Читая Тору

Недельная глава «Балак». Скрытый смысл истории Бильама

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 25 июня 2021
Поделиться

Об истории Балака, Бильама и потенциальных проклятий, обратившихся в благословения, справедливо задают много вопросов. Кем был Бильам — благочестивым человеком Б‑жьим или шарлатаном, волхвом, колдуном, практиковавшим черную магию? Обладал ли он неподдельными сверхъестественными способностями? Действительно ли он, как говорили некоторые мудрецы, был равен Моше? Сифре к Дварим, 357.
Что им руководило — перспектива удостоиться награды и почестей со стороны моавитян и мидьянитян? Или он действовал по мотивам неприязни к сынам Израиля и их предполагаемой близости к Б‑гу? Почему Б‑г вначале велел ему не ходить с князьями Моава, а затем, казалось бы, передумал и велел ему пойти? Что значит эпизод с заговорившей ослицей? Он произошел на самом деле или, как утверждал Маймонид, был видением, существовавшим в уме Бильама? «Путеводитель растерянных», II:42. О критическом отношении Нахманида к подходу Маймонида см. его комментарий на Берешит, 18:1.

Это серьезные вопросы, о них много дискутируют. Но есть и вопросы посущественнее. Что здесь, собственно, вообще делает эта история? Весь этот эпизод случился в отдалении от сынов Израиля. При нем не присутствовал, чтобы стать его очевидцем, ни один человек с их стороны — даже Моше. Очевидцами стали только Балак, Бильам и несколько князей Моава. Если бы сыны Израиля знали, в какой опасности оказались и что их от нее спасло, это заставило бы их хорошенько призадуматься, прежде чем погрязнуть в безнравственности и идолопоклонничестве с моавитянками в эпизоде, последовавшем прямо за историей Бильама. Они уяснили бы, что моавитяне им не друзья.

Даже Моше не узнал бы, что случилось, если бы ему не сказал об этом Б‑г. Словом, сыны Израиля благодаря спасительному вмешательству, о котором они ничего не знали, избежали опасности, о которой тоже ничего не знали. Раз так, как повлияла на них — если вообще могла повлиять — эта история?

Более того, зачем Б‑гу вообще понадобилось, чтобы Бильам туда пошел? В первый раз Он сказал: «Нет». Он мог бы сказать «нет» и во второй раз. Проклятий удалось бы избежать, Израиль был бы под защитой, и не было бы надобности в ангеле, говорящей ослице и разнообразных местах действия, жертвоприношениях и попытках наложить проклятия. Казалось бы, вся эта драма была без надобности.

Почему Б‑г вложил в уста Бильама необычайные поэтичные слова, благодаря которым эти благословения — один из самых лиричных отрывков в Торе? В сущности, Ему требовалось, чтобы Бильам произнес только одно (и в конце концов Бильам это произнес Бемидбар, 24:9: «Всякий, кто благословит тебя, — да будет благословен, а всякий, кто проклянет тебя, — да будет проклят!» Выше, 23:8, он сказал: «Но как я прокляну того, кого не проклял Б‑г?» ) — обещание, данное Им Аврааму: «Я благословлю тех, кто тебя благословляет, а хулящего тебя прокляну» (Берешит, 12:3).

Бильам благословляет народ Израиля. Герард Хут. Гравюра. 1720–1728

На кого должен был повлиять этот эпизод? Какие задуманные перемены он был призван повлечь за собой? Кто был его целевой аудиторией? На моавитян он не повлиял никак. Они устроили так, чтобы их женщины успешно соблазнили мужчин из числа израильтян. Затем сынов Израиля поразил мор, отнявший жизнь у 24 тыс. человек.

Эпизод никак не сказался на мидьянитянах, чья неприязнь к Израилю была настолько сильна, что позднее Б‑г сказал Моше: «Тесните мидьянитян, поражайте их! Ибо они — ваши враги» (Бемидбар, 25:17–18). Несколькими главами ниже Б‑г повелел Моше отомстить им, ведя войну (Бемидбар, 31).

