Уроки Торы II

Уроки Торы II. Шлах

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Свобода выбора

И говорил Б‑г, обращаясь к Моше, так: «Пошли от себя людей, чтобы высмотрели они страну Кнаан, которую я даю сынам Израиля, по одному человеку от отчего колена пошлите, главных из них…»

Бемидбар, 13:1,2

 

Но подошли ко мне все вы и сказали: «Пошлем людей перед собой, чтобы разведали они нам страну и рассказали нам о дороге, по которой нам идти,
и о городах, к которым нам идти». И понравилось мне слово это, и взял я из вас двенадцать человек, по одному человеку от колена.

Дворим, 1:22,23

 

Эти два отрывка, связанные с походом разведчиков, объясняют, что инициатива «высмотреть страну Кнаан» исходила от народа Израиля. Затем Моше посоветовался с Б‑гом, и Тот сказал ему: «Пошли людей своих», — что означало: «Пошли их сообразно твоему пониманию. Я не говорю тебе, как поступить. Делай, как считаешь нужным». Таким образом, миссия разведчиков, хотя и с согласия Б‑га, была чисто человеческой инициативой, рожденной желанием людей и одобренной Моше, которому «это понравилось».

Результат оказал трагическое влияние на всю историю еврейского народа. Отчет вернувшихся разведчиков деморализовал евреев — они потеряли веру в обещание Б‑га дать им землю Израиля в вечное владение. В итоге целое поколение оказалось неспособным унаследовать землю, и судьба уготовила им жизнь в пустыне. Только сорок лет спустя Иеошуа, возглавивший еврейский народ после Моше, перевел новое поколение через реку Иордан и ввел в Землю обетованную (Иеошуа и Калев были единственными из разведчиков, которые высказывались за покорение Земли обетованной, только они двое из того поколения и вошли в эту землю).

До того момента Б‑г давал конкретные указания Моше и народу Израиля фактически постоянно. Случай с разведкой был первым, когда Б‑г сказал: «Я не говорю тебе, как поступить. Делай, как считаешь нужным». Неужели это не насторожило Моше?

Насторожило. Мудрецы говорят, что Моше напутствовал Иеошуа словами благословения: «Пусть Б‑г убережет тебя от заговора разведчиков». Тогда зачем он их вообще послал? А если все‑таки счел это необходимым, почему, по крайней мере, не благословил остальных? Еще удивительнее другое: когда поколение спустя еврейский народ стоял перед Землей обетованной, готовый (во второй раз) в нее войти, Иеошуа сам отправил разведчиков! На сей раз обошлось без пагубных последствий. Но почему он повторил процедуру, которая в прошлый раз окончилась столь трагически?

Конечно же, Моше хорошо понимал, какой риск таит в себе указание «Делай, как считаешь нужным». Если человек должен принять самостоятельное решение, без четких указаний Свыше, опираясь только на свое субъективное и ограниченное суждение, он словно ступает на минное поле, и каждый шаг чреват ошибками и неудачами. Но Моше знал также, что Б‑г решил открыть перед человеком новые возможности.

Выбор

Самый критичный элемент нашей миссии в жизни — это выбор. Если бы Б‑г сотворил человека как существо, не способное ошибаться, он мог бы сотворить и идеальный мир или не сотворять его вовсе. Но Б‑г пожелал сотворить мир далеким от идеала, и мы должны улучшать его, делая правильный выбор. Именно вероятность ошибки с нашей стороны придает нашим достижениям особую весомость.

Идея выбора существует на двух уровнях. Когда Б‑г снабжает нас четкими указаниями, мы все‑таки можем ими пренебречь. Но в данном случае смысл понятия «выбор» весьма ограничен. Ведь по сути наша душа является «буквально частью Б‑га Всевышнего» и ведома одним желанием — исполнить Б‑жественную волю. Рабби Шнеур‑Залман сказал: «Еврей не хочет, да и не способен оторвать себя от Б‑га». В конечном счете, каждый из нас желает творить только добро, в соответствии с волей Б‑га. И «выбор» сводится к тому, подавить ли наше естественное желание либо выразить его в каждодневной жизни.

Вплоть до случая с разведчиками этот выбор был единственным, каким располагал еврейский народ. Б‑г давал недвусмысленные указания по каждому вопросу, какой бы ни возникал в их жизнях. Люди могли не повиноваться, но это противоречило бы их самым глубоким инстинктам.

