Недельная глава «Мишпатим». Сделать и услышать
В нашей недельной главе мы встречаем одну из самых знаменитых фраз, которые содержатся в Торе. Эту фразу часто цитируют, чтобы охарактеризовать еврейскую веру в целом. Фраза состоит из двух слов — «наасе ве‑нишма», что буквально значит «сделаем и услышим» (Шмот, 24:7). Что же она означает и почему так важна?
Существует два знаменитых истолкования, древнее и современное. Первое из них появляется в Вавилонском Талмуде : оно гласит, что в этих словах отражено то, с каким энтузиазмом и чистосердечием сыны Израиля согласились на завет с Б‑гом у горы Синай. Когда они сказали Моше: «Все, что сказал Г‑сподь, мы сделаем и услышим», по сути они заявили: «Все, о чем только нас попросит Б‑г, мы сделаем», причем заявили до того, как услышали хоть одну заповедь.
Слова «мы услышим» намекают, что сыны Израиля пока не слышали ни Десяти заповедей, ни законов, которые детально были даны им позднее (так, как они излагаются в нашей недельной главе). Сыны Израиля так рвались возвестить Б‑гу о своем согласии, что приняли Его требования, еще не ведая, в чем эти требования состоят .
Это истолкование (его разделяет Раши в своем комментарии к Торе) озадачивает, поскольку опирается на прочтение повествования не в хронологической последовательности (по принципу «в Торе нет предшествующего и последующего» ). По этому истолкованию, события, описанные в главе 24, предшествовали событиям, описанным в главе 20, — а она посвящена откровению у горы Синай и Десяти заповедям. Ибн‑Эзра, Рашбам и Рамбан отвергают эту трактовку и читают главы в хронологической последовательности. На их взгляд, слова «наасе ве‑нишма» означают не «сделаем и услышим», а «сделаем и будем послушны».
Второе истолкование — в котором не рассматривается простой, буквальный смысл текста, но оно все равно существенно и часто встречается в еврейской мысли современной эпохи. В свете этого истолкования слова «наасе венишма» значат «сделаем и поймем» . Мыслители делают вывод, что мы можем понять иудаизм, только лишь делая то, что он предписывает: выполняя заповеди и живя еврейской жизнью. «В начале было дело» . И только затем приходит догадка, озарение, постижение.
Мысль показательная и глубокая. Ум современного западного человека обычно движется в обратной последовательности. Прежде чем наложить на себя какое‑то обязательство, мы стараемся хорошенько понять, какими именно обязательствами себя связываем. Это нормально, когда стоит вопрос о подписании контракта, покупке нового мобильника или подписке на платные услуги. Но не в случае, когда мы связываем себя серьезными обязательствами экзистенциального характера.
Чтобы понять, в чем состоит лидерство, придется попробовать себя в роли руководителя — другого способа нет. Чтобы понять суть супружеских отношений, придется создать семью. Чтобы понять, подходит ли вам та или иная профессия, придется поработать в этой сфере. Те, кто не решается связать себя неким обязательством, — колеблется, опасаясь сделать окончательный шаг, пока не изучит все факты, — в конце концов обнаруживают, что жизнь прошла мимо . Пока не рискнешь попробовать новый для себя образ жизни, не поймешь его сути — другого способа нет .
Итак, «наасе ве‑нишма»: «Сделаем и в конце концов, путем долгого практического применения и соприкосновения с этим, поймем, что это значит».
Я же предложил третье, совершенно иное истолкование, основанное на том факте, что Тора описывает три ратификации Завета сынами Израиля: в первый раз они ратифицировали его прежде, чем услышали заповеди, а во второй и третий раз — после того, как услышали. Причем описание третьего ответа сынов Израиля, приведенного в Торе, интригующе отличается от описаний первого и второго:
«Весь народ, все они ответили вместе: “Мы сделаем [наасе] всё, что сказал Г‑сподь”» (Шмот, 19:8).
«Когда Моше пошел и сообщил народу все слова и законы Г‑спода, люди ответили в один голос: «Всё, что сказал Г‑сподь, сделаем [наасе]”» (Шмот, 24:3).
«Затем он взял книгу Завета и прочел ее народу. Они ответили: “Мы сделаем и услышим [наасе ве‑нишма] всё, что сказал Г‑сподь”» (Шмот, 24:7).
