Йом Кипур

Учение Хабад. Сущность Йом Кипура

Йоэль Кан. Перевод и составление комментария Михаэля Корица 21 сентября 2023
Поделиться

Сущность Йом Кипура

Это глубинное свойство еврейской души быть единой со Всевышним проявляется и в искуплении Йом Кипура, когда «сущность дня искупает» Вавилонский Талмуд, трактат Шавуот, 13а.
.

Утверждение о «сущности дня» как причине искупления грехов требует объяснения. Если под словом «искупление» мы понимаем, что Всевышний прощает и не наказывает, то можно понять влияние «сущности дня Йом Кипура» в том смысле, что в этот день Всевышний хочет простить и поэтому отменяет наказание. Но слово капара «искупление» — имеет дополнительное значение — «очищение» (как написано в книге Танья в начале «Послания о раскаянии», «капара означает очищение, что [Всевышний] очищает от грязи греха» Рабби Шнеур‑Залман. Танья, 3:1.
). Грех грязнит и пятнает душу, а искупление очищает и снимает эту грязь. Поэтому, если искупление было результатом «возвращения», суть которого — горечь от греха и раскаяние в содеянном, понятно, как снимается пятно с души — при помощи горечи и раскаяния выкорчевывается зло из души и отчищается пятно Как это объяснялось в шестом уроке.
. Но если искупление наступает благодаря «сущности дня», то каким образом происходит это очищение от греха?

Вопрос этот остается в силе как по отношению к мнению Рабби, сказавшего, что «сущность Йом Кипура дает искупление» и без раскаяния, так и по отношению к мнению мудрецов, что «Йом Кипур искупает [грехи лишь] раскаявшихся». Ведь даже по их мнению искупление, включая очищение души, происходит благодаря «сущности дня» (как говорилось в 7.7), а значит, и по их мнению требуется объяснить, как «сущность дня» может очистить душу от пятна греха.

Объяснить это можно тем, что на душе пятно от греха может существовать, лишь если человек является отдельным существованием и его связь со Всевышним сводится к выполнению Его желания. Когда при этом еврей действует против желания Всевышнего, то и связь с Ним нарушается и образуется пятно на душе. Если же человек сумеет пробудить и раскрыть в своей душе собственное внутреннее желание быть связанным со Всевышним, то эта связь восстанавливается и душа очищается. В этом состоит искупление в результате «возвращения».

Но когда раскрывается, что истинное существование еврея — это Б‑жественность, тогда и проясняется, что изначально в его связи со Всевышним не было никакого ущерба.

Рассматривая сущность еврея невозможно сказать, что он является отдельным от Всевышнего существованием; эти два существования связаны, но иногда связь нарушается. Сущность еврея изначально едина со Всевышним.

В этом состоит значение слов «сущность Йом Кипура искупает». В этот день раскрывается сущностная связь Всевышнего с евреями, которая не может понести ущерба.

При рассмотрении низших уровней души и Б‑жественного в них раскрытия (о которых шла речь в 7.5) в соединении, существующем между евреем и Всевышним, можно заметить изъян, а «возвращение» еврея ко Всевышнему его исправляет и очищает от образовавшейся грязи. Но на уровне еврейской сущности, где еврей един со Всевышним, искупление не означает очищение от грязи и устранение изъяна, а подразумевает раскрытие того, что изначально в душе еврея для изъяна не было места.

И хотя для искупления Йом Кипура требуется раскаяние и «возвращение» ко Всевышнему (поскольку решение в споре между Рабби и мудрецами было принято согласно мнению мудрецов, считавших, что искупление грехов в Йом Кипур происходит лишь для раскаявшихся), есть разница между раскаянием Йом Кипура и раскаянием в течение всех остальных дней года. Содержание раскаяния в течение всего года (включая Десять дней раскаяния Как они рассматриваются отдельно от Йом Кипура и Рош ѓа‑Шана, см. в 7.5.
) заключается в проявлении внутреннего желания еврея выполнить волю Всевышнего. Однако в Йом Кипур раскаяние является подготовкой и предваряет раскрытие самой сущности еврея, проявление его в качестве сына Всевышнего.

Раскрытие еврейской сущности в Йом Кипур находит себе явное выражение. В этот день в синагогах можно встретить много евреев, целый год не посещавших их вовсе. Даже те, кого не видно в начале Йом Кипура, приходят, по крайней мере, к концу дня, на молитву неила Пятая, завершающая молитва дня Йом Кипур. Ее читают незадолго до захода солнца. Неила означает «закрытие», то есть завершение особой святости дня Йом Кипур (подробнее об этом см. в 7.14). . Они приходят не для того, чтобы выразить раскаяние и произнести покаянные молитвы за содеянное в течение года или принять решения на будущее, а чтобы самоидентифицироваться, быть вместе со Всевышним. Это и есть сущностная связь.

 

■ Сущностная связь совсем не обязательно отделена от поступков и слов человека.

