Дом учения: Календарь

Государство Израиль и Рамбам об Избавлении

Арье Ольман 12 мая 2016
Поделиться

Как и в любом другом месяце еврейского календаря, в ияре произошло немало значимых для евреев событий. Однако для нашего поколения одним из важнейших дней этого месяца, безусловно, следует считать 5 ияра 5708 года от сотворения мира, или, пользуясь более привычным нам григорианским календарем, — 14 мая 1948 года, когда Давид Бен‑Гурион провозгласил в Тель‑Авиве создание Государства Израиль.

В ожидании провозглашения «Декларации независимости Государства Израиль». Фото Роберта Капы. Бульвар Ротшильда, Тель‑Авив. 14 мая 1948

В ожидании провозглашения «Декларации независимости Государства Израиль». Фото Роберта Капы. Бульвар Ротшильда, Тель‑Авив. 14 мая 1948

В этой статье мы не станем ввязываться в бесконечную полемику между сионистами и антисионистами, начавшуюся более ста лет назад и продолжающуюся по сей день. Наша задача — попытаться взглянуть на Израиль с точки зрения понимания современными религиозными сионистами учения Рамбама об Избавлении.

Почему мы выбрали столь неожиданный ракурс? Как известно, специальная молитва, сформулированная Государственным раввинатом Израиля, которую читают во многих синагогах за Государство Израиль, начинается так: «Отец небесный, Крепость Израиля и его Избавитель, благослови Государство Израиль — начало цветения нашего Избавления». Иудаизм традиционно связывал веру в Избавление еврейского народа с верой в грядущий приход Машиаха. А единственным классическим еврейским мыслителем, который писал о мессианской эпохе как законодатель, был не кто иной, как рабби Моше бен Маймон. Поэтому нам показалось логичным рассмотреть интересующую нас проблему в свете идей, изложенных в «Мишне Тора», в разделе «Законы о царях и войнах».

Итак, как же, по Рамбаму, придет Машиах? «Но если придет царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей, и будет вести войны, заповеданные Всевышним, то он — вероятный Машиах. И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на прежнем месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек — наверняка Машиах» (11:4).

Раскрытие Машиаха, по мнению Рамбама, будет происходить в несколько этапов. Сначала претенденту следует доказать, что он в принципе может претендовать на то, чтобы считаться Машиахом, — он должен происходить из рода Давида, быть знатоком Торы, праведником, религиозным, политическим и военным лидером Израиля. Затем ему нужно будет победить врагов Израиля, собрать евреев из изгнания и восстановить Храм. Лишь после этого евреи обязаны признать, что перед ними действительно Мессия. Если же претендент не справится со всеми вышеперечисленными задачами, то тогда, по Рамбаму, «этот человек, несомненно, не тот, о ком говорила Тора, он просто один из достойных и благочестивых царей из дома Давида, и послал его нам Святой Творец, благословен Он, для того лишь, чтобы испытать нас» (там же).

Таким образом, чтобы доказать свое право на трон Давида, претенденту, среди прочего, на определенном этапе мессианской эпохи надлежит одержать военную победу над врагами Израиля. Теоретически эта победа может быть одержана:

— «конвенциональными средствами», т. е. при помощи армии, состоящей из обычных солдат, из плоти и крови;

— сверхъестественным путем, при помощи чудес.

Каким же образом будет действовать будущий Машиах? В «Послании в Йемен» Рамбам пишет, что, когда придет Машиах, «устрашатся цари земли, слух о нем повергнет их в ужас, в страхе станут они злоумышлять, пытаясь устоять против него силой оружия или другими средствами. Но не смогут отрицать его [реальность] и, обуреваемые страхом перед знамениями, которые он явит, зажмут руками свои рты». Эти слова можно понять в том смысле, что Машиах, по мнению философа, победит своих врагов при помощи чудес и знамений. Однако анализ постановлений Рамбама свидетельствует об ином:

 

Законы о царях и войнах, 11:3

Законы о царях и войнах, 12:1‑2

Комментарий к Мишне Сангедрин

«Да не подумаешь ты, что Машиах должен творить чудеса, отменять законы природы и воскрешать мертвых, как утверждают глупцы. Это неверно, ибо рабби Акива, величайший из мудрецов Мишны, был соратником царя Бен‑Козивы (Бар‑Кохбы) и считал его Машиахом».

«Не думай, что в дни Машиаха нарушится естественный ход событий или изменятся законы природы, установленные при сотворении мира. Весь мир будет таким же, как прежде. <…> Сказали мудрецы: “Мир в дни Машиаха будет отличаться от нынешнего лишь тем, что Израиль не будет порабощен неевреями” (Брахот, 34б)».

«В окружающей действительности ничто не изменится по сравнению с тем, что есть ныне, и только царство возвратится к Израилю (народ обретет независимость). Таковы слова мудрецов: “Этот мир от дней Машиаха отличается лишь порабощением царствами” (Брахот, 34б). И будут в его дни богатые и бедные, сильные и слабые по сравнению с другими (то есть равенства между людьми не будет, но сыны Израиля будут свободны от чужеземного ига)».

 

Итак, мы вправе предположить, что Рамбам считал, что будущему Машиаху придется побеждать врагов естественным способом, — подобно тому, как во II веке пытался победить Бар‑Кохба, восставший против римского владычества Рима. Следовательно, для того чтобы таким образом победить, ему необходимо будет иметь в своем распоряжении боеспособную армию.