Первые два ответа — а в них упоминается только о действии (наасе) — были даны единодушно. Все люди — весь народ — отвечают «вместе». Они отвечают «в один голос». Третий ответ, в котором упоминается не только о действии, но и об обязательстве услышать (нишма), был дан без единодушия. Здесь слово «слушать» имеет множество значений: слушать, обращать внимание, понимать, впитывать, усваивать, откликаться и повиноваться. Другими словами, оно отсылает к духовному, обращенному во внутренний мир человека аспекту иудаизма.
Из этого следует важный вывод. Иудаизм — сообщество единообразного «делания», но не единообразного «слышания». Существует авторитетный свод еврейских законов. В вопросах алахи — в том, что и как должен делать еврей, — мы ищем консенсус.
А в вопросах духовности не существует какого‑либо единообразного нормативного еврейского подхода. Хотя принципы еврейской веры, бесспорно, существуют. В иудаизме свои священники и пророки, свои рационалисты и мистики, философы и поэты. Танах, Еврейская Библия, говорит множеством голосов. Йешаяу не похож на Йехезкеля. Книга Мишлей — порождение иного образа мысли, нежели книги Амоса и Ошеа. В Торе есть законодательство и повествование, сведения по истории и мистика, обряды и молитвы. Есть нормы, указывающие на то, как действовать евреям. Но мало что сказано о том, как евреям мыслить и чувствовать.
Присутствие Б‑га мы ощущаем по‑разному: у каждого из нас свой путь к Нему. Одни находят Его в природе, в том, о чем Вордсворт сказал: «Присутствие, палящее восторгом, / Высоких мыслей, благостное чувство / Чего‑то, проникающего вглубь, / Чье обиталище — лучи заката, / И океан, и животворный воздух» . Другие находят Его в эмоциях, порожденных межличностными отношениями, в переживаниях любимого и любящего — в том, что подразумевал рабби Акива, когда сказал, что в истинном супружестве «Б‑жественное присутствие находится между» мужем и женой.
Некоторые находят Б‑га в призыве пророка: «Пусть, как вода, течет правосудие, справедливость — как поток неиссякаемый!» (Амос, 5:24). Другие находят Его в учебе, «радуясь словам Твоей Торы… Ибо в них жизнь наша и долгота наших дней; о них мы будем размышлять днем и ночью» . Третьи находят Его в молитве, обнаруживая, что Б‑г совсем близко ото всех, кто взывает к Нему чистосердечно.
Некоторые обретают Б‑га в радости, танцуя и распевая песни, — подобно тому как танцевал и пел царь Давид, когда принес в Иерусалим святой ковчег. Другие люди — или те же самые, но на ином жизненном этапе — находят Его в глубинах отчаяния, в слезах, угрызениях совести и разбитом сердце.
Эйнштейн нашел Б‑га в «устрашающей симметричности» и упорядоченной сложноустроенности Вселенной. Рав Кук нашел Его в гармонии многообразия. Рав Соловейчик нашел Его в одиночестве существа, которое тянется к душе самого Сущего…
Есть возведенный в принцип способ совершать святые дела. Но есть также много способов услышать святой голос, встретиться со святым присутствием. Одновременно ощутить, как мы малы и как огромна Вселенная, в которой мы обитаем. Ощутить, что мы кажемся ничтожными в сравнении с необъятным космосом и мириадами звезд, но в то же время имеем судьбоносное значение, ибо знаем: Б‑г дал нам Свой образ и подобие и поместил нас, наделив теми дарами, которые у нас есть, сюда, именно в это место, именно в это время, именно в эти обстоятельства, и дал нам задание, которое мы должны выполнить, если докопаемся, в чем оно состоит.
Мы можем найти Б‑га на вершинах и в глубинах, в одиночестве и единении, в любви и страхе, в благодарности и обездоленности, на ослепительном свету и среди кромешной тьмы. Мы можем найти Б‑га, принявшись Его искать, но иногда Он находит нас Сам, в самый неожиданный для нас момент…
Вот в чем разница между «наасе» и «нишма». Мы делаем Б‑жье дело «вместе». Мы откликаемся на Его повеления «в один голос». Но Б‑жественное присутствие мы слышим по‑разному, ибо, хотя Б-г Один, мы все разные и каждый из нас приходит к Нему своим путем.