Это никак не повлияло на самого Бильама. Тора рассказывает об этом очень тонко. Вначале мы читаем о соблазнении сынов Израиля моавитянками и о том, что это стало причиной губительного мора. Затем, шестью главами ниже, мы читаем, что Бильам был убит на войне с мидьянитянами (31:8). Затем, несколькими стихами ниже: «Это они по совету Бильама уговорили сынов Израиля изменить Г‑споду ради Пеора, после чего в общине Г‑спода начался мор!» (Бемидбар, 31:16). Другими словами, Бильам после происшествия, которое почти наверняка должно было перевернуть его сознание — после того как он обнаружил, что в его устах проклятия обратились в благословения, — остался непримиримым врагом народа, который сам же благословил, и, казалось бы, врагом Б‑га, вложившего эти слова в его уста; он также все еще мог плести козни во вред сынам Израиля.

Этот эпизод не изменил сынов Израиля: они остались уязвимы перед моавитянами, мидьянитянами и такими искушениями, как секс, еда и чужеплеменные боги. Он не изменил Моше — тот препоручил Пинхасу совершить решающий шаг, положивший конец мору, а вскоре после этого получил весть, что его преемником на руководящем посту станет Йеошуа.

Итак, если это не изменило моавитян, мидьянитян, сынов Израиля, Бильама или Моше, в чем была задача этого эпизода? Какую роль он сыграл в истории нашего народа? Ведь он действительно играет существенную роль. В Дварим Моше напоминает народу, что моавитяне «не встречали вас с хлебом и водою на дороге, когда вы шли из Египта. Они наняли Бильама, сына Беора, из Петора, что в Арам‑Наараиме, чтобы тот проклял вас. Но Г‑сподь, ваш Б‑г, не пожелал слушать Бильама. Г‑сподь, ваш Б‑г, обратил для вас проклятие в благословение, потому что Г‑сподь, ваш Б‑г, любит вас» (Дварим, 23:4–5).

Когда Йеошуа после завоевания страны пришел возобновить завет, он кратко изложил еврейскую историю, заострив внимание на этом событии: «И встал Балак, сын Ципора, царь Моава, и пошел войной на Израиль, и послал, и призвал Бильама, сына Беора, чтобы он проклял вас. Но Я не пожелал услышать Бильама, и он благословил вас, и Я избавил вас от него» (Йеошуа, 24:9–10).

Пророк Миха, младший современник Йешаяу, сказал именем Б‑га: «Припомни‑ка, народ Мой, что замыслил Балак, царь Моава, и что ответил ему Бильам, сын Беора» непосредственно перед тем, как дал свое прославленное лаконичное описание благочестивой жизни: «Сказано тебе, человек, в чем добро и чего требует от тебя Г‑сподь: поступать справедливо, любить милосердие и в смирении ходить с Б‑гом твоим» (Миха, 6:5, 8).

В кульминационный момент реформ, проведенных Эзрой и Нехемьей после вавилонского плена, Нехемья велел прочесть народу Тору, напомнив ему, что ни аммонитянин, ни моавитянин не могут входить в «общину Г‑спода», потому что «не встретили они сынов Израиля хлебом и водой, а нанят был против них Бильам, чтобы проклинать их, но Б‑г наш превратил проклятие в благословение» (Нехемья, 13:2).

Чем объяснить резонанс события, которое, казалось бы, ничуть не повлияло на кого‑либо из его участников, никак не изменило последующие события, но тем не менее ему придали такую важность, что оно заняло одно из главных мест в рассказе об истории Израиля устами Моше, Йеошуа, Михи и Нехемьи?

Ответ на этот вопрос имеет основополагающее значение. Мы напрасно ищем объяснения того, почему Б‑г заключил завет с народом, который снова и снова оказывался неблагодарным, непокорным и неверующим. Б‑г самолично дважды угрожал уничтожить народ — после золотого тельца и эпизода с лазутчиками. В финальной части нашей главы Он наслал на них мор.

В Древнем мире были и другие благочестивые народы. Тора называет Мальки‑Цéдека, современника Авраама, «служителем Б‑га Всевышнего» (Берешит, 14:18). Итро, тесть Моше, был мидьянитянским священником и дал зятю здравый совет о том, как руководить людьми. В книге Йоны, пока во время шторма еврейский пророк Йона спал, моряки‑неевреи молились. Когда пророк прибыл в Ниневию и предостерег жителей, те незамедлительно раскаялись — а в Иудее/Израиле такое случалось нечасто. Малахи, последний из пророков, говорит: «Ибо от восхода солнечного и до заката возвеличится Имя Мое меж народами! И повсюду будут совершать воскурения и приношения чистые Имени Моему, ибо возвеличится Имя Мое меж народами, — говорит Г‑сподь воинств. — А вы бесчестите его…» (Малахи, 1:11–12).

