Менди Хитрик: «Где взять лед для миквы в Дубае? Конечно, в России!»
Раввин Хитрик рос в Цфате, учился в израильских и американских ешивах, а последние двадцать лет возглавляет ашкеназскую еврейскую общину в Турции. Он также является председателем Объединения раввинов в исламских странах, которое стало широко известно после подписания «Соглашений Авраама» — мирных договоров Израиля с Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном. В интервью журналу «Лехаим» Менди Хитрик рассказал об уроках Торы в иранском Instagram, о группе из 40 раввинов в WhatsApp, а также о том, как отправить мацу в Сирию, тфилин в Ливию, а сидур в Ливан.
АЛЕКСАНДР ФИШМАН → Вы почти два десятка лет возглавляете еврейскую общину в Турции, многие годы тесно сотрудничаете с другими общинами в исламском мире, для вас еврейская жизнь среди мусульман вовсе не что‑то из ряда вон выходящее. Тем не менее мирные соглашения Израиля с ОАЭ и Бахрейном произвели эффект разорвавшейся бомбы. Кадры из Дубая с обнимающимися ортодоксальными евреями и мусульманами в куфиях заполонили социальные сети. Это медийный эффект? Или же у «Соглашений Авраама» есть особый смысл с точки зрения истории отношений евреев и мусульман?
МЕНДИ ХИТРИК ← Сотни лет мусульмане жили в мире с евреями на Аравийском полуострове и в других исламских странах. Конечно, случались конфликты. Но в конечном счете жизнь евреев в исламских странах была куда более безопасной, чем в христианских. Важно помнить, что у евреев и мусульман общее происхождение … В прошлом году я был с сыном в Харране (древний город на юго‑востоке Турции. — А. Ф.), и там, на развалинах, мы танцевали и пели песни о том, как праотец Авраам вышел из Харрана. То есть мы, еврейский народ, имеем самое прямое отношение к этим местам, мы не чуждый элемент в этом пространстве.
Говоря о последних мирных соглашениях, важно отметить, что отсутствие мира между евреями и мусульманами — это политическая проблема. А политическую проблему можно решить. При этом в религиозной и культурной жизни между евреями и мусульманами нет никаких противоречий. Это выражается и в галахических вопросах, и в личных контактах. Нашу организацию, Объединение раввинов в исламских странах, мы создали именно с целью показать, что еврейская жизнь в мусульманских странах существует.
АФ → Организация была основана в 2019 году, то есть до подписания мирных соглашений с ОАЭ и Бахрейном?
МХ ← Да. Нам хотелось развеять стереотипы о евреях и мусульманах. Мне иногда звонят и спрашивают, надо ли в Турции прятать кипу, живут ли там вообще евреи… Знаете, евреи живут в Турции 2700 лет! Евреи живут везде. В Иране еврейская община насчитывает сейчас 12 тысяч человек. Да, есть политические проблемы, которые невозможно игнорировать. Но мы должны рассказывать о еврейской жизни в мусульманских странах как евреям за пределами этих стран, так и мусульманам внутри них.
АФ → Что и как рассказывать евреям о еврейской жизни, более‑менее понятно. А что вы рассказываете мусульманам? Как строится диалог с ними?
МХ ← Приведу пример. В Турции проживает более 80 миллионов человек, из них 15 тысяч — евреи. Это очень небольшой процент: на тысячу турецких мусульман даже одного еврея не наберется. Как эта тысяча узнает о еврейской общине Турции? Что им известно о еврейских праздниках?.. Мы пытаемся донести до них эту информацию, нормализовать их восприятие и полагаем, что такая нормализация — этап, предшествующий заключению мирных договоров.
АФ → Сыграло ли какую‑то роль в подготовке мирных соглашений Объединение раввинов в исламских странах?
МХ ← Не прямым образом. К примеру, работающий в нашей организации раввин Леви Духман уже семь лет живет в ОАЭ. Он делает все для того, чтобы еврейская жизнь в ОАЭ стала нормой. Чтобы на улицах Дубая можно было встретить бородатого еврея в кипе и чтобы с ним ничего не случилось. Чтобы можно было построить синагогу и микву. Чтобы были кошерные продукты. Чтобы можно было праздновать Хануку и Пурим. Это и есть нормализация. И хотя слово «нормализация» из лексикона политиков, мы политикой не занимаемся, мы работаем с людьми. А мирные отношения между людьми в конечном счете приводят к мирным отношениям между государствами.
