Уроки Торы III

Уроки Торы III. Ту би‑шват

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

О деревьях и людях

Разве дерево полевое — человек?

Дворим, 20:19

 

В еврейском календаре 15 число месяца шват — Новый год деревьев, Ту би‑шват. Этот день отдан размышлениям о сходстве человека с деревом — его аналогом в растительном царстве. И размышлениям о том, что из этой аналогии мы можем извлечь.

У дерева три составляющие: это и снабжающие его водой и всем необходимым для роста корни, это и ствол, ветви и листва, образующие его тело. Это и плоды: в них вызревают семена, благодаря которым деревья продолжают свой род.

В духовной жизни человека также есть своего рода корни, тело и плоды. Корни — вера, которая является источником всего, что нас питает. Тело духовной жизни создано нашими эмоциональными, интеллектуальными и практическими достижениями. Плоды — наша способность оставлять после себя тех, кто унаследует нам в духе: способность влиять на других, заронить семя в душе ближнего и увидеть, что семя это взошло и дало плод.

Корни

Часто ли славят свои корни деревья? А ведь без них существование немыслимо. Погребенные под землей, невидимые для нас, корни не обладают ни красотой ствола или кроны, ни изяществом листвы, ни сладостью плодов. Но без корней невозможна сама жизнь дерева. Более того, корни должны быть пропорциональны стволу и кроне дерева. Ведь если оно продолжает расти, а корни при этом не становятся длиннее, не врастают в землю все глубже, дерево может просто‑напросто рухнуть под собственой тяжестью. И с другой стороны — рост корней делает дерево сильнее, дает ему здоровье, пусть даже изначально у этого дерева был тонкий ствол и лишь несколько веток, совсем немного листвы и мало плодов. Если корни здоровы, дерево вернет себе былое благополучие, даже если был поврежден ствол или обломаны ветки.

Вера — наименее «броская» из наших духовных способностей. Ее сущность — глубокая приверженность Истоку. Она «проста» и лишена изощренности интеллекта, живости и разнообразия эмоций, она не дает чувства удовлетворения, которым вознаграждают нас поступки. Вера сокрыта под землей, и сколь она велика — скрыто от других людей, как весьма часто и от самого верующего. И все же именно вера, наша превышающая любые разумные построения приверженность и верность Б‑гу, есть основание нашего «духовного дерева». Именно в вере берет свое начало «ствол» нашего постижения мира, дающий такие ветви‑побеги, как чувства, мотивации и поступки. И если крона дерева обеспечивает ему питание наравне с корнями благодаря процессам, совершающимся в листьях, то вся наша духовность питается исключительно верой в Создателя.

Душа может вырасти в дерево с могучим стволом, широко раскинувшимися ветвями, обильной листвой, усыпанное множеством плодов. Но все это великолепие должно опираться на столь же могучие или даже еще более могучие «корни». «Над поверхностью земли» наше духовное дерево может казаться исполненным величия и мощи. Мы можем обладать мудростью, глубиной чувств, необъятностью опыта, величайшими достижениями и множеством учеников. Однако если это дерево не имеет мощных корней, питающих его и уходящих в глубины веры и приверженности воле Б‑га, то непрочно стоит оно на земле и обречено обрушиться под тяжестью своей кроны.

Однако иная жизнь может быть благословлена лишь ограниченным знанием, скудостью чувств и опыта, весьма скромными достижениями и еще более скромными «плодами». Но если «корни» такой жизни протяженны и глубоки, то дерево здорово. Тогда оно способно выстоять под самыми суровыми ударами жизни и справиться с самыми серьезными повреждениями. И у него есть потенциальная возможность для дальнейшего роста и превращения в могучее, красивое и обильно плодоносящее дерево.

Плоды

Стремясь продлить себя в потомстве, дерево разбрасывает свои семена так, чтобы они пустили корни в иных, отдаленных местах. Но пространство, которое может охватить само дерево, ограничено протяженностью его ветвей. Поэтому дерево пытается привлечь «курьеров», которые могли бы доставить семена в другое место. Поэтому дерево и дает плоды, облекающие семена яркой, сочной и притягательно пахнущей оболочкой. Сами семена ничем не привлекательны для животных или людей. Но оболочка, в которую они «упакованы», нравится многим созданиям, и, поедая плоды, они разносят семена по свету, и те получают шанс прорасти вдали от дерева, их породившего.

Когда мы вступаем в контакт с другими людьми, мы пользуемся множеством способов, призванных сделать наше сообщение привлекательным. Мы заворачиваем это сообщение в обертку интеллектуальной изощренности, напитываем его «соком» эмоций, облачаем в яркие одежды слов и образов. Но необходимо помнить: все это — лишь «упаковка», «плод», а семена — внутри. Сами они безвкусны: ведь, по сути, единственное, в чем может проявиться наше истинное воздействие на других, — что они разделят нашу веру. То нечто — простое и безыскусное, скрытое под покровом слов: нашу простую приверженность неким основам. Если семя живо, наше сообщение пустит корни в сердцах и сознании других людей и наше видение мира «привьется» им. Но если семя мертво, наши усилия не дадут результата, как бы ни был вкусен и привлекателен тот «плод», что мы предлагаем другим.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

University of Cambridge: Арамейское ханукальное стихотворение об Антиохе: T‑S A45.14

Свиток, составленный, вероятно, в Земле Израиля первоначально на арамейском языке, напоминает по стилю «Таргум Онкелоса» и сознательно написан архаичным языком, имитирующим «библейский стиль» — больше всего похожим на подражание свитку Эстер... Однако история, рассказанная здесь, местами весьма причудлива и лишь кое в чем совпадает с традиционной «историей», содержащейся в Первой и Второй книгах Маккавеев и у Иосифа Флавия. По этой причине многие скептически относятся к этому тексту, и, вероятно, поэтому со временем он был отвергнут

Учение Хабад. Борьба и гармония: Связана ли Ханука с военной победой

Меири считает, что, действительно, первый день Хануки установлен в память о чуде военной победы. Так он отвечает на известный вопрос: почему праздник продолжается восемь дней, хотя чудо заключалось в том, что помимо первого дня масла в кувшине хватило на дополнительные семь дней (ведь на один, первый, день масла было и так достаточно безо всякого чуда)? Но в первый день праздника, по мнению Меири, мы отмечаем не чудо горения масла все восемь дней, а чудесную военную победу евреев и удивительную находку — кувшин с маслом

Раскрытие сокровенного: Ханука

Аризаль объяснил слова «время, когда человек властвует над другим, ему во вред» так: время, когда злодей властвует над святым человеком, наносит вред злодею. В результате этой схватки святой человек отбирает у злодея все его положительные качества. Так произошло при столкновении Израиля с Грецией. В результате такого столкновения греческая философия пришла в упадок, еврейская же вера настолько обогатилась, что стала светить всем народам мира. Именно поэтому важно поставить ханукальные свечи так, чтобы они светили вовне