Почему же выбор пал на Израиль? Разгадка — в любви. Так говорили практически все пророки. Б‑г любит Израиль. Он любит Авраама. Он любит детей Авраама. Их поведение часто выводит Его из себя, но Он не может выбросить эту любовь из сердца. Он объясняет это пророку Ошеа: «И сказал мне Г‑сподь: “Поди вновь слюбись с женщиной, (хотя) и любима она другим и прелюбодействует; (полюби ее)”» (Ошеа, 3:1).

Но где же в Торе Б‑г выражает эту любовь? В благословениях Бильама. Именно в них Он изливает вслух Свои чувства к этому народу: «Ибо я вижу его с вершины скал, взираю на него с холмов: вот народ, живущий обособленно, и он не числит себя среди народов». «Вот народ — он поднимается, словно лев, возвышается он, словно лев!» «О, как прекрасны твои шатры, Яаков, твои жилища, Израиль!» Эти знаменитые слова — не Бильама. Это слова Б‑га — самое красноречивое выражение Его любви к этому маленькому, в остальном непримечательному народу.

Бильам, языческий пророк, — самый неожиданный инструмент Г‑сподних благословений Однако в Дварим раба, 1:4 утверждается, что Б‑г выбрал Бильама для благословения сынов Израиля, потому что, когда тебя благословляет враг, это нельзя воспринять несерьезно, сочтя всего лишь проявлением субъективной пристрастности.
. Но так действует Б‑г. Он выбрал престарелых бесплодных супругов, чтобы сделать их дедом и бабкой еврейского народа. Он выбрал человека, не имевшего дара речи, чтобы сделать его рупором Своей вести. Он выбрал Бильама, ненавидевшего Израиль, чтобы тот возвестил о Его любви. Моше говорит прямо: «Г‑сподь, ваш Б‑г, не пожелал слушать Бильама. Г‑сподь, ваш Б‑г, обратил для вас проклятие в благословение, потому что Г‑сподь, ваш Б‑г, любит вас».

Вот о чем эта история: не о Балаке, не о Бильаме, не о Моаве или Мидьяне, не о том, что случилось дальше. Она о любви Б‑га к народу, о силе этого народа, его стойкости, его готовности быть не таким, как другие, его семейной жизни (шатры, жилища) и его способности быть долговечнее империй.

Рамбам поясняет, что все дела Б‑га содержат адресованный нам нравственный урок Илхот деот, 1:6 (Мишне Тора, книга «Знание»). . По моему мнению, Б‑г учит нас, что любовь может обратить проклятия в благословения. Это единственная сила, способная одержать победу над ненавистью. Любовь исцеляет раны этого мира.

 

Вопросы (за шабатним столом)

1. Чем особенна и уникальна история Бильама и Балака по сравнению с другими историями в Торе?
2. Как может история о любви Б-га к Израилю помочь нам (и евреям, и неевреям) прожить жизнь?
3. Чем может помочь нам идея «только любовь может одержать победу над ненавистью» в условиях нынешних волнений в Америке и по всему миру?

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Уроки Торы I. Балак

Одна из частей этой недельной главы рассказывает о том, как, поселившись в Шитиме, некоторые евреи стали вступать в запрещенные связи с женщинами окружающих языческих племен и приобщились к их культам. Кульминация этого рассказа — эпизод, когда на глазах Моше и всего народа князь колена Шимона Зимри вызывающе открыто грешит с мидьянитянкой. Пинхас, внук Аарона, в порыве праведного гнева убивает их обоих, благодаря чему прекращается мор — наказание, посланное евреям Б‑гом, а сам Пинхас получает статус коена.

Уроки Торы II. Болок

Тора изобилует упоминаниями о «конце времен» и о том, что тогда наступит гармония и станет мир совершенен. При этом в Торе нет никаких ясных указаний, когда же именно это произойдет: нам не сказано ни о времени, ни о сроках окончательного Искупления.