 

Понятно, что раскрытие еврея в качестве сына Всевышнего приведет в конце концов к проявлению этого качества в действии и он будет вести себя, как подобает сыну. Но при этом неверно определять его как сына лишь на основании его сыновнего поведения, поскольку «сын» — это сущностное свойство человека (см. подробнее в 7.9).

 

Порядок служения

Теперь понятно, что словами Талмуда «десять дней между Рош ѓа‑Шана и Йом Кипуром» мудрецы объясняют порядок служения Всевышнему. Первым наступает служение Рош ѓа‑Шана — «сделайте Меня над вами Царем», затем следуют Десять дней раскаяния, которые включают в себя и «возвращение» Рош ѓа‑Шана и Йом Кипура, а затем достигается основное содержание Йом Кипура — «сущность дня».

Начало всего — коронация Всевышнего. Еврей ставит Всевышнего Царем над собой, когда трубит в шофар.

 

• Заповедь заключается в том, чтобы слушать звук шофара, поэтому каждый слушающий этот звук участвует в коронации Всевышнего наравне с трубящим в шофар.

 

Тем самым он выражает сыновнее единство — показывает, что без Всевышнего он не может жить, и поэтому просит Всевышнего царствовать над ним и над всем миром.

После этого в еврее пробуждается стремление к более усердному изучению Торы и соблюдению заповедей — желаний Царя. И если еврей упустил в течение года что‑то, сейчас он раскаивается в этом до глубины души и возвращается ко Всевышнему. В этом заключается служение Десяти дней раскаяния.

Затем, когда «возвращение» еврея совершено, наступает «сущность дня Йом Кипур», когда вновь раскрывается истинное содержание еврея как сына Всевышнего, и тогда только он достигает полного искупления и очищения.

Пять молитв — пять ступеней

Особенность Йом Кипура и в том, что в этот день установлено пять обязательных молитв (амида), в отличие от других дней, когда читаются три или четыре такие молитвы. Объяснение этому таково См.: Любавичский Ребе. Ликутей сихот. Том 4. С. 1154. См. также в книге Маамарим мелукатим, часть 1, маамар Вехоль адам, раздел 7.
:

В книгах по каббале и хасидскому учению сказано, что Б‑жественная еврейская душа включает в себя пять ступеней. Основанием для этого служат слова мидраша: «Пять имен даны душе» Дварим раба, 2:37.
 — нефеш, руах, нешама, хая и йехида. Каждая из этих ступеней выражает особый образ связи еврея со Всевышним.

Опишем вкратце особенность каждого из уровней души: нефеш — связь со Всевышним через действие; руах — связь через сердечные чувства: любовь и трепет; нешама — связь, возникающая через интеллектуальное служение; хая — связь, существующая в глубине души еврея, внутреннее желание которого — выполнить волю Всевышнего (как объяснялось, в 7.4). Пятая ступень души — йехида — не имеет конкретного объяснения и описания. Это сама сущность еврея, объединенная со Всевышним, сущностная связь, не сводимая ни к какой форме или движению, а означающая именно то, что еврей и Всевышний по сути — одно целое.

В Ликутей Тора объясняется Бемидбар, 81б.
, что каждая из пяти молитв амида соответствует одной из ступеней души. Поэтому в обычные дни года, когда в душе раскрываются лишь три ступени — нефеш, руах и нешама, произносят три молитвы: аравит (вечернюю), шахарит (утреннюю) и минху (послеполуденную). В шабат, праздники и новомесячья, когда раскрывается ступень хая, добавляется молитва мусаф. И лишь в Йом Кипур, когда раскрывается сущностная связь евреев со Всевышним — ступень йехида в душе, совершают и пятую молитву — неилу, поскольку тогда раскрывается та глубокая внутренняя связь еврея со Всевышним, которая выше любых частных ограничений.

 

■ Традиционный годовой цикл публичного чтения Торы в синагоге начинается в первый шабат после праздника Симхат Тора и завершается на следующий год в Симхат Тора. Чтение это происходит каждый шабат за исключением праздников. Каждый шабат продолжают чтение с того места, на котором остановились в предыдущий. Из‑за изменяющейся длины еврейского года, в котором может быть как 12, так и 13 лунных месяцев, нет жесткой связи между праздниками и отрывками из Торы, которые читают в предшествующий празднику шабат. Существует несколько исключений, в скрытом смысле одного из которых мы попытаемся разобраться.

 

Сущностная связь приводит к единству

В еврейском календаре установлено, что всегда в шабат перед Рош ѓа‑Шана в синагоге читают главу Торы Ницавим, начинающуюся со слов: «Все вы стоите в этот день Обычно это выражение, дословно переводимое «этот день», означает «сегодня»,«этот конкретный день».
пред Г‑сподом, Б‑гом вашим» Дварим, 29:9.
. Комментаторы пишут См.: Панеах раза, конец главы Ницавим; Рабби Шнеур‑Залман. Ликутей Тора, в начале главы Ницавим.
, что в словах «в этот день» есть намек на Рош ѓа‑Шана, о котором сказано: «Это день начала Твоих дел» Слова из молитвы в Рош ѓа‑Шана. .

