Комментарий рабби Овадьи Сфорно (1475–1550) к Пятикнижию наследует как традиции классической еврейской экзегезы, так и европейской гуманистической традиции, хотя, по нашему опыту, исследования этого комментария обыкновенно уделяют больше внимания либо одной, либо другой. Нам же кажется, что этот комментарий следует рассматривать как пересечение этих двух традиций: часто Сфорно явно или скрыто сопоставляет традиционные еврейские источники с европейскими философскими или историческими сочинениями и в этом сопоставлении дает трудным местам Писания новые толкования. На лекции мы рассмотрим примеры такого взаимодействия разнородных источников и увидим, какие смыслы это взаимодействие сообщает Писанию и что эти смыслы в свою очередь говорят об интеллектуальной биографии человека, сочетавшего еврейскую ученость со светской. Клуб Литературных Меценатов подготовил цикл лекций с Акивой Богдановым, выпускником иешивы «Торат Хаим» и University of St. Andrews.
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Для любого человека, обладающего мало‑мальски современным разумом, положение женщины в Талмуде представляется, мягко говоря, проблематичным. В этом великом труде упоминаются сотни мужчин, а женщин почти нет, и раввины постоянно уничижительно высказываются об их способностях и характере (даже те из них, кто женщин хвалит). Брурья — единственный персонаж женского пола, о котором говорят как о религиозном авторитете; и этот факт привлекает особое внимание.
Читая Талмуд, я всегда пытаюсь найти в тексте свидетельства о том, как его непростые правила соблюдались в реальной жизни — и соблюдались ли они. Трудно поверить, что среднестатистический еврей в Вавилонии V века н. э. — фермер, солдат или торговец — настолько хорошо владел талмудической ученостью, чтобы делать правильный выбор в каждом алахически сложном случае. Являлось ли строгое, скрупулезное соблюдение исключением, как сейчас среди американских евреев, или же правилом?
Талмуд часто приводит споры мудрецов с «другими»: саддукеями, вероотступниками или ранними христианами. Самый известный такой спор – о дате праздника Шавуот. Почему Талмуд посвящает этому разговору целый лист? И как еврейские мудрецы конструируют образ толкователя-чужака, исключенного из их элитарной тусовки, где все понимают, что написанное означает вовсе не то, что кажется на первый взгляд.