Душа зла
И сказал Б‑г, обращаясь к Моше: «Войди к фараону, ибо ожесточил я сердце его и сердце слуг его,
дабы совершить мне все эти знамения Мои…»
Почему сказано: «Войди к фараону»? Надо было бы «иди к фараону»… Но Б‑г привел Моше в (особую) комнату, находящуюся внутри (другой) комнаты, к громадному неземному змею, из которого исходит много уровней… к которому сам Моше
боялся приблизиться…).
Из 53 разделов Торы есть несколько, стоящих в рассказе об истории человечества и народа Израиля особняком. Первая глава книги Брейшис (тоже Брейшис) рассказывает, как Б‑г сотворил мир за шесть дней, как Адам был изгнан из рая. Третья глава, Лех Лехо, описывает путешествия Авраама, совершая которые он нес язычникам правду о едином Б‑ге. Во второй книге Торы, Шмойс, в главе Исрой говорится об откровениях у горы Синай, о том, как Тора была передана Израилю, и так далее.
Перечень осевых разделов Торы невозможен без главы Бой (Шмойс, 10‑13), где говорится об Исходе сынов Израиля из Египта. Исход отмечает наше рождение как народа, нас призывают: «…Чтобы помнил ты день Исхода твоего из страны египетской во все дни жизни твоей» (Дворим, 16:3). Действительно, когда Б‑г явил Себя нам у Синая, Он представился не как Создатель неба и земли, но как «Б‑г твой, Всесильный твой, который вывел тебя из страны египетской» (Шмойс, 20:1). Определяющий элемент наших отношений с Б‑гом не в том, что мы были Им созданы, а в том, что мы — свободные существа, те, в кого Он вложил из Своей бесконечности и вечности, те, которых Он вывел за границы материального мира, за пределы их собственной сути.
Название
Название главы Бой означает «взойди». Оно взято из первой же строки этой главы, когда Б‑г направляет Моше войти к фараону, чтобы предупредить о седьмой казни (саранча) и еще раз передать Б‑жественное требование правителю Египта освободить сынов Израиля.
Тора сообщает, что название вещи отражает ее суть (см. Брейшис, 2:19). Безусловно, так обстоит дело и с собственными названиями книг и глав Торы, и ее компонентами. Название же главы всегда передает ее основной смысл и общую тему всех подразделов.
Можно предположить, что часть Торы, посвященная Исходу, должна называться «Исход», «Свобода» или каким‑либо другим словом, выражающим значение этого события, ставшего определяющим в истории Израиля. Вместо того название главы, оказывается, связано с приходом Моше к фараону — событием, которое является прелюдией к Исходу. Правда, приход лидера Израиля во дворец фараона с требованием отпустить народ, подразумевая, что евреи пока что находятся в рабстве у Египта и его правителя, — разве это не антитеза Исхода?
Фраза «войди к фараону» подробно обсуждается и комментируется. Почему Б‑г велит Моше «войти» к фараону? Не правильнее было бы сказать «иди к фараону»?
В Зогаре объясняется: Моше страшился встречи с фараоном во дворце, где власть того особенно сильна (раньше он встречался с фараоном в других местах, например, во время его утренних прогулок у Нила). И на этот раз Б‑г обещал Моше, что Он Сам сопроводит его к фараону. Таким образом, «войди» надо понимать «иди со Мной». Стало быть, Б‑г говорит Моше: «Иди со Мной к фараону».
Далее Зогар объясняет: Б‑г теперь направляет Моше встретиться с внутренней сутью египетского правителя и бога. И фраза «войди к фараону» приобретает еще один смысл — «войди внутрь». Чтобы освободить народ Израиля от «громадного неземного змея», недостаточно просто прийти к фараону. Моше должен войти в самую его суть, добраться до корней его власти.
Моя река
Кто такой фараон и что он собой представляет? В чем его внутренняя суть? Почему Моше боялся предстать перед фараоном в его дворце, если туда был послан Самим Б‑гом? И как «вхождение в фараона» может дать ключ к Исходу из Египта, к освобождению человеческой души?
