Уроки Торы III

Уроки Торы III. Симхас Тойра

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Свиток

В праздник Симхас Тойра (радость Торы) мы радуемся Торе. Мы радуемся тому, что мы — евреи. Радуемся, что наша жизнь «кроится» в соответствии с Б‑жественной мудростью и Б‑жественной волей, проникающими каждое мгновение нашего бытия, — мудростью и волей, открытыми нам на горе Синай.

Но, однако, в чем же заключена сущность Торы?

В чем заключена всеобъемлющая мудрость Пятикнижия Моше, в чем воплощено вдохновение пророков, в чем явлена музыка псалмов? В чем выказана отточенность Талмуда, в чем продиктованы наставления Алохи и сокрыты тайны кабалы?

В чем все законы, нравственные и философские достижения, определившие нашу жизнь? И что определяет ту жизнь, которая уже более трех тысячелетий служит всему человечеству ориентиром, подобно тому как маяк указывает путь мореплавателям?

Все это — в свитке, испещренном письменами. Все это — в свитке пергамента, опоясанном лентой и накрытом вышитым покровом. Эту Тору мы держим в руках, когда в день Симхас Тойра мы танцуем в синагогах, которые стоят по всей земле.

Как же следует нам праздновать день, когда были установлены узы, связавшие нас с Торой? Неужели наиболее подобающее выражение всей глубины нашей радости — это пляска в синагоге, пляска, в которой мы протираем башмаки да растрачиваем силы?

Неужели Народ Книги не мог придумать ничего иного для выражения радости, что ему дарован источник, в котором вся мудрость?

Не лучше ли в такой день погрузиться в изучение Талмуда или посвятить это время постижению философии Торы?

По второму разу

На самом деле в каждом году есть два дня, когда мы празднуем получение Торы: это — Швуэс и Симхас Тойра.

Швуэс — день, в который еврейский народ удостоился Б‑жественного откровения на горе Синай. Это день, когда Б‑г поведал нам Тору, возведя Моше на вершину горы, чтобы дать ему две Скрижали Завета. Однако позже эти Скрижали были разбиты, ибо мы совершили грех против заповеданного в них, служа золотому тельцу.

И Вторые Скрижали были даны нам в Йом Кипур — именно им мы и радуемся в праздник Симхас Тойра.

Иными словами, Первые Скрижали, что были даны нам в Швуэс, олицетворяют «договорный» аспект Торы, налагающий на нас обязательства. Мы должны изучать Тору и исполнять волю Б‑га. На этом уровне связь каждого из нас с Торой определяется дарованными нам способностями и нашими поступками. А именно: чем больше мы изучаем Тору, тем больше мы ее постигаем, чем острее наш разум, тем глубже наше понимание. И если кто‑то нарушает Тору, то он недостоин ее. Поклонение идолам, отлитым из золота, ведет к разрыву Завета с Творцом.

Но у Торы есть и иные измерения, трансцендентные по отношению как к нашим поступкам, так и к нашему постижению сказанного ней. Это — сама суть Торы, суть уз, соединяющих Б‑га и евреев. Узы эти актуализируются нашим изучением Торы и соблюдением заповеданного нам в Пятикнижии, но они существуют также и вне зависимости от этого. Никакой грех или нарушение Закона Торы не могут ослабить эти узы. И именно это было явлено, когда Моше разбил Первые Скрижали: узы, соединяющие евреев и Б‑га, неодолимы! И на Симхас Тойра мы празднуем именно эту — «сущностную» — Тору, Тору Вторых Скрижалей.

В Швуэс мы всю ночь читаем и постигаем Тору. В праздничную ночь мы читаем из Пятикнижия Моше, из книг пророков и из их писаний. Также мы читаем первый и последний разделы каждого из всех 60 трактатов Талмуда, отрывки из эзотерических текстов Сефер Йециры и Зогара, читаем список всех 613 мицвойс, составленный Рамбамом. В день Швуэс мы празднуем наше осознанное восприятие Торы, достигаемое на путях изучения и постижения сказанного в ней.

В праздник же Симхас Тойра мы вспоминаем о сущностных узах, связавших нас с Торой. Именно поэтому свиток Торы остается неразвернутым: мы прикасаемся к нему самому, а не к написанному в нем, мы держим Тору, а не пытаемся постичь ее слова. Мы танцуем с Торой, а не изучаем ее. Ибо мы празднуем нашу связь с теми измерениями Торы, которые объемлют всех евреев без различия, вне зависимости от их мудрости и от их духовных достижений. Танцуя, мы все равны перед Торой: пот знатока Торы ничуть не достойнее пота его почти не разумеющего грамоте собрата, притоптывание праведника не благочестивее притоптывания гуляки.

В день праздника Симхас Тойра мы равны: равны в нашей неспособности постигнуть суть Торы, так же как равны в том, что все мы сущностно с нею связаны.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Происхождение букв и чисел согласно «Сефер Йецира»

Происхождение алфавита было и остается актуальным вопросом для ученых. Произошел ли он из египетских иероглифов, или из клинописной системы ассирийцев, или из иероглифики хеттов, или из слоговой письменности Кипра? «Сефер Йецира» отвечает: «Из сфирот». Но что она имеет в виду под сфирот?

Что было раньше: курица, яйцо или Б‑жественный закон, регламентирующий их использование?

И вновь лакмусовой бумажкой становится вопрос с яйцами. Предположим, что яйцо снесено в первый день праздника и его «отложили в сторону». Нельзя ли его съесть на второй день, поскольку на второй день не распространяются те же запреты Торы, что и на первый? Или же мы распространяем запрет на оба дня, считая их одинаково священными, хотя один из них — всего лишь своего рода юридическая фикция?

Пасхальное послание

В Песах мы празднуем освобождение еврейского народа из египетского рабства и вместе с тем избавление от древнеегипетской системы и образа жизни, от «мерзостей египетских», празднуем их отрицание. То есть не только физическое, но и духовное освобождение. Ведь одного без другого не бывает: не может быть настоящей свободы, если мы не принимаем заповеди Торы, направляющие нашу повседневную жизнь; праведная и чистая жизнь в конце концов приводит к настоящей свободе.