О национальном составе этой армии Рамбам ничего не пишет. Однако предположение, что Машиах будет освобождать евреев с помощью армии, состоящей из неевреев‑наемников, кажется нам странным. Йеошуа бин Нун и царь Давид командовали еврейской армией — значит, еврейская армия будет и у Машиаха.

Но где он возьмет еврейскую армию? Бар‑Кохба решил эту проблему достаточно просто — в Эрец‑Исраэль еще проживало много евреев, в большинстве своем поддержавших восстание. Поэтому у него оказалось достаточно сил, чтобы целых три года бороться с Римской империей. Однако впоследствии еврейское население Земли Израиля сократилось до нескольких тысяч человек, и набрать из него серьезную воинскую силу стало невозможно.

Можно ли было создать еврейскую армию в ситуации, когда евреи рассеяны по разным странам? Во времена Рамбама ответ на этот вопрос мог быть положительным. Менее чем за сорок лет до рождения великого философа крестоносцы изгнали мусульман из Палестины, причем среди участников Первого крестового похода не было ни одного монарха: Иерусалимское королевство было завоевано и основано отрядами добровольцев, собравшихся из разных краев под знаменами герцога Булонского, графа Фландрского и других предводителей. Более того, впоследствии крестоносцам так и не удалось повторить успех Первого похода, хотя во главе их армий стояли монархи: Фридрих Барбаросса, Ричард Львиное Сердце, Людовик Святой. Рамбам вполне мог предполагать, что и евреям, живущим в рассеянии, в какой‑то момент тоже удастся создать победоносную армию, способную отвоевать Землю Израиля.

Даже после смерти Рамбама план завоевания Палестины небольшими отрядами добровольцев мог казаться осуществимым с военной и экономический точки зрения — вспомним экспедиции Кортеса и Писарро или покорение Сибири Ермаком. Однако в наши дни этот вариант кажется малореальным: подготовка современной боеспособной армии занимает столько времени и требует таких средств, что это может позволить себе только полноценное государство.

Теоретически какое‑нибудь нееврейское государство может предоставить свою территорию и ресурсы для создания «армии Машиаха». Однако это слишком уж маловероятно. Поэтому, по мнению религиозных сионистов, в наши дни «Мессия по Рамбаму» сможет прийти, только если в его распоряжении будет полноценное еврейское государство, способное выставить боеспособную армию, и находиться оно, судя по всему, должно в Земле Израиля — такой вывод можно сделать из рамбамовского «Послания в Йемен», где он также говорит о грядущем Избавлении: «Как произойдет пришествие Машиаха и где он раскроется? Вначале он появится в Земле Израиля, ибо сказано: “И внезапно придет в Храм свой властелин, которого вы ищете, и посланец завета, которого вы жаждете. Вот он приближается”, — сказал Б‑г воинств» (Малахи, 3:1).

Единственным в мире еврейским государством сегодня является Израиль. Поэтому назвавшие его «началом Избавления» правы как минимум в том, что сегодня только Израиль является потенциальным источником силы, без которой, по Рамбаму, Машиах обойтись не сможет.

Еще раз повторюсь, что все сказанное выше не является утверждением, что религиозный сионизм — в современном смысле этого слова — бесспорен, более того, значительная часть ортодоксального еврейства понимает процитированные строки иным образом. Никто не обещал, что Машиах придет непременно по Рамбаму, да и сам Рамбам выступает как законодатель именно в «Мишне Тора», а не в иных своих трудах. Упрощенное понимание его книг едва ли может быть названо единственно возможным. В еврейской традиции есть и другие сценарии, а Всевышний и вовсе может придумать такое, «что и не снилось нашим мудрецам». И наконец, даже если Машиаху «потребуется» еврейское государство, кто сказал, что это непременно будет нынешний Израиль? Тем не менее, рассуждая о месте и роли нынешнего еврейского государства в еврейской и мировой истории, было бы несправедливо, на наш взгляд, не учитывать учение величайшего из еврейских мыслителей о грядущем Избавлении.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Даешь другим — получаешь для себя

Если свободного времени мало, — скажем, лишь час в день, — что предпочесть? Самому учить Тору или обучать родных и близких? По мнению Ребе, когда говоришь о любви к ближнему, это означает: делай для других то, что хочешь, чтобы другие делали для тебя. Это основа еврейской жизни. Отсюда вывод: сколько времени я уделяю себе, своим знаниям, столько же должен дать другому.

Жизнь Авраама: под знаком веры. Недельная глава «Хаей Сара»

На еврейский народ обрушивались трагедии, которые подорвали бы силы любой другой нации, не оставив надежд на возрождение... Но еврейский народ, каким‑то образом находя в себе силы, скорбел и плакал, а затем поднимался и строил будущее. В этом уникальная сильная сторона евреев, а унаследована она от Авраама, как мы видим из нашей недельной главы

Еще о странностях и новаторстве раввинистического мышления

Талмуд объясняет, что, пока стоял Храм, существовал специальный священнический суд, занимавшийся заслушиванием свидетелей, видевших молодую луну. Свидетельствование перед этим судом было важной заповедью — разрешалось даже нарушить субботу, чтобы отправиться в Иерусалим и дать показания. При этом свидетели новолуния могли не только нарушить субботние пределы, то есть пройти расстояние больше того, которое разрешается проходить в шабат, но и брать с собой оружие для самообороны