Уроки Торы III

Уроки Торы III. Тойлдойс

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Оправдание смеха

И назвал Авраам сына своего… которого родила ему Сара, именем Ицхак («посмеется»). И сказала Сара:
«Смех сделал мне Всесильный; всякий, кто услышит, посмеется надо мною».

Брейшис, 21:3‑6

 

Тогда уста наши были полны веселья,
и язык наш — пения.

Теилим, 126:2

 

Каждый из 54 разделов Торы является «урочным чтением» на определенную неделю года, когда соответствующий текст надлежит читать в синагоге и изучать. Каждая глава имеет собственное название по какому‑либо слову или словосочетанию из первого стиха этого раздела; при этом нет единого правила, которое определяло бы это название. Так, например, раздел, начинающийся словами «И отделился Корах» или «И увидел Балак», соответственно называются «Корах» и «Балак». Однако раздел, начинающийся словами «И вышел Яаков из Беэр‑Шевы», назван «Вайейце» («и вышел он»). А раздел, в начале которого говорится: «И подошел к нему Иеуда», назван «Ваигаш» («и подошел он»), а не «Яаков» или «Иеуда».

Хасидские наставники поясняют, что в названии каждой главы содержится урок, связанный с основной темой данного раздела и имеющий вечное значение. Таким образом, названием для каждого раздела становится наиболее подобающее для этого понятие, в котором актуализировано отношение данного фрагмента текста к жизни каждого еврея.

Остановимся подробнее на разделе «Тойлдойс». Это слово, означающее «родословие», «порождение», взято из первого стиха раздела: «Вот родословие Ицхака, сына Авраама». Но ведь пять недель назад мы читали раздел, открывающийся словами «Вот родословие Ноаха», — и раздел тот назван «Ноах». Вполне естественно, что два раздела не могут иметь одно и то же название. Но если бы название раздела определялось первым подходящим словом в стихе, этот раздел открывающем, тогда части, известной нам как «Ноах», пристало бы называться «Тойлдойс», а той части, которая интересует нас сегодня, — «Ицхак». Но, видимо, в главе про родословие Ицхака есть нечто, чему больше подходит название «Тойлдойс», нежели главе «Ноах».

Начало и конец

Дело в том, что «Тойлдойс» — не простое слово. Это — слово, объемлющее весь космос, всю историю, и в нем дана цель нашей жизни. После рассказа о том, как Б‑г за шесть дней сотворил мир и назначил седьмой день для отдыха, Тора начинает рассказ о человеке следующими словами: «Вот тойлдойс неба и земли при происхождении их…» (Брейшис, 2:4).

А восемнадцать книг — и три тысячи лет — спустя в Торе книга «Рут» заканчивается следующими словами: «И вот тойлдойс Переца: Перец родил Хецрона, Хецрон родил Рама, Рам родил Аминадава, Аминадав родил Нахшона, Нахшон родил Салмона, Салмон родил Боаза, Боаз родил Оведа, Овед родил Ишая, Ишай родил Давида».

В Мидраше говорится: слово «тойлдойс» везде в Торе присутствует в неполном написании (то есть с пропущенной буквой «вов»), за исключением двух мест: «Вот тойлдойс Переца…» и «Вот тойлдойс неба и земли при происхождении их…» Почему же во всех других случаях буква «вов» пропущена?.. Потому что шесть (вов) сущностей было отнято у Адама: сияние, жизнь, облик, плоды земли, плоды древесные и светила… Ибо мир был сотворен совершенным, однако грех Адама разрушил совершенство, и оно будет восстановлено только с приходом Мошиаха, потомка Переца (Брейшис Раба, 12:5).

История человечества — путь от тойлдойс к тойлдойс, от совершенного мира, сотворенного Б‑гом, к восстановленному совершенству мира, что явится с приходом Мошиаха. Можно также привести слова Раши: «Тойлдойс праведных — их добрые деяния» (Брейшис, 6:9).

Ноах и Ицхак

Людские достижения можно подразделить на две группы: «порождения Ноаха» и «порождения Ицхака».

Имя «Ноах» означает «покой». Имя «Ицхак» значит «смех». Многие мечтают о спокойствии, и вся жизнь таких людей направлена на то, чтобы из хаоса существования выстроить исполненный покоя мир. Действительно, «Тора была дана, чтобы установить мир в мироздании» — чтобы связать силы, рвущие мир в стороны, и превратить мироздание в гармоничное зеркало, в котором отражалась бы гармония Творца (Рамбам, Ханукальные законы, 4:14).

Но тут можно заметить, что существование, исполненное абсолютного покоя, уже граничит с небытием. И если бы целью творения был покой, то его можно было бы точно так же достичь, вовсе не творя мир — такое решение куда больше отвечало бы этой цели. Поэтому не удивительно, что лишь очень немногие из нас действительно получают удовлетворение от долгих периодов покоя. Мы хотим от жизни большего, чем просто отсутствие беспокойства. Мы хотим радости, хотим, чтобы наша жизнь была наполнена веселым смехом.

И именно в этом — истинная цель творения: сделать мир источником радости для Б‑га и человека.

Поэтому, если раздел Торы должен называться «Тойлдойс», это, скорее, тойлдойс Ицхака, чем тойлдойс Ноаха. И если это повествование о человеке и его порождении — то есть о плодах его усилий, — то это повествование о радости и о порождении смеха.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Ахарей Мот». Святой народ, Святая земля

Евреи бродят по свету давным‑давно: с тех пор как вышел в путь Авраам, почти четыре тысячи лет. За это время им довелось пожить во всех странах мира, в хороших и плохих условиях, в условиях свободы и в условиях гонений. Однако за весь этот период было только одно место, где евреи составляли большинство и обладали суверенитетом. Это Земля Израиля — крошечная страна, где местность сильно пересеченная, дожди слишком редки, а со всех сторон — недруги и империи.

Происхождение букв и чисел согласно «Сефер Йецира»

Происхождение алфавита было и остается актуальным вопросом для ученых. Произошел ли он из египетских иероглифов, или из клинописной системы ассирийцев, или из иероглифики хеттов, или из слоговой письменности Кипра? «Сефер Йецира» отвечает: «Из сфирот». Но что она имеет в виду под сфирот?

Что было раньше: курица, яйцо или Б‑жественный закон, регламентирующий их использование?

И вновь лакмусовой бумажкой становится вопрос с яйцами. Предположим, что яйцо снесено в первый день праздника и его «отложили в сторону». Нельзя ли его съесть на второй день, поскольку на второй день не распространяются те же запреты Торы, что и на первый? Или же мы распространяем запрет на оба дня, считая их одинаково священными, хотя один из них — всего лишь своего рода юридическая фикция?