Здесь жила Сабина Шпильрейн

Григорий Бакунин 28 декабря 2015
Поделиться

В конце 2015 года центральные российские телеканалы сообщили, что в Ростове‑на‑Дону открылся музей первой женщины‑психоаналитика Сабины Шпильрейн, к 130‑летию со дня рождения. Хотя музеем это назвать трудно — больше подходит «мемориал».

«В самом начале 2000‑х годов ко мне обратились из местного отделения Российского психоаналитического общества — с тем, чтобы увековечить память Сабины Шпильрейн, — рассказывает руководитель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Александр Кожин. — Они собрали небольшую сумму, сделали достаточно скромную, но выразительную доску и установили ее на доме, где Сабина жила в детстве с родителями. В Ростове есть еще два адреса, предположительно связанных с ней, — в Газетном переулке, недалеко от синагоги, откуда она уходила в 1942 году на Змиевку, и на улице Шаумяна. Но точных адресов нет».

Таким образом, трехэтажный доходный дом XIX века — № 83 по Пушкинской улице — единственное место, связанное с Сабиной Шпильрейн, первой женщиной в мире, защитившей диссертацию по психологии (в Венском университете). Ее отцу, уроженцу Варшавы, купцу первой гильдии Нафтули Мойшевичу (Николаю Аркадьевичу) Шпильрейну принадлежали все три этажа, но семья занимала одну квартиру. Там же находился и кабинет матери Сабины, Евы Шпильрейн —  дантиста. Улица была одной из богатейших в городе, недалеко от Шпильрейнов жил генерал‑губернатор.

Это и сегодня ростовская «золотая миля». В последние годы собственницей двух третей шпильрейновского дома стала успешная ростовская предпринимательница. Ее муж, заслуженный художник РФ Николай Полюшенко, устроил в анфиладе на первом этаже галерею, назвал ее «NNN». И в галерее открыл музей.

lech285_Страница_089_Изображение_0001Музей — громко сказано: несколько фотографий и витрин, в которых можно увидеть книги — о Сабине Шпильрейн и те, что были изданы в Ростове о трагедии в Змиевской балке, а также посуду — тарелку и блюдо из кузнецовского сервиза, который значился в описи шпильрейновского имущества. Стоит мебель начала XX века — может быть, ее нашли в здешних коммуналках. Портреты Сабины Шпильрейн, Карла Юнга и Зигмунда Фрейда, созданные Николаем Полюшенко к открытию музея, смотрятся скорее частью галереи. Может быть, ее владелец хотел таким образом привлечь внимание к себе. Но постепенно втянулся в эту историю. В любом случае, это единственное место на земле, хранящее память о Сабине. Здесь проводятся конференции по психоанализу. К юбилею была приурочена международная научно‑практическая конференция «Сабина Николаевна Шпильрейн: ее личность и вклад в психоанализ, психологию развития, клиническую психологию», которую совместно провели Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, Европейская конфедерация психоаналитической психотерапии и Российское психологическое общество. По словам сотрудника академии Галины Пащенко, открытие музея психоаналитика — уникальный случай для России.

Говоря о музее Шпильрейн, нельзя не упомянуть о событии, связанном с местом гибели ее и дочерей, расстрелянных в августе 1942 года в Змиевской балке в числе 27 тыс. ростовских евреев. В конце 2010 года установленную там мемориальную доску заменили новой, где говорилось о массовой казни советских людей, без упоминания национальности. В 2011 году начался судебный процесс, истцом в котором выступал ВООПиК. Александр Кожин вспоминает: «Администрация города противостояла нашему иску и вроде бы победила, но слишком велик был резонанс. В 2013 году Москва предложила тот вариант текста, который сейчас выбит на установленной в Змиевской балке мраморной доске».

Слово «евреи» на место вернулось, а слово «Холокост» — нет.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Потерянное зеркало: евреи и конверсо в средние века»: история антисемитизма в Испании в произведениях искусства 

Это первая крупная выставка, посвященная тому, как средневековое испанское искусство способствовало разжиганию антисемитизма еще за два столетия до изгнания евреев с Пиренейского полуострова. «Потерянное зеркало» показывает, как Римская католическая церковь, а затем и инквизиция формировали христианскую идентичность в Испании времен средневековья и раннего Возрождения, в значительной мере основанную на демонизации евреев.

«Неразумный человек»: об истории Пинхаса Рутенберга

Это был человек, который в результате электрифицировал всю Палестину, построив огромную гидроэлектростанцию на реке Иордан, к югу от озера Кинерет, а также ряд дизельных электростанций в Тель-Авиве и других местах... В нем определенно было что-то демоническое, и его бэкграунд русского революционера и убийцы не способствовал его делу. Он ведь планировал убийство Ленина и Троцкого, прежде чем сбежать в Палестину в 1919 году, и в Великобритании ему никто никаких рекомендаций не давал.

«Надо рисовать так, чтобы было видно, что это сделано евреем!»

Весна в Еврейском музее и центре толерантности началась с открытия новой выставки. «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» рассказывает о ярком и коротком, как вспышка, периоде существования объединения «Культур‑Лига» и демонстрирует свыше сотни живописных и графических произведений из десятка музеев