 

• Почему Рош ѓа‑Шана называется «днем начала Твоих дел»? Рош ѓа‑Шана — это шестой день от 25 элула, т.е. первого дня, в который началось сотворение мира. «Начало Твоих дел» — это творение первого человека, придавшее осмысленность и значение всему процессу творения.

 

Каков смысл этого толкования? Далее в главе Ницавим Тора перечисляет различные группы евреев от «главы ваших колен» до «дровосека твоего и водочерпия твоего». И, несмотря на все различия между разными евреями, в этот день «все вы стоите… пред Г‑сподом Б‑гом», все — объединены, все вместе.

Это единство имеет прямое отношение к особому служению Рош ѓа‑Шана и Йом Кипура — служению, связанному с раскрытием в душе ступени йехида. Пока эта ступень не раскрыта, в еврейском между разными группами народе будут ощущаться различия. Лишь когда раскрывается ступень йехида, возможно настоящее единство евреев.

По отношению к изучению Торы и соблюдению заповедей между евреями, стоящими на разных ступенях духовного совершенства существует много различий: один учится больше, другой меньше, этот соблюдает больше заповедей, а тот меньше. Даже во внутреннем желании евреев быть связанными с Творцом (служением «возвращения» ко Всевышнему), в котором на первый взгляд все равны, тоже есть различия. У одного раскаяние глубже, чем у другого. Но по отношению к внутренней сущности евреев (йехида в душе) все по‑настоящему равны.

В этом раскрытии внутренней сущности евреев кроется причина того, что в Рош ѓа‑Шана и Йом Кипур особо подчеркивается единство между евреями. В Рош ѓа‑Шана принято желать другим: «Да будете записаны в Книгу жизни и будет утверждено это решение на хороший и сладкий год». С наступлением Йом Кипура в самом начале молитвы Коль нидрей приглашаются к участию в ней все евреи без различия; в молитве, посвященной службе в Храме, мы называем Йом Кипур днем укрепления любви и дружбы.

 

• Происхождение молитвы Коль нидрей восходит к периоду массового крещения евреев Испании и Португалии под давлением инквизиции. Начинается она со слов «Нам разрешено молиться вместе с грешниками». В молитве подчеркивается, что, несмотря на тяжесть совершенного, эти грешники остались едины с остальными евреями.

 

Теперь понятна и связь слов Торы «Все вы стоите в этот день…» с их продолжением: «чтобы вступил ты в союз Г‑спода, Б‑га твоего» Дварим, 29:9, 11.
. Раши комментирует: «Так делали заключающие союз — делают перегородку с одной стороны, перегородку с другой стороны и проходят между ними, как сказано — “тельцом, которого рассекли они надвое и меж частями которого они прошли” Ирмеяѓу, 34:18.
» Раши. Комментарий к Дварим, 29:11. . Разоберем смысл этого обычая. Суть заключения союза — создание связи между людьми. Если так, почему для церемонии вступления в союз выбран неподходящий на первый взгляд ритуал — рассечение на части, ведь это действие, выражающее разделение?

В этих действиях есть намек, что как бы ни была сильна связь между двумя вещами, она всегда соединяет две разные сущности. Ритуал заключения союза призван показать, что вступающие в союз — по сути одно целое, поэтому одну вещь делят надвое. Так заключающие союз стороны показывают, что являются не двумя разными сущностями, а одной, нашедшей себе выражение в двух своих частях.

В этом содержание «союза Г‑спода, Б‑га твоего» — открытое признание того, что Всевышний и еврей — одно, как отец и сын, являющиеся одной сущностью.

Таким образом, единство евреев обусловлено заключением союза со Всевышним. Чем связь евреев со Всевышним сильнее, тем прочнее единство евреев между собой. Поэтому, когда ощущается сущностная связь — ступень йехида в душе евреев их единство становится более явным.

Книгу Йоэля Кана «Учение Хабад» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Учение Хабад. В чем смысл Синайского откровения

Многие народы мира вслед за евреями воспринимают уникальное Синайское откровение как источник своей связи с Б‑гом. Существует ошибочное представление, что пророчество Моше составляет суть Синайского откровения. На самом деле все наоборот: по поводу Моше написано в Торе «и в тебя поверят навсегда», то есть его пророчество основывается на том, что произошло у горы Синай. В чем же суть этого откровения, наложившего отпечаток на всю дальнейшую историю человечества?

Учение Хабад. Выход из Египта каждый день

Отличие ежедневного выхода из Египта от того, который произошел впервые, находит выражение в том, что в первый раз он начался с Б‑жественного откровения Свыше, вовсе не связанного со служением евреев. Выход из Египта в каждом поколении и каждый день, первым этапом которого является Свет, идущий Свыше, происходит в результате служения человека, но это служение требует полного отказа от себя и абсолютного подчинения этому Свету Свыше.

Учение Хабад. Чем надо запастись на год

Еврей ощущает, что его истинное существование — связь и единство со Всевышним. В этом смысл Рош ѓа‑Шана — пробудить сущностную связь со Всевышним, подняться на тот внутренний уровень, на котором, если Всевышний не является Царем над ним, еврей не может жить.