Израиль может передать американскому музею древнюю христианскую мозаику, найденную в Мегиддо
Древняя христианская мозаика, содержащая раннее упоминание об Иисусе как божественной сущности, находится в центре спора, который разозлил археологов: должен ли многовековой украшенный пол быть переданным в аренду американскому музею, который подвергался критике за прошлые методы приобретения, пишет журналист «Associated Press» Илан Бен-Цион.
Израильские чиновники поддерживают именно это. Передача в аренду Музею Библии в Вашингтоне также подчеркивает углубляющиеся связи между Израилем и евангельскими христианами в США, в рамках которых Израиль рассчитывает на политическую поддержку, туристические доллары и другие преимущества. Мозаика из Мегиддо относится к тому, что считается самым ранним в мире христианским молельным залом, расположенным в деревне римской эпохи на севере Израиля. Он был обнаружен израильскими археологами в 2005 году во время спасательных раскопок, проводившихся в рамках запланированного расширения израильской тюрьмы. Тюрьма находится на историческом перекрестке в миле к югу от Тель-Мегиддо, возле широкой Изреельской долины.
Комплекс окружен белым стальным забором с колючей проволокой и используется для содержания под стражей палестинских заключенных службы безопасности. Некоторые христиане верят, что по ту сторону поля, усыпанного коровьим навозом и черепками, на увенчанном пальмами месте города бронзового и железного веков и древних сражений, в конце света произойдет решающая битва между добром и злом: Армагеддон. Для некоторых христиан, особенно евангелистов, это будет фоном долгожданной кульминации Второго пришествия, когда Божий гнев сотрет с лица земли тех, кто противится Божьему Царству; это служит сосредоточием их надежд на окончательную справедливость.
Израильское управление древностей (IAA) заявило, что примет решение о передаче в ближайшие недели после консультаций. «Это целый процесс, в который вовлечены ученые и археологи», — рассказал директор IAA Эли Эскозидо. Организация заявила, что перемещение мозаики с ее первоначального места было лучшим способом защитить ее от предстоящего строительства в тюрьме. Главный куратор Музея Библии Джеффри Клоха заявил, что решение о передаче будет приниматься исключительно IAA. Музей «конечно, будет рад возможности познакомить тысячи наших посетителей с важными фрагментами истории, такими как эта мозаика», — заявил он «Associated Press» по электронной почте.
Несколько археологов и ученых выступили с громкими возражениями против идеи убрать мозаику Мегиддо с того места, где она была найдена, и тем более выставить ее в Музее Библии. Профессор религиоведения в Университете Южной Калифорнии Каван Конканнон заявил, что музей действует как «правая христианская националистическая библейская машина», имеющая связи с «другими учреждениями, которые пропагандируют белые евангелистские, христианские национализмы и христианский сионизм». «Меня беспокоит то, что эта мозаика потеряет свой реальный исторический контекст и получит идеологический контекст, который продолжит помогать музею рассказывать свою историю», — заметил он.
Другие отказываются от мысли о перемещении мозаики до завершения научного исследования. «Перемещать эту мозаику крайне преждевременно», — заявил директор Центра Средиземноморского мира, некоммерческого археологического исследовательского института, который участвует в раскопках в Тель-Мегиддо и примыкающем лагере римских легионеров, Мэтью Адамс. Отвечая на вопрос о критике деятельности вашингтонского музея, Клоха заявил: «Крупным музеям и выдающимся учреждениям, приверженным сохранению истории, приходилось решать проблемы культурного наследия, особенно в последние годы». «Для ясности: Музей Библии гордится тем, что активно начал исследования и тщательный обзор предметов в своих коллекциях», — добавил он. «Музей инициировал их возвращение, когда это уместно, в страны происхождения без каких-либо обязательств и призывает другие учреждения делать то же самое».
Основываясь на других находках, найденных при раскопках, и стиле букв в надписях, археологи IAA датировали мозаичный пол третьим веком — до того, как Римская империя официально обратилась в христианство и когда приверженцы христианства все еще подвергались преследованиям. Тем не менее, одним из жертвователей, заплативших за украшение древнего молитвенного дома, был центурион, служивший в соседнем лагере римских легионеров. На мозаике есть греческие надписи, среди них приношение «Б-гу Иисусу Христу».
С момента открытия своих дверей в 2017 году Музей Библии подвергался критике за свою практику коллекционирования и за пропаганду политической программы евангельских христиан. В 2018 году ему пришлось репатриировать древнюю месопотамскую табличку, украденную из Ирака, и признать, что несколько фрагментов свитков Мертвого моря в его коллекции были современными подделками. Американские власти также изъяли тысячи глиняных табличек и других награбленных предметов старины у основателя музея, президента «Hobby Lobby» и христианина-евангелиста Стива Грина, и вернули их в Ирак.
Передача мозаики на временное экспонирование укрепит связи между Израилем и музеем. Музей спонсирует две археологические экспедиции в Израиле, имеет галерею, которую курирует IAA. Клоха рассказал, что музей также планирует серию лекций с участием археологов IAA. Христиане – евангелисты, число которых растет во всем мире, стали одними из самых горячих сторонников Израиля, жертвуя крупные суммы денег и посещая страну в качестве туристов и паломников. В США они также лоббируют в Конгрессе проекты в поддержку Израиля. Евангелисты, которые составляют более трети из примерно 2 миллиардов христиан в мире, говорят, что их близость к Израилю проистекает из еврейских корней христианства. Некоторые рассматривают основание Израиля как исполнение библейского пророчества, возвещая ожидаемую мессианскую эпоху, когда Иисус вернется, а евреи либо примут христианство, либо умрут. Этот принцип вызвал беспокойство у некоторых израильтян, но политики, тем не менее, приняли поддержку государства со стороны евангелистов.
С момента своего открытия мозаика оставалась погребенной под территорией тюрьмы Мегиддо. Но в последние годы израильское правительство начало развивать многолетний план по перемещению тюрьмы с ее нынешнего места и созданию туристического объекта вокруг мозаики. Археологические раскопки в Тель-Мегиддо уже являются главной достопримечательностью для евангельских христиан, посещающих Святую Землю. Автобусы с паломниками останавливаются по пути в Галилею или из Галилеи, чтобы увидеть руины библейского города и помолиться в том месте, где, по их мнению, произойдет апокалипсис. Ни IAA, ни музей не стали обсуждать точные условия передачи, но Эскозидо предложил что-то похожее на десятилетний глобальный тур римской мозаики, найденной в израильском городе Лод, пока Израиль не завершил строительство музея для ее размещения.
Эксперты по-прежнему скептически относятся к переносу мозаики. «Как только вы берете любой артефакт вне его археологического контекста, он что-то теряет, он теряет ощущение пространства и среды, в которой он был впервые раскопан», — заявила профессор теологии Бирмингемского университета Кандида Мосс, соавтор книги о Музее Библии. Профессор археологии Тель-Авивского университета Рафи Гринберг заявил, что это предложение имеет привкус колониализма, когда исторически доминирующие державы забирали археологические находки из колоний. «Даже если Израиль никогда не признает себя колонией, на самом деле он ведет себя как колония, что мне кажется странным», — заметил он. Гринберг заявил, что археологические находки «должны оставаться там, где они есть, и не должны быть вырваны с корнем и вывезены за границу в другую страну и фактически присвоены иностранной державой».