АФ → Сколько сейчас представителей в Объединении раввинов в исламских странах?
МХ ← 45 раввинов. Среди них — главные раввины Туниса и Ирана, раввины из Марокко, Турции, Азербайджана, Казахстана… Мы стараемся помогать друг другу.
АФ → Как вы взаимодействуете? Встречаетесь, проводите совещания в зуме?
МХ ← О, технологии очень помогают! У нас есть группа в вотсапе, в которой состоят 40 раввинов. Недавно был мусульманский праздник Рамадан, и раввины советовались друг с другом, можно ли участвовать в праздничных трапезах, что можно есть, что нельзя.
Приведу пример. Раввин Духман строит в Дубае микву. Чтобы ее построить, нужна дождевая вода. Но в Эмиратах дождь идет два раза в год. Встает вопрос, где взять воду для дубайской миквы, учитывая, что привезти воду для миквы нельзя. После обмена мнениями в вотсапе родилась идея. Согласно галахе, лед не является водой. Поэтому можно привезти лед и дать ему растаять! Но где же взять лед? Конечно, в России! Там выпилили лед, погрузили его в рефрижератор и отправили через Суэцкий канал в ОАЭ.
АФ → Ого! Какие глобальные операции вы проворачиваете!
МХ ← Да что там… Перед Песахом мы отправляли мацу ручной работы в различные еврейские общины. И я получил сообщение от еврея из Ливии: человек живет в Триполи и просит прислать ему мацу и новые тфилин, так как старые порвались. И мы все ему отправляем. Мы и в Сирию мацу доставляли! Там живет 17 евреев, представляете?.. А в Ливан сидур отправляли. Или вот еще история. За неделю до Песаха получаем сообщение из Египта: там в общине, из‑за нехватки средств, не смогли закупить мацу. Нет проблем! Я упаковал два ящика мацы на 50 кг и отправил из Турции в Египет. Когда организация работает внутри мусульманской страны, помогать друг другу очень легко.
АФ → Кажется, это довольно сложная логистика — пересылать мацу в Сирию. Как вы это делаете? Через «Хизбаллу»?..
МХ ← Особых сложностей нет. Мы же посылаем не израильскую, а турецкую мацу. Отправляем через турецко‑сирийскую границу турецкий товар — и никаких проблем. Кроме того, мусульмане очень уважительно относятся к религии. Когда я, возвращаясь из поездки на Украину, везу с собой мацу ручной работы, на турецкой границе спрашивают, зачем мне столько «крекеров». Я объясняю, что это для религиозных нужд. «Религиозных? Нет проблем, пожалуйста», — сразу говорят мне. В мусульманских странах есть уважение к религии. К политике — меньше.
АФ → Вы сказали, что в Объединение раввинов входит и представитель Ирана. Как вы с ним взаимодействуете? Вы на связи? Можете ли навестить его в Иране?
МХ ← Нет, я гражданин США, поэтому в Иран поехать не могу. Но иранские евреи могут свободно приезжать в Турцию. И да, мы на связи с главным раввином Ирана. Религиозная жизнь евреев в Иране вполне нормальна: работают синагоги, есть миквы, пекарня для выпечки мацы, еврейские школы, ешивы, есть уроки Торы в интернете, даже в инстаграме.
АФ → Вернемся в Дубай. После подписания мирных соглашений десятки тысяч израильтян устремились в ОАЭ. Их не пугают ни строгие законы ислама, ни высокие цены, ни коронавирус. В том, что дубайский сервис справится с наплывом израильских туристов, сомнений нет. А как местные еврейские лидеры реагируют на приток в страну евреев? Стоит ли ожидать в Дубае седеров на тысячи гостей, как это бывает, к примеру, в Бейт Хабаде в Бангкоке?
МХ ← Все зависит от цен. Дубай недешевое место. В этом году в Дубае действительно проводился седер. Не как в Таиланде, но несколько сотен человек присутствовало. С другой стороны, за два месяца с момента подписания мирных соглашений ОАЭ посетило свыше 250 тысяч израильтян. В Дубае сегодня семь кошерных ресторанов!