Выбор «второго уровня» возник, когда Б‑г дал Моше ответ относительно разведчиков. Услышав слова Б‑га «делай, как считаешь нужным», Моше понял: Б‑г предоставляет человеку новые возможности выбора, более глобальные и истинные. Создавая сферу, в которой Он — Создатель и абсолютный Властелин мира, Б‑г говорит человеку: «Я не говорю тебе, как поступать», — тем самым Б‑г наделил действия человека еще большей значимостью. И здесь выбор становится по‑настоящему подлинным, потому что теперь ничто не сдерживает нас в выборе пути.

В этой сфере вероятность риска выше. Выше вероятность совершить ошибку, и последствия такой ошибки могут быть катастрофическими. Но когда мы, без наставления и указания Сверху, сами находим верный путь в Землю обетованную и реализуем Б‑жественную волю, наши деяния становятся как более ценны, так и более значимы.

 

Личность Иеошуа

Вот почему Моше отправил разведчиков, хотя вполне понимал опасность их миссии, даже не благословив их, не предупредив: остерегайтесь ошибок. Дай он им свое благословение, поделись собственным духовным багажом ради успеха дела, он тем самым воспрепятствовал бы реализации уникальной возможности, дарованной Б‑гом, разрешившим реализовать человеческую инициативу «по твоему пониманию». Весь смысл заключался в том, что и Моше, принимая решение об отправке разведчиков, и сами разведчики, исполняя эту миссию, действовали абсолютно самостоятельно, руководствуясь только собственным пониманием и способностью делать оценку. Моше дал благословение только Иеошуа: тот был ему верный служитель, который «никогда не выходил из Скинии» (Шмойс, 33:11).

Уникальность отношений между Моше и Иеошуа описана в Талмуде метафорически: «Лик Моше подобен лику солнца, лик Иеошуа подобен лику луны». На самом доступном уровне это означает, что Моше был выше Иеошуа, тот же был лишь бледным отражением учителя. На более глубоком уровне здесь говорится о глубокой связи между выдающимся учителем и наиболее преданным его учеником. Как луна не является самостоятельным источником сияния и сияет светом, отраженным от солнца, так и Иеошуа полностью подчинил свое «я» наставнику — все, чем он был, все, что было у него, происходило от Моше. И когда тот благословил Иеошуа, это не означало, что он наделил Иеошуа какой‑то дополнительной силой — вся личность Иеошуа и без того была личностью Моше. Воодушевленный благословением Моше, Иеошуа все равно был предоставлен самому себе: внутренняя связь с Моше была его сутью, и ничего не было навязано ему извне.

Таким образом, именно Иеошуа сделал успешный и независимый выбор и привел народ Израиля в страну Кнаан. Завоевание кнаанской земли и преобразование ее в Святую землю — это вступление человека в новый мир, где нет четких указаний относительно того, что есть добро и что есть зло, что правильно, а что — нет. Человек отныне должен самостоятельно решать, как освящать эту землю, чтобы она стала домом для Б‑га.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раввины и миньяны в послевоенном Киеве

В 1955 году в Киев приезжал посол Израиля в СССР Алуф‑Йосеф Авидар. Во время беседы в киевской синагоге дипломат поинтересовался у раввина, почему в СССР нет еврейских школ. И раввин был вынужден отвечать, словно Серый Волк Красной Шапочке, что все евреи хорошо владеют и русским, и украинским языками, отчего никакой потребности в отдельных еврейских школах просто нет.

Недельная глава «Ахарей Мот». Святой народ, Святая земля

Евреи бродят по свету давным‑давно: с тех пор как вышел в путь Авраам, почти четыре тысячи лет. За это время им довелось пожить во всех странах мира, в хороших и плохих условиях, в условиях свободы и в условиях гонений. Однако за весь этот период было только одно место, где евреи составляли большинство и обладали суверенитетом. Это Земля Израиля — крошечная страна, где местность сильно пересеченная, дожди слишком редки, а со всех сторон — недруги и империи.

Происхождение букв и чисел согласно «Сефер Йецира»

Происхождение алфавита было и остается актуальным вопросом для ученых. Произошел ли он из египетских иероглифов, или из клинописной системы ассирийцев, или из иероглифики хеттов, или из слоговой письменности Кипра? «Сефер Йецира» отвечает: «Из сфирот». Но что она имеет в виду под сфирот?