Вот как пророк Иехезкел описывает фараона: «громадный змей, разлегшийся среди рек и сказавший: “Нил — мой, и я сам себя создал”» (Иехезкел, 29:3). Другими словами, зло фараона определяется не тем, что характеризовало языческие культы Египта, не тем, что он поработил миллионы людей и подвергал их мучениям; и не тем, что он купался в крови убитых детей, — зло заключалось в его эгоцентризме, в том, что именно в себе самом он видел источник всего и вся.
Здесь и коренится главное зло. Однако может показаться, что поставить себя в центр всего — это грех меньший по сравнению с теми жестокими деяниями, в которые способен ввергнуть себя человек, но дело в том, что истоки всех самых страшных злодеяний — именно в эгоцентризме. Если человек считает, что только он и его потребности определяют суть добра и зла, нравственность его — хотя поначалу такой человек мог быть весьма нравственным — сведена к нулю. В конечном счете, он способен на какое угодно действие, если решит, что оно ему необходимо или вписывается в его понимание действительности.
Получается, что всякое доброе дело — это самопожертвование, а любое злодеяние — самообожествление. Когда человек творит добро — жертвует ли он на благотворительные цели или посвящает всю жизнь служению Б‑гу, он говорит: в жизни есть нечто большее, чем я. А когда человек нарушает Б‑жественную волю — пусть в чем‑то малом или совершая гнуснейшее преступление, он говорит: «Моя река — это моя река, и я создал себя сам. Хорошо то, что хорошо для меня, и плохо то, что противоречит моим желаниям. Я сам хозяин своей реальности, я — бог».
Тайна
Так неужели «я» человека — это зло? Неужели фундаментальная составляющая нашей души есть нечто чужеродное, и его надо искоренить и отбросить в поисках добра и истины? По большому счету ответ на эти вопросы отрицательный.
«Нет другого, кроме Него» (Дворим, 4:35) — вот главный закон реальности. Создатель есть источник всего, ничто от Него неотделимо, ничто Ему не противостоит. Ощущение себя, с которым мы рождаемся, наше «я», также происходит от Б‑га — это отражение Б‑жественного «Я». Поскольку Б‑г знает Себя как единственно истинное существование, мы, сотворенные по Его образу и подобию, наделены тем же «чувством себя», что и Он. И мы воспринимаем себя как ключевой элемент всего сущего.
Само по себе «я» — не зло. Зло возникает, когда человек отрывает свое «я» от его источника. Когда мы признаем, что наше «я» — отражение «Я» Б‑га и подчиняемся Ему, наше «я» становится мощной силой в предпринимаемых деяниях, направленных на то, чтобы сделать мир лучше, ближе к Б‑гу. А то же «я», оторванное от его Б‑жественного корневища, способно на самые жуткие злодеяния.
Когда Б‑г велел Моше «войти к фараону», Моше уже ходил к тому не один месяц. Он общался с фараоном в разных его «ипостасях»: фараон — язычник, фараон — поработитель Израиля, фараон — самозваный бог. Но теперь Моше предстояло войти в суть фараона — в саму душу зла, даже более того — проникнуть за пределы фараонова зла, за пределы его гигантского «я», которое твердит: «Я создал себя сам». Ему предстояло встретиться с той сутью фараона, тем самым его «я», которое ответвилось от «Я» Б‑га.
Моше не боялся зла фараона. Он знал: если Б‑г его послал, Он и защитит. Но когда Б‑г велел войти в суть фараона, ему стало страшно. Разве человек может столкнуться с таким чистейшим проявлением Б‑жественной истины? Проявлением столь высшим, что оно, пронзая и добро и зло, является источником и того, и другого?
Б‑г сказал Моше: «Войди к фараону». Войди со мной, вместе мы войдем во дворец громадного змея. Вместе мы пронзим самопоклонение, которое и есть источник всех зол. Вместе мы откроем, что зло не подкреплено ни сущностью, ни реальностью — это всего лишь растрата Б‑жественных ценностей в человеке.
Если встреча с такой истиной для человека непомерно страшна, идем со Мной, Я направлю тебя, отведу в самые потаенные уголки фараоновой души, и ты увидишь тайну зла, которую охраняют особенно рьяно: оказывается, этого зла не существует.
Когда ты познаешь эту тайну, зло уже не сможет тебя победить. Познав эту тайну, ты и твой народ познаете свободу.