Хаей Сара. «Служение длиною в жизнь»
«И было жизни Сары…»
(«Брейшит», 23:1)
Хотя глава называется «Жизнь Сары», речь в ней идет о ее кончине, а в конце главы и о кончине ее мужа Авраама-Авийну. Это кажущееся несоответствие между названием и содержанием — серьезный повод задуматься над тем, в чем видит еврейская традиция смысл пребывания человека в этом мире.
По поводу отрывка, которым начинается наша глава: «И была жизнь Сары: сто лет и двадцать лет и семь лет — вот годы жизни Сары», в Мидраше говорится («Брейшит Раба», 58:1): «Ведает Всевышний дни жизни непорочных (т.е. праведников)…» И дальше дается объяснение: как сами праведники цельны и непорочны (т.е. без изъянов и недостатков), так и жизнь их обладает цельностью, а годы жизни в точности соответствуют тому сроку, который был им предопределен.
В качестве примера приводится как раз случай с нашей праматерью Сарой, которая прожила ровно столько, сколько было ей отведено свыше, о чем и сообщает Тора, подводя итог: «вот годы жизни Сары». Но ведь и до Сары были праведники и праведницы, жизнь которых тоже может служить иллюстрацией и подтверждением этого принципа. Почему же Мидраш ссылается именно на Сару? Очевидно также, что когда говорится о «цельности и непорочности» жизни праведников, речь не идет о простом соблюдении заповедей Торы, поскольку это является элементарным требованием даже по отношению к «среднему» религиозному еврею, а тем более к праведнику. Таким образом, связь между «цельностью их служения» и «цельностью их жизни (лет жизни)» не случайна, а носит принципиальный характер, причем именно «цельность» их служения является внутренней причиной «завершенности лет их жизни».
СОСТАРИЛСЯ, ВСТУПИЛ В ПРЕКЛОННЫЕ ЛЕТА
Похожим примером такого «цельного» человека может служить Авраам, о годах жизни которого сказано в конце главы почти теми же словами, как в начале говорилось о смерти Сары (25:8): «Вот годы жизни Авраама, которые он прожил: сто лет и семьдесят лет и пять лет. И умер, и опочил Авраам в доброй седине, старец, пресыщенный (годами), и приобщился к народу своему». И хотя, согласно преданию (см. «Брейшит Раба»), Авраам прожил на 5 лет меньше отведенного срока, выражение «пресыщен годами» можно толковать как цельность и завершенность. В чем же это нашло свое выражение? Сказано (24:1): «Авраам состарился, вступил в (преклонные) лета». Казалось бы, выражение «состариться» означает то же самое, что «вступить в преклонные лета», а следовательно, в нем нет прямой необходимости, оно излишне. Но так как в тексте Торы нет ничего «лишнего» или «случайного», то это выражение нуждается в комментарии. Наши учителя толкуют его следующим образом: иногда бывает, что «человек состарился», но при этом не «вступил в преклонные лета», а иногда бывает наоборот. Другими словами, эти два выражения только кажутся схожими, а на самом деле они несут в себе разный смысл. Но в данном случае (в случае Авраама), продолжает Мидраш, имело место и то и другое, и одна характеристика: «вступил в преклонные лета» соответствовала другой: «состарился».
В качестве примера рассказывается о человеке, который «состарился», но при этом «не вступил в преклонные лета». Это рабби Элазар бен Азарья (см. «Пасхальную Агоду»), который стал «старцем» в… 18 лет! Очевидно, бывают случаи, когда человек и в преклонном возрасте выглядит весьма молодо. Однако возраст и внешний вид — это всего лишь внешние характеристики, которые мало что говорят о самом человеке. Тем более о таком великом праведнике, каким был Авраам, сказано («Иехезкель», 33:24): «Один (единственный) был Авраам». В том смысле, что единственный в своем роде и в своем поколении, который поклонялся и служил единому Творцу. И первый, кто начал просвещать людей той эпохи, распространяя знание о Всевышнем, Более того, с Авраама-Авийну начинается новая эра — два тысячелетия, в течение которых была дарована и получила распространение письменная и устная Тора. Поэтому очевидно, что эти две характеристики Авраама, данные в Торе, не случайны и подчеркивают его величие и исключительность.
«МОИ ГОДА — МОЕ БОГАТСТВО»
Но что же в таком случае означает «состариться», а что — «вступить в преклонные лета»? Наши мудрецы поясняют, что смысл выражения «стать старцем» означает: приобрести мудрость. А «вступил в преклонные лета» означает, что: «все дни (его жизни) были при нем», что не было потеряно ни одного дня, т.к. все дни жизни Авраама были наполнены Торой и заповедями (естественно, с учетом специфики тех «заповедей», которые выполняли патриархи).
