения. А далее он фактически повторял нацистскую пропаганду, обвинявшую евреев в поддержке большевиков: «За 15 лет этого ада не было в Германии более пробольшевистских газет, как газеты немецких евреев — «Берлинер Тагеблатт», «Фоссише Цейтунг» и «Франкфуртер Цейтунг». Газеты других течений находили иногда слово правды о большевиках. Эти газеты никогда. Зачем они это делали? Мы не спрашиваем. Это их дело. Редакторы этих газет не могли не отдавать себе отчета в том, какое значение имеет их образ действия и какие последствия он влечет за собою и для национальной России, и для национальной Германии…»
Ильин заявлял, что «отказывается судить о движении германского национал-социализма по тем эксцессам борьбы, отдельным столкновениям или временным преувеличениям, которые выдвигаются и подчеркиваются его врагами», и восхвалял Гитлера, который «остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе».
«Пока Муссолини ведет Италию, а Гитлер ведет Германию — европейской культуре дается отсрочка», — подчеркивал Ильин.
И заявлял, что «дух национал-социализма не сводится к «расизму» <…> Он выдвигает положительные и творческие задачи. И эти творческие задачи стоят перед всеми народами. Искать путей к разрешению этих задач обязательно для всех нас. Заранее освистывать чужие попытки и злорадствовать от их предчувствуемой неудачи — неумно и неблагородно».
Ильин хвалил и первые нацистские гонения, вновь не удерживаясь от антисемитского стереотипа и ставя в один ряд марксистов и евреев: «Удаляется всё, причастное к марксизму, социал-демократии и коммунизму; удаляются все интернационалисты и большевизаны; удаляется множество евреев».
Ильин пытался отрицать тотально антисемитский характер нацистского режима. Он указывал, что для евреев, мол, остаются открытыми частное предпринимательство и торговля, а правнуки евреев, ветераны войны и их близкие родственники могут оставаться на государственной службе, поэтому якобы «немецкий еврей, доказавший на деле свою лояльность и преданность германской родине, — правовым ограничениям (ни в образовании, ни по службе) не подвергается».
Ильин тщательно перечислял положительные качества национал-социализма: патриотизм, вера в самобытность германского народа и силу германского гения, чувство чести, готовность к жертвенному служению, дисциплина, социальная справедливость и внеклассовое, братски всенародное единение.
Там же он упоминал о том, что на белое движение «клеветали», обвиняя его в погромах (имеются в виду чудовищные погромы времен Гражданской войны, главным образом на Украине, значительная часть которых была совершена деникинскими войсками).
Разочарование в нацистском режиме наступило у него лишь тогда, когда он сначала был выдавлен с руководящих постов в Русском научном институте, а затем вынужден покинуть Германию в 1938 году.
Уже после Второй мировой войны, в 1948 году Иван Ильин написал статью «О фашизме», в которой предложил заимствовать из национал-социализма все ценное, но не повторять вызвавших сокрушительное поражение ошибок: «Фашизм есть явление сложное, многостороннее и, исторически говоря, далеко ещё не изжитое. В нём есть здоровое и больное, старое и новое, государственно-охранительное и разрушительное. Поэтому в оценке его нужны спокойствие и справедливость».
Он также писал, что фашизм, «выступая против левого тоталитаризма — это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным <…> был <…> прав, поскольку искал справедливых социально-политических реформ. Эти поиски могли быть удачны и неудачны: разрешать такие проблемы трудно, и первые попытки могли и не иметь успеха. Но встретить волну социалистического психоза — социальными и, следовательно, противосоциалистическими мерами — было необходимо. Эти меры назревали давно, и ждать больше не следовало».
По его мнению, фашизм «исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру».
Перечисляя же ошибки фашизма, Ильин скромно свел все чудовищные военные преступления и Холокост к формуле «ухода в крайности национализма и воинственного шовинизма». Он сетовал, что фашизм не удовлетворился «авторитарной диктатурой, достаточно крепкой для того, чтобы а) искоренить большевизм и коммунизм и б) предоставить религии, печати, науке, искусству, хозяйству и некоммунистическим партиям свободу суждения и творчества в меру их политической лояльности».
И это была не единственная его подобная поздняя статья. В статье 1953 года под названием «Германия возрождается» одним из главных преступлений Гитлера Ильин называл не чудовищные военные преступления и Холокост, а проигрыш войны, который отныне всей Европе угрожал «советским нашествием».
В статье того же времени «Кризис демократии обостряется» он вновь с похвалой отозвался о Муссолини, с сожалением заметив, что подобные ему люди «редки».
Впрочем, следует отметить, что в статье, посвященной «делу врачей» и антисемитской кампании в СССР под названием «Вражда между Советией и Израилем» (1953) Ильин отмечал, что нацисты развивали «расовую ненависть с такой фантазирующей свирепою последовательностью, что чтение их статей и просмотр их книг производит нередко впечатление невменяемости или прямого сумасшествия».
«Здесь не было ни совести, ни разума, ни исторических знаний, ни справедливости, садизм Аушвица явился последовательным проявлением этого аффектированного безумия», — писал Ильин.
Но даже там он повторял антисемитский миф о двойной лояльности, заявляя, что сионистский конгресс в Базеле в 1946 году якобы принял резолюцию, согласно которой всякий еврей, где бы он ни находился, прежде всего является «гражданином израильского государства», обязанным ему повиновением и услугами.
В статье «Стратегические ошибки Гитлера» Ильин отдал дань конспирологии, отметив «масонство» в ряду значимых сил, сыгравших роль в сокрушении нацистской Германии. Там же он отметил, что Гитлер и его режим «разрушали чужие города, свирепо и систематически истребляли невинных людей и исключали из самого процесса ведения войны всякий морально-рыцарский и религиозный элемент». Ильин отмечал «неслыханно жестокую расправу со всем европейским еврейством».