Не забудь

Мировой рекорд Вульфа Коновалова

Федор Свердлов 9 мая 2022
Поделиться

С контр-адмиралом Вульфом Калмановичем Коноваловым я познакомился заочно, в одном бою, хотя был на суше, а он в море. В середине апреля 1945 года, овладев Кенигсбергом, наши войска успешно наступали вдоль Балтийского побережья на юг с целью овладеть в Восточной Пруссии последней немецкой морской крепостью Пиллау (Балтийск).

Вдруг, прямо как в сказке, против нас в море из тумана появился крупный немецкий военный корабль, видимо, эсминец, и открыл по нашим частям бешеный огонь из орудий крупного калибра. Обстрел был таким сильным, что наша пехота сразу залегла, а танки остановились в небольшой лощине. Подавить огонь немецкого корабля было нечем: наша полевая артиллерия не доставала до него, а вызванная авиация что-то задерживалась. Вдруг у борта эсминца раздался огромной силы взрыв. Взметнулся столб пламени. Вражеский корабль весь окутался дымом и начал заваливаться на пораженный борт, медленно погружаясь в море. Стало ясно, что его потопила подводная лодка. Поздно вечером в штабе командир частей Балтийского флота, которые с нами взаимодействовали, контр-адмирал Фельдман рассказал, что немецкий эсминец был потоплен подводной лодкой Л-3 «Фрунзевец» и что ею командовал капитан 3-го ранга Вульф Коновалов.

Вульф Коновалов

Уже через 30 лет, работая над двухтомником «Герои Советского Союза», я случайно увидел документы В. К. Коновалова. Сразу вспомнился бой севернее Пиллау. Все отложил и с большим интересом начал их читать. Первой была обычная анкета: родился 5 декабря 1911 года в селе Надежное Запорожской области, еврей, член ВКП(б) с 1941 года, окончил семилетку в Донецке, работал слесарем на заводе, учился на вечернем рабфаке индустриального института. Затем была весьма положительная характеристика об окончании В. К. Коноваловым в 1936 году Высшего военно-морского училища и в 1937-м — годичных курсов подводного плавания. Заканчивалась небольшая папка описанием боевого пути подводной лодки «Фрунзевец». Только в 1941 году она потопила три вражеских транспорта, подвозивших сотни тонн военных грузов немецким войскам, осаждавшим Ленинград; в 1942 году счет потопленных немецких кораблей увеличился вдвое. Среди них был и один сторожевой корабль, уничтоженный, как было написано, благодаря смелости и решительности помощника командира лодки старшего лейтенанта Коновалова, который заменял в это время заболевшего командира П. Г. Грищенко. После этого удара вражеские сторожевики стаей набросились на Л-3, забрасывая ее глубинными бомбами, но Коновалов, умело маневрируя, сумел уйти от трехчасовой погони. За мужество и отвагу в прошедших морских боях В. Коновалов был награжден орденом Ленина. Этим же орденом была награждена и лодка «Фрунзевец».

В начале 1943 года П. Г. Грищенко был выдвинут на другую должность, и Коновалов стал командиром лодки. Боевые походы продолжались. Уже через месяц Вульф Калманович потопил вражеский миноносец, а еще через месяц — крупный танкер, смело преодолев строй сторожевых кораблей. В бригаде подводных лодок стали хорошо известны хладнокровие, точность расчета, самостоятельность решений, готовность к разумному риску Коновалова, его умение сплотить экипаж лодки в единую боевую семью. В 1944 году за боевые заслуги Вульф Калманович был награжден вторым орденом Ленина, ему было присвоено звание капитан-лейтенанта. У берегов Польши Коновалов маневрировал 10 дней, следуя за вражеским конвоем. Выбрав удачный момент и обойдя фронт сторожевых кораблей, он потопил крупный транспорт «Роберт Мюллер». За смелость и боевое мастерство он был награжден флотоводческим орденом Ушакова 2-й степени, которым рядовые командиры подводных лодок награждались редко.

