Общины

Что осталось от еврейской архитектуры в Карачи?

Подготовил Семен Чарный 10 августа 2023
Поделиться

Карачи, самый густонаселенный город Пакистана, быстро превращается в бетонные джунгли, а градостроители и исследователи изо всех сил пытаются спасти фрагменты его колониального прошлого, пишет журналист Deutsche Welle (в РФ внесено в список СМИ-иноагентов. — Ред) Мухаммед Салман.

Большая часть этого прошлого — еврейская община Карачи. Но сохранение следов еврейской культуры кажется проигранной битвой в преимущественно мусульманском городе. Отмеченная наградами пакистанский архитектор Ясмин Лари предупреждает, что «ситуация мрачная».

Эдвард-хаус В Карачи. Архитектор Мозес СОМАКЕ

«Раньше здесь было еврейское кладбище, сейчас оно в плачевном состоянии, — рассказывает она. — Грустно констатировать, но наследие разрушается, а тех, кто может с этим что-то сделать, подобный факт не трогает. Многоэтажные дома строятся поверх или на месте зданий, созданных до обретения независимости. Что происходит в городе? Все, кто должен охранять наследие, похоже, не делают этого».

 

Архитектор-еврей  построил главные здания в Карачи

Еврейское наследие Карачи неразрывно связано с именем архитектора Мозеса Сомаке, который родился в 1875 году в Лахоре и скончался в 1947-м в Лондоне. Ясмин Лари говорит, что Сомаке спроектировал в Карачи множество зданий, в первую очередь особняк Мулеса, среднюю школу BVS Parsi,  Флагстафф-хаус (ныне  Куэйд-и-Азам-Хаус), Эдвард-хаус и здание Ассоциации Гоа-Карачи. Она считает, что он также был автором особняка Виктории, который находится рядом с Эдвард-хаусом на Абдулла Харун-роуд (ранее Виктория-роуд), напротив отеля «Метрополь».

«Когда я собирала архивы для «Столичной корпорации Карачи», были найдены документы, из которых следовало, что Сомаке спроектировал здесь мечеть, но ее так и не построили», — рассказывает Лари.

Сомаке был разносторонне одаренным человеком, но его стиль позволяет любому проницательному студенту, изучающему архитектуру или историю, распознать его работы. В Эдвард-хаусе очень простой фасад; в особняке Мулеса видны намеки на влияние Ренессанса; здание Ассоциации Гоа-Карачи имеет центральную часть с фронтоном, шатровой крышей и слуховыми окнами; в школе BVS Parsi капители с резными элементами; а во Флагстафф-хаусе полукруглые балконы. И, тем не менее, все они имеют что-то общее.

 

Уцелевшую синагогу трудно обнаружить

Современный Карачи преимущественно мусульманский, но раньше, до образования Пакистана в 1947 году, город мог похвастаться гораздо более разнообразным населением и активной еврейской общиной. Число евреев в Карачи стало сокращаться в 1960-х годах, во время правления диктатора Аюб-хана большинство из них покинуло страну. В 1988 году местную синагогу сровняли с землей, а на ее месте устроили площадь. Некоторые сообщения СМИ отмечают, что еврейские смотрители синагоги были обмануты агентами по недвижимости.

«У евреев Карачи было две синагоги, — сообщает урбанист и архитектор Ариф Хасан. — Одна из них была большим зданием [«Магаин Шаломе»], которое оказалось разрушено, а другая поменьше [в районе Рамасвами]. Последняя ныне используется для других целей, и ее трудно обнаружить. В Мева-Шахе есть кладбище, там можно найти эпитафии и надгробия с надписями на иврите».

 

Более 170 лет истории

Мева-Шах — не единственное кладбище с еврейскими могилами. На кладбище Кутчи Мемон в Ранчорлайне тоже есть участок для захоронения евреев, которому более столетия. Это кладбище ухоженное, чистое, с привратниками и офисом у входа. Там есть смотритель.

«Я присматриваю за могилами, — рассказывает Мулла Худадад, также известный как Бабу Бхаи. — Раньше они были в плохом состоянии, но у них <евреев> есть <потомки>, которые иногда посещают нас. В последний раз, когда они сюда приезжали, они несколько улучшили состояние кладбища, возведя ограду из кирпичей».

Еврейское кладбище в Карачи

Бабу говорит, что здесь 50 еврейских могил. Впрочем, его сын Шоаиб отмечает, что осталось их только 25 или 26 — остальные провалились, исчезли в земле. Шоаиб утверждает, что одна из могил датируется 1852 годом, что делает ее памятником 171-летней давности.

Урбанист Хасан занимается обширным исследованием истории евреев Карачи. Считается, что они мигрировали из Ирана в 19 веке. Это были торговцы, ремесленники, поэты и государственные служащие. По словам Хасана, до 1947 года в Карачи проживало около 2500 евреев. Большинство из них уехали в Рамлу, в Израиль, где до сих пор живут их потомки. Там они построили синагогу и назвали ее «Магаин Шаломе Карачи».

 

18+

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Мой путь от пакистанской мусульманки к иерусалимской еврейке

Если бы  вы встретили меня на улице, вы решили бы, что я обычная еврейка сефардского происхождения, которая скромно одевается и покрывает голову и живет в пригороде Иерусалима с двумя маленькими дочерьми.На самом деле все совсем по‑другому. Я родилась в мусульманской семье среднего класса в Пакистане и была седьмой и самой младшей из детей в семье.

Поиски пропавших колен израилевых

Про еврейский гаплотип уже известно немало. И если за основу расследования взять, с одной стороны, события, описанные в Танахе, а с другой — данные ДНК-генеалогии, то картина складывается более чем интересная. Итак, 60 тысяч лет назад часть людей покинула Африку и пересекла Красное море. Было тогда на Земле примерно 10 тысяч человек.