Сефер га-хинух. Книга наставления. Том 2
«Книга наставления» принадлежит к числу популярнейших книг по иудаизму и часто, наряду с важнейшими классическими комментариями, издается вместе с Пятикнижием в качестве приложения к нему. Она содержит самые необходимые объяснения и истолкования всех шестисот тринадцати заповедей. Помимо ценных сведений, помогающих осознать причины, по которым дана та или иная заповедь, и ее смысл, автор делится своей любовью к заветам Всевышнего. Эта неугасающая любовь живет в книге уже несколько столетий, согревая сердца многих поколений читателей. В дни Суккота мы публикуем соответствующий этому празднику фрагмент «Книги наставлений».
612[1]. Заповедь собирать народ по окончании седьмого года
Заповедано, чтобы по окончании седьмого года на второй день праздника кущей (Суккот) весь народ Израиля: мужчины, женщины и дети — собирались для публичного зачтения отрывков из книги Дварим. Об этом сказано:
Собери народ, мужчин, женщин и детей, и пришельцев, которые во вратах твоих, дабы слушали они и дабы учились, и боялись Господа, Бога вашего, и строго исполняли все слова учения этого
Дварим, 31:12.
Это и есть та заповедь сбора народа, о которой говорится в Талмуде. В первой главе трактата Кидушин отмечается, что эта заповедь распространяется и на женщин, несмотря на то что является повелением, обусловленным временем. Там объясняется, что нельзя делать вывод исключительно на основании общего правила — стало быть, женщины действительно обязаны выполнять эту заповедь.
Каково же назначение этой заповеди? Вся внутренняя сущность народа Израиля сводится к Торе; именно ею отличается он от всех прочих племен и народов, ею удостоится жизни вечной и небесного блаженства, выше которого нет ничего в тварном мире. И, поскольку Тора являет собой основу нашего бытия, подобает, чтобы народ время от времени собирался вместе, дабы услышать ее слова. Пусть все вокруг: мужчины, женщины и дети — переговариваются друг с другом: »Что это за великое собрание, почему все собрались вместе?» И ответом на это будет: «Услышать слова Торы, ведь она основа нашего бытия, наша гордость и слава!» Так они будут свидетельствовать о ее величии и ценности, и жажда Торы проникнет во все сердца. А тот, чья душа взалкает Торы, научится постижению Господа и удостоится благодати, и тогда возрадуется Господь Своим деяниям . И Писание само объясняет эту заповедь: «Дабы учились и боялись Господа».
Ѓалахические аспекты соблюдения этой заповеди таковы. Мудрецы, благословенной памяти, говорят , что царь обязан зачитывать Тору народу. Это происходило в Женском дворе Храма. Царь зачитывал Тору сидя; если же он предпочитал делать это стоя, это было похвально. Что именно он зачитывал? От начала книги Дварим до конца отрывка »Слушай, Израиль» . Затем он переходил к словам «И будет, если послушаете» и читал до конца этой части . Затем он переходил к повелению отделять десятину и дочитывал до конца благословений и проклятий, включая слова «…Помимо союза, который Он заключил с ними при Хореве» . На этом он останавливался.
Как именно царь читал? По всему Иерусалиму трубили в трубы. В Храм приносили большое деревянное возвышение и водружали его посреди Женского двора. Царь восседал на нем, чтобы произносимые им слова Торы были хорошо слышны присутствующим, а вокруг него собирались все паломники. Служка синагоги вынимал свиток Торы и давал его главе синагоги, а глава синагоги передавал его заместителю первосвященника, тот передавал его первосвященнику, а первосвященник передавал его царю. Это делалось, дабы проявить почтение к Торе перед всем народом. Царь принимал свиток Торы стоя, но если он хотел, то мог сесть. Тогда царь начинал с произнесения благословений, которые произносит всякий, кого вызывают к прочтению свитка Торы в синагоге. Он зачитывал упомянутые нами отрывки Торы и произносил заключительное благословение — такое же, которое говорят в синагогах. А к этому он добавлял семь следующих благословений: «Господь, Бог наш! Будь благосклонен к народу Твоему, Израилю…»; «Мы благодарим Тебя»; «Ты избрал нас из всех народов» и до слов: «Благословляющий народ Израиля и праздники», как в [праздничной] молитве. Таковы три первых благословения в их установленной форме. Четвертое благословение — это молитва о Храме, завершающаяся словами «…обитающий на Сионе». Пятое — молитва о народе Израиля и крепости их царства, завершающаяся словами »…избирающий Израиль». Шестое — молитва о священниках, дабы Бог был к ним благосклонен, завершающаяся словами «…освящающий священников». Произнося седьмое благословение, царь обращает к Господу молитвы и мольбы, насколько это в его силах, а завершает его словами: «Господь, спаси народ Твой, Израиль, ибо Твой народ Израиль нуждается в спасении. Благословен Ты, Господь, внемлющий молитве» .
Эта заповедь действительна в те времена, когда народ Израиля пребывает на своей земле. Мужчина или женщина, которые, вопреки всему вышесказанному, не придут в указанный срок слушать слова Торы, а также царь, который не захочет зачитывать Тору, нарушат тем самым эту повелевающую заповедь. Наказание им весьма велико, ибо данное повеление являет собой прочную основу Закона и служит его вящей славе.
Издание «Сефер га-хинух. Книга наставления. Том 2» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»