Уроки Торы III

Уроки Торы III. Аазину

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Скромность перед лицом величия

Большую часть главы Торы Аазину занимает песнь Моше. Ее вслед за комментарием Рамбама (Законы свитка Торы, 7:10, гл. 8 и др.) называют также «Песней Аазину». По окончании ее в книге Дворим (32:44) сказано: «И пришел Моше, и произнес все слова песни этой народу, он и Ошеа, сын Нуна».

Раши поясняет, что в тот день оба они, и Моше, и Иеошуа, говорили к народу и были облечены властью. Далее же Раши в комментарии на Дворим (32:44) задается вопросом: «Почему же здесь назван он Ошеа [а не Иеошуа]? Сделано это, чтобы сказать нам: не возгордился он [Иеошуа]; хотя был он удостоен величия, остался скромен, как и был».

Это уточнение Раши призвано не только пояснить нам, почему в данном стихе о Иеошуа говорится как о Ошеа, хотя сам Моше нарек любимого ученика новым именем. Задавая риторический вопрос: «Почему же здесь назван он Ошеа?» — Раши подчеркивает, что новое имя ученика Моше к тому времени было «у всех на слуху».

При этом еще делается такой акцент: мы читаем о моменте возвышения Иеошуа, когда тот наделяется властью духовного лидера своего народа. И — несмотря на это — здесь названо его прежнее имя. Имя, как сказано в комментарии Раши на Бемидбар (13:6), вовсе не отвечающее столь высокому новому статусу.

Раши поясняет, что причиной тому была присущая Иеошуа скромность, которую он сохранил даже в такой ситуации.

Залог благополучия

Человеку свойственно изменяться, когда он достигает вершин власти и ответственности. Что удивительного в том, что, став во главе целого народа, человек испытывает своеобразную экзальтацию? Скажем, не то, чтобы его захлестывает эгоизм, — избави от этого Б‑г! — но у него возникает чувство, что роль вождя требует держать некую дистанцию по отношению к ближним.

И Тора говорит нам: вопреки своему вознесению на вершины власти Иеошуа остался все «так же скромен, как и был». До возвышения он был «сподвижником Моше», однако даже и после того, как жезл власти перешел в его руки, Иеошуа остался чужд всякого самодовольства.

В этом — важный нравственный урок. Как вознесение Иеошуа к власти не разбудило в нем гордыни, так и нам всегда следует помнить: его пример преподан нам на все времена. Благодаря своим качествам мы можем возвыситься, достигнуть богатства и т. д. Но ни богатство, ни возвышение еще не являются сами по себе мерой наших заслуг и качеств. Ибо ясно: достигнутое нами — вовсе не безусловное свидетельство наших достоинств. Если мы думаем иначе — мы скатываемся к самодовольству. Тогда как поведение Иеошуа учит нас совсем иному. Именно когда наши заслуги признаны и вознаграждены, мы должны — по его примеру — «быть скромны, как прежде».

Тем более, когда восхождение к вершинам приводит к тому, чтобы встать во главе целого народа. Если человек, оказавшийся на вершине власти, заражен самодовольством, тогда эта черта его личности не только ослабит степень его влияния на окружающих, но может оказаться, что все его действия и усилия будут иметь обратный эффект. Это актуально осознавать особенно тем, кто является светскими лидерами.

Но склонность к самодовольству еще более опасна для лидера духовного. Потому что в этом случае те, кто смотрит на него «снизу вверх», преисполняются презрением к его самодовольству. А тогда они отвернутся не только от такого человека, недостойного быть духовным лидером, но — упаси Б‑г! — и от религии как таковой.

Залог благосмирения

Если же человек, оказавшийся на вершине власти, исполнен смирения, как Иеошуа, видевший себя слугой народа, а не господином, то это может положительно повлиять на всех, кто соприкасается с таким духовным лидером. И в этом — залог того, что его влияние будет расти. И урок этот уместен в те дни, когда мы читаем главу Аазину, — почти сразу после новогоднего праздника Рош а‑Шона.

В Рош а‑Шона евреи венчают Б‑га на царство в Израиле, и Он остается царем всего мироздания (Рош а‑Шона,16a, 34б).

Заметим — сам факт, что этот сущностный для всего мироздания акт совершают именно евреи, указывает, сколь значима их роль в судьбах нашего мира. Ведь именно нам назначено венчать Б‑га Царем царей! И в этом таится своего рода опасность: евреи могут возгордиться той ролью, которая дана им от Б‑га.

И то, что Иеошуа остался «так же скромен, как и был», возвысившись столь много, должно о многом напоминать нам. Да, нам дано венчать на царство Б‑га, но следствием этого должна быть наша величайшая скромность. Ибо сказано в Игрос Койдеш (послание II): чем ближе человек к Б‑гу, тем больше он осознает дистанцию, отделяющую его от Б‑га.

Поэтому именно слуги Его, пренебрегающие собой, воистину являются сосудами Его благословения. Именно такие в грядущем году и пребывают залогом нашего благополучия, как духовного, так и материального.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раввины и миньяны в послевоенном Киеве

В 1955 году в Киев приезжал посол Израиля в СССР Алуф‑Йосеф Авидар. Во время беседы в киевской синагоге дипломат поинтересовался у раввина, почему в СССР нет еврейских школ. И раввин был вынужден отвечать, словно Серый Волк Красной Шапочке, что все евреи хорошо владеют и русским, и украинским языками, отчего никакой потребности в отдельных еврейских школах просто нет.

Недельная глава «Ахарей Мот». Святой народ, Святая земля

Евреи бродят по свету давным‑давно: с тех пор как вышел в путь Авраам, почти четыре тысячи лет. За это время им довелось пожить во всех странах мира, в хороших и плохих условиях, в условиях свободы и в условиях гонений. Однако за весь этот период было только одно место, где евреи составляли большинство и обладали суверенитетом. Это Земля Израиля — крошечная страна, где местность сильно пересеченная, дожди слишком редки, а со всех сторон — недруги и империи.

Происхождение букв и чисел согласно «Сефер Йецира»

Происхождение алфавита было и остается актуальным вопросом для ученых. Произошел ли он из египетских иероглифов, или из клинописной системы ассирийцев, или из иероглифики хеттов, или из слоговой письменности Кипра? «Сефер Йецира» отвечает: «Из сфирот». Но что она имеет в виду под сфирот?