Каждая из этих двух характеристик подчеркивает свой аспект служения. «Стать старцем», т.е. приобрести мудрость и знание, означает духовное продвижение и касается развития человеческой души. А «преклонные лета» указывают на полноту и законченный характер практического аспекта служения, когда «все дни жизни» наполнены заповедями и добрыми делами. Между этими двумя обязательными составляющими религиозной жизни есть существенные различия.
Процесс изучения Торы отличается от собственно выполнения заповедей тем, что это духовный процесс, который оказывает воздействие главным образом на душу и ведет к духовному совершенствованию. В то же время заповеди, связанные с физическими действиями и материальными аспектами, меняют и исправляют окружающий нас мир и превращают его в достойное место обитания Творца — «жилище в нижних мирах». Поэтому в первом случае сказано: «приобрел мудрость», подразумеваются внутренние, духовные изменения. А во втором — «вступил в лета» — внешнее воздействие на окружающий мир.
И в этом заключалось главное достоинство Авраама и его величие: в сочетании двух качеств, двух аспектов служения — личностного, связанного с собственным духовным совершенствованием, и общественного, которое выражалось в максимальном воздействии на окружающий мир и общество.
Как правило, даже выдающиеся люди проявляют себя лишь в чем-то одном. Либо занимаются личным самосовершенствованием, но зато ведут уединенный образ жизни и мало контактируют с окружающим миром. Либо, наоборот, активно участвуют в общественной жизни, но, как правило, в ущерб развитию собственной личности, поскольку эти две сферы деятельности во многом взаимно исключают друг друга. И только такие выдающиеся личности, как Авраам, умели гармонично сочетать в своей жизни обе сферы.
ЛИЧНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ
Примером такого внутреннего конфликта между духовным и физическим аспектами служения является история одного из величайших учителей, автора свода еврейского закона «Шулхан Арух» (и комментариев «Бейт Йосеф») Иосифа Каро (16 век). Ему было предначертано мученически погибнуть, отдав жизнь во имя Творца и исполнив этим заповедь «кидуш а-Шем», что является высшим актом служения с духовной точки зрения. Но в силу некоторых причин он этого не сделал, что в результате дало ему возможность написать величайший труд — свод закона «Шулхан Арух», которым пользуется весь еврейский религиозный мир. Это сочинение оказало огромное влияние на всю еврейскую общину, но лишило самого автора возможности достичь предельно высокого духовного уровня в служении. Однако Авраам сумел преуспеть как в личном, не раз проявляя преданность Творцу, так и в «общественном», — активно занимаясь просветительской деятельностью среди людей своего поколения, распространяя идеи единобожия.
ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ
На жизнь Авраама и его миссию в этом мире можно посмотреть и с позиций еврейской религиозной мистики. Как известно, в основе дарования Торы лежит соединение высших и нижних миров — именно так это событие описано в Торе: «Всевышний сошел на гору Синай, а Моше на нее поднялся». Вначале, когда Всевышний сотворил этот мир, Он создал непреодолимую для человека преграду, разделив высший, духовный мир и нижние, сотворенные миры, как сказано («Псалмы», 115:16): «Небеса — небеса для Б-гa, а землю Он отдал людям (сынам человеческим)». Это означало, что любые наши усилия, любые человеческие поступки не оказывали никакого реального влияния на духовные миры и не способны были принципиально что-то изменить, т.е. исправить и улучшить окружающий мир. Но во время дарования Торы Всевышний дал еврейскому народу необходимые духовные силы и «полномочия», а главное сам «инструмент» — Тору и заповеди для исправления и преобразования этого мира.
Однако начало этому процессу воссоединения высшего, духовного (читай: Б-жественного) и нижнего, земного и материального, положил Авраам, который первым начал служить Творцу, соединяя в своем служении «нижний» уровень — физический аспект служения, воздействие на окружающий мир («вступил в лета») и «высший» — духовный аспект («приобретение мудрости»).
В этом смысле жизненный путь Авраама и всю его просветительскую деятельность можно расценивать как процесс подготовки этого мира к дарованию Торы.
ЭРА ТОРЫ И ЭПОХА МОШИАХА
Как уже было сказано, первые два тысячелетия от Сотворения мира царила эра духовной тьмы, когда общество погрязло в язычестве. Этот первый период в истории человечества закончился в поколении Авраама. С появлением Авраама «начался рассвет» — наступила эпоха Торы, а сам Авраам в буквальном смысле стал «лучом света в темном царстве». Эта эпоха, в свою очередь, завершилась раскрытием устной традиции в виде написания Мишны (основной еврейский закон, 2 век н.э.). А с разрушением 2-го Храма (70 г. н.э.) и последовавшим за ним «эдомским» Изгнанием начался последний, 3-й период — эра Мошиаха, которая завершится в нашем поколении с наступлением полного и окончательного избавления.
(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 362)