Фильм о любви в фашистской Италии показывает жизнь итальянских евреев
Новый итальянский фильм «Тень дня» режиссера Джузеппе Пиччони, открывший фестиваль итальянского кино в Израиле в кинотеатрах Тель-Авива, Иерусалима, Хайфы, Холона, Герцлии, Сдерота и Рош-Пины, рассказывает о положении евреев в Италии при фашистах через «историю любви в смутные времена», пишет журналистка The Jerusalem Post Ханна Браун.
Несколько итальянских фильмов, в первую очередь классический «Сад Финци-Контини» Витторио Де Сики (1970), рассказали в свое время трагедию итальянских евреев во время Холокоста. Но в последние годы эта тема исследовалась мало.
Действие фильма происходит в конце 1930-х — начале 1940-х годов. «Тень дня» показывает историю ветерана и героя Первой мировой войны Лучано (Риккардо Скамарчио, один из ведущих актеров Италии), который был тяжело ранен и хромает. Он управляет рестораном в маленьком городе так, как если бы это была военная операция. Но при этом есть ощущение, что мысленно он будто бы не совсем здесь.
Кажется, он симпатизирует фашистскому режиму, дружелюбен с местным фашистским лидером (Лино Муселла), который использует ресторан Лучано для своих мероприятий, но он не является членом партии. Когда рабочие на кухне шутят о политике, он делает им строгий выговор, угрожая уволить, но ничего не сообщает о них властям, хотя легко мог бы это сделать. Вообще, впечатление такое, будто больше всего он озабочен тем, чтобы прожить каждый очередной день.
Все меняется, когда появляется молодая женщина, умоляющая его о работе. Она говорит, что ее зовут Анна (Бенедетта Поркароли), и она готова на любую работу в ресторане. Он быстро понимает, что девушка весьма образованна. Ясно, что она что-то скрывает. Вскоре становится ясно, что Анна еврейка и из-за «расовых законов» ей не разрешается работать в большинстве профессий. Отношения между евреями и неевреями по этим законам также запрещались.
Лучано продолжает заботиться о своей бывшей подруге, бросившей его после того, как он ушел на войну, но очень влюбляется в Анну. Когда он узнает ее секрет, он ошеломлен и вроде бы игнорирует ее. Но затем появляется молодой еврей, который оказывается ее мужем Эмилем (Ваэль Серсуб) и который скрывается от режима, и все становится слишком уж сложно.
Это было до того еще, как нацисты приняли так называемое «окончательное решение», и это происходило в том обществе, в котором евреи были хорошо интегрированы и общественность не стремилась убивать их или изгонять.
В конце концов, от 7 до 8 тыс. евреев в Италии были убиты во время Холокоста, но большинство евреев в этой стране все же выжило, в отличие от других стран.
Разнообразие ответов на фашизм
Фильм представляет собой зарисовку фашистской Италии, демонстрирующую разнообразие реакций на режим — от коллаборационистов и фашистов до тех, кто, как Лучано, предпочитал не заглядывать глубоко в тень.
Он смотрит в окно на школьниц, танцующих на роликах перед фашистскими бонзами, и улыбается. «Он не фашист, он просто ветеран войны, но фашисты воспринимают его по-дружески, — рассказывает Пиччони. — Кажется, он видит некое мирное будущее. Но затем появляется эта женщина со своим секретом и меняет его жизнь».
Пиччони говорит, что многие итальянцы не обратили особого внимания на антиеврейские «расовые законы», объявленные в 1938 году, и общественное сопротивление было незначительным. Лучано говорит Анне, — которая признается, что ее настоящее имя Эстер, — дескать, законы эти не такие уж плохие, не то, что в Германии, а она отвечает: «Все не так уж плохо… Но мы потеряли дом, я не могу учиться в университете, а мои родители потеряли вообще все».
Как многие итальянцы в то время, замечает Пиччони, Лучано считал, что полномасштабной войны можно избежать и фашистская эпоха «была для Италии похожа на долгий солнечный день».
Из-за Анны Лучано начинает сомневаться в этом своем восприятии, и вскоре становится ясно, что больше он никогда не сможет смотреть на мир так, как раньше: «Он понимает: что-то не так в его мире; он должен сделать выбор, и он решает быть человеком. Он делает это из-за любви к Анне».
Пиччони говорит, что задумывал историю любви, происходящую в одном месте, в ресторане, почти как в пьесе: «В маленьком городке, где все друг друга знают, у каждого свое место, это все более напряженно, чем в большом городе, таком как Рим». По его словам, сильные эмоции и конфликты в этой истории «разыгрываются как классическая трагедия».
Пиччони написал сценарий вместе с Гуалтерио Роселлой и Аник Эмдин. Они старались придумать так, чтобы органично смешать личную и политическую истории.
Работа с актерами доставила особое удовольствие Пиччони, ранее снявшему фильмы «Эти дни» (2016), «Свет моих очей» и «Не от мира сего» (1999): «Я такой режиссер, который очень любит работать с актерами. Они знали это и хотели работать со мной. С Риккардо было интересно. В начале своей карьеры он был секс-символом, а сейчас ищет роли, в которых может продемонстрировать глубину».
Пиччони считает, что эта история особенно актуальна в сегодняшнем политическом и социальном климате: «В связи с военными действиями на Украине и пандемией я понимаю, что настало время, когда нужно четко говорить о вопросах, вызывающих разногласия… Это история любви, но не простая история, и не только любви».