Прошлое наизнанку

Cказано с «Трибуны»

8 ноября 2022
Поделиться

Журнал «Трибуна еврейской советской общественности» (позже просто «Трибуна») начал выходить в Москве в 1927 году в издательстве «Дер Эмес» как орган ОЗЕТа (Общества по землеустройству еврейских трудящихся). Главным редактором его стал Семен Диманштейн.

Еврейское землеустройство и переселение в Биробиджан были важнейшими темами издания, однако не менее интенсивно на его страницах освещалась общественная жизнь и «культурное строительство» евреев в различных регионах СССР, публиковались материалы о положении евреев в других странах, а также сообщения о случаях антисемитизма.

Среди авторов были ведущие деятели советского еврейства 1920–1930-х годов.

Еврейское бюро (наследник Евсекции) в 1930 году было закрыто в порядке реализации решения о ликвидации национальных секций в ВКП(б). Однако журнал продолжал выходить до 1937 года. Драматический тон и содержание заметки «От редакции», подписанной С. Диманштейном, свидетельствуют об атмосфере последних месяцев работы журнала и пророчествуют о трагическом финале судьбы его главного редактора.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Ленин, наш Моисей: Евсекция и установление «диктатуры пролетариата на еврейской улице»

После захвата власти большевиками еврейские социалистические партии с той или иной степенью резкости осудили Октябрьский переворот. Для работы среди «еврейских масс» в 1918 году были учреждены Еврейский комиссариат и Еврейская коммунистическая секция РКП(б). Главной задачей Евкома и Евсекции было установление «диктатуры пролетариата на еврейской улице». Для достижения поставленной цели надо было ликвидировать еврейские общины, сионистские организации, наконец — еврейские социалистические партии.

Дела и люди еврейских секций

Из примерно 2 млн российских эмигрантов не менее 200 тыс. составляли евреи. Страну покинуло большинство русско‑еврейской интеллигенции, религиозные лидеры. Политика военного коммунизма вела к уничтожению еврейской экономической жизни. Многие общины оказались опустошенными. И все же враждебность еврейского населения по отношению к большевистскому режиму вскоре сменилась более противоречивыми чувствами. Большевики оказались единственной серьезной силой, защищавшей евреев от насилий и погромов.

Передовые ребята

Антисемитизм «ханукальный» требует уничтожения еврейской цивилизации. Для этого процесса требуются не убитые евреи, а евреи, готовые поступиться любым конкретным аспектом еврейской цивилизации, который слывет отсталым. В советское время этой разновидности антисемитизма нужны были гордые интернационалисты, чтобы доказать: мол, проблема не в евреях, а лишь в мерзком шовинизме национальной идентичности евреев — включая то, что мы теперь называем сионизмом. Е