Рубка «Л-3» на Поклонной горе

Но больше всего меня поразило описание того, как Л-3 17 апреля 1945 г. потопила большой фашистский транспорт «Гойя». Дело было в Данцигской бухте. Коновалов видел в перископ, что транспорт буквально забит войсками, которые эвакуировались с окруженного полуострова Хела близ Гдыни. Из штаба бригады Коновалову сообщили, что на транспорте до 8 тысяч немецких солдат. Море в тот день штормило, «Гойя» шел быстро. Для повышения скорости преследования Коновалов смело поднял лодку в надводное положение и после решительного, рискованного маневра двумя торпедами потопил транспорт, который затонул очень быстро. Спаслось всего 195 человек. Этот подвиг произвел на меня сильное впечатление: на дно была отправлена целая дивизия! Мы для такого удара могли вести бои неделю, неся большие потери.

В Одессе на здании мореходного училища висит мемориальная доска из красного гранита. На ней выгравированы профиль известного подводника Александра Маринеску и надпись о том, что 30 января 1945 года он потопил в Балтийском море крупный немецкий транспорт «Вильгельм Гуслов», пустив на дно 5,5 тысяч фашистских солдат, что явилось для подводников мировым рекордом. Авторы этой надписи ошиблись. Мировой рекорд, как мы видим, принадлежит Вульфу Коновалову. За героизм и боевые заслуги 8 июля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

«Гойя» незадолго до окончания строительства, верфь Akers (Осло). 1940 год

В апреле 1967 года я уже лично познакомился с Вульфом Калмановичем на совещании преподавателей военных академий. Я сразу узнал его по портрету, висящему в зале, и подошел. Как всегда у ветеранов, вспомнили бой у Пиллау. Потом Коновалов рассказал, что в 1950 году окончил Военно-морскую академию, командовал бригадой подводных лодок, стал капитаном 1-го ранга, потом работал в Главном морском штабе. «Но тянуло в море», — улыбаясь, сказал он. В 1963 году он был назначен заместителем начальника штаба Северного флота, планировал и участвовал в учебных боевых походах подводных лодок, на практике учил их командиров. Но была еще одна причина, по которой Коновалов просил перевести его с женой Лидией Михайловной в суровый Североморск. На Северном море служили — тоже на подводных лодках — два его сына — капитан-лейтенанты Марк и Евгений. Порой удавалось всей семьей собраться вместе. В конце 1966 г. контр-адмирал Коновалов был назначен заместителем начальника только что открытого в Ленинграде Военно-морского училища подводного плавания. Первую экскурсию с курсантами он провел в Кронштадте, где памятником стояла поднятая на пьедестал боевая рубка подводной лодки «Фрунзевец», на которой красовалось 15 красных звездочек — столько вражеских кораблей она потопила в ходе войны. У основания памятника на стальной пластинке была гравировка: «Экипаж лодки за отвагу и мужество в морских боях был награжден 423 орденами и медалями СССР».

Вульф Коновалов

Через полгода после нашей встречи с Вульфом Калмановичем в «Красной Звезде» я увидел некролог. В нем сообщалось, что 29 ноября 1967 года скоропостижно скончался контр-адмирал В. К. Коновалов. Похоронили его в Ленинграде. 

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», №82)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Штурман

Однажды, когда экипаж возвращался на свой аэродром, Полина почувствовала, что снизу тянет холодом. Посмотрела: ба, пробоина в дне кабины, рядом — осколок зенитного снаряда. Взглянула на ноги: очень аккуратно, будто бритвой, срезанное голенище сапога. Покрылась потом — ногу не задело. Первое время возила с собой этот осколок, потом их стало много, застрявших в разных частях самолета. 857 боевых вылетов... И в каждом подстерегала смерть. В каждом!

Другая сторона Победы

Ничья судьба не сравнится с еврейской. В этом, казалось бы, нет ничего нового, но исторически у евреев всегда бывала надежда на лучшее. Однако не в этот раз. Евреи, третья по численности группа населения СССР, чьи представители получили высшую воинскую награду, Герой Советского Союза, в войне пострадали трижды. И это действительно одна из самых пострадавших во время войны национальностей, с какой стороны ни посмотри. Тому была масса причин.

Гордость и горечь награды

«Штурмана Кордонского знал только по совместной работе в 36 МТАП. Знал, что он трижды представлялся к присвоению звания Героя Советского Союза, и трижды на его наградных листах стояла резолюция "Воздержаться"... Летал он очень смело, был инициативен в воздухе, сам напрашивался на боевые вылеты...»