Но с ростом еврейского туризма в Эмираты приходится заострять внимание и на некоторых местных культурных особенностях. Так, накануне Рамадана дубайский Бейт Хабад распространил инструкцию для еврейских туристов по поводу того, что можно делать в дни праздника, а что нельзя. К примеру, в России вы можете ходить с пивом по улице круглый год. А в Дубае или в Турции такое поведение в Рамадан отнюдь не приветствуется.
АФ → Когда говорят об Объединении раввинов в исламских странах, часто подчеркивают особую роль, которую играет в организации главный сефардский раввин Израиля Ицхак Йосеф. В чем эта роль заключается?
МХ ← Евреи, живущие в мусульманских странах, таких как Турция, видят в известных и значимых израильских раввинах некий объединяющий фактор. Конечно, мы тесно сотрудничаем и с другими мировыми еврейскими лидерами. К примеру, не так давно мы с делегацией глав еврейских общин Турции встречались в Москве с главным раввином России Берлом Лазаром. Раввин Лазар был с визитами и в ОАЭ, и в Иране, и в других мусульманских странах. К раввину Ицхаку Йосефу мы обратились с просьбой стать галахическим авторитетом в нашей организации, этаким наставником. Тот факт, что его семья происходит из Ирака (отец р. Ицхака Йосефа, бывший главный сефардский раввин Израиля Овадья Йосеф родился в Багдаде. — А. Ф.), тоже сыграл важную роль. Мы часто обращаемся к раввину Йосефу за помощью и советом.
АФ → Он тоже состоит в вашей группе в вотсапе?
МХ ← Нет, но он всегда на связи, я часто перенаправляю к нему вопросы наших раввинов.
АФ → Раввин Ицхак Йосеф поддержал идею везти лед из России для миквы в Дубае?
МХ ← Да! Этот вопрос возник, как раз когда он был с визитом в Эмиратах. Он просидел всю ночь, размышляя над возможным решением, а наутро принес ответ на пяти страницах с цитатами и ссылками на множество источников.
АФ → В последние месяцы Запад накрыла волна антисемитизма. Особенно это заметно в США и Канаде. При этом за нападениями на евреев чаще всего стоят представители мусульманских общин, выходцы из исламских стран. Может ли Объединение раввинов как‑то противостоять этим явлениям, оказывать влияние на исламских лидеров на Западе? Ведь в развитом демократическом обществе условия для мирного сосуществования должны быть благоприятнее, чем при авторитарных режимах, коими являются многие мусульманские страны.
МХ ← Очень важно, чтобы отдельно взятый еврей протянул руку своему соседу‑мусульманину. Необходимо растопить лед в отношениях не только на уровне лидеров общин, но и на уровне простых людей. С другой стороны, в Европе лидеры еврейских общин противостоят не только антисемитизму, но и исламофобии. К примеру, суды в некоторых европейских странах пытаются запретить кошерный забой животных. А это проблема не только евреев, но и мусульман. Или вот в Исландии и Дании развернулась кампания против обряда обрезания. Здесь тоже евреи и мусульмане выступают единым фронтом.
И еще один важный момент. Многие мусульмане, переезжая в Европу, становятся более радикальными, чем были в своих странах. Необходимо понять, в чем причины этого явления, это предмет социологических исследований. Но если говорить об отсутствии той самой руки, протянутой соседу‑мусульманину, с одной стороны, и об антиисламских законах — с другой, то получается ситуация, при которой людей загоняют в угол. Такая ситуация взрывоопасна. Нужно найти баланс, чтобы прибывшие в Европу люди могли нормально жить. И конечно, важно, чтобы люди находили точки взаимодействия.
АФ → А как насчет лидеров? Ведь многие исламские лидеры на Западе разжигают ненависть к евреям. Возможно, на уровне глав общин и при непосредственном участии вашей организации получится наладить диалог?
МХ ← Лидеры вырастают из обычных людей. То, что нам под силу, — пытаться изменить общую атмосферу: обучать людей толерантности, рассказывать о том, что даже в мусульманских странах евреи являются неотъемлемой частью общества. Многие из живущих на Западе мусульман не знают об этом, им ничего не известно о мирном сосуществовании евреев и мусульман. Толерантности нужно обучать и на государственном уровне. И не только на конференциях и семинарах: толерантность — это образ жизни, это когда разные люди могут жить вместе.