Ашер‑Йосеф Черкасский: «Евреи — неотъемлемая часть украинской нации»

Беседу ведет Борис Немировский 16 апреля 2015
Поделиться

Защищая украинскую Революцию Достоинства, Ашер‑Йосеф Черкасский отстаивает Украину и заодно свои убеждения на самом что ни на есть переднем крае. На передовой, с оружием в руках. Ашер‑Йосеф, религиозный иудей, добровольцем отправился на фронт, записавшись бойцом батальона (теперь уже полка) территориальной обороны «Днепр‑1». В нем он воюет и по сей день — воюет за тех, кого СМИ в России называют «укрофашистами». Так что, если кого‑нибудь вдруг заденут резкие слова этого человека, не забывайте: это солдат. Обычно он не разговаривает, а воюет — а в бою не до дипломатии. Это интервью появилось исключительно благодаря пусть и призрачному, неустойчивому, но все‑таки затишью на фронте. Иначе у Ашера‑Йосефа Черкасского, бойца украинской Национальной гвардии, просто‑напросто не было бы времени ни на что, кроме войны.

 

Борис Немировский Ашер‑Йосеф, вы раздали уже весьма впечатляющее количество интервью — и украинским СМИ, и израильским, — так что мне, откровенно говоря, не хотелось бы повторять стандартные вопросы о том, почему, мол, вы, еврей, воюете за Украину, что вы думаете о так называемом «укрофашизме» и прочие вещи, которые вы уже много раз объясняли. Захотите — сами скажете, не настаиваю. Для начала: как вообще к вам обращаться, есть ли у вас «светское» имя или вы всегда и везде — Ашер‑Йосеф?

cherkАшер‑Йосеф Черкасский Для начала повторюсь. «Укрофашизм» — изобретение путинской пропаганды. Для граждан Украины практически всех регионов мало значения имеет национальная принадлежность и язык, на котором говорит человек. Исключением являются территории, находящиеся под контролем террористов — бандитских формирований и войск Российской Федерации. Там действительно ненавидят государство Украина, украинский язык, все украинское и самих украинцев. Зато в культурной столице России, с официального разрешения властей, прошел съезд неонацистов из многих стран мира. Теперь о моем имени. Да, у меня есть два имени — светское и еврейское. Ведь я родился и вырос в советское время — время, когда быть евреем означало по умолчанию быть врагом. Светским именем пользуюсь исключительно в официальных документах, во всех остальных случаях — еврейским.

БН В ту же сторону: у большинства украинских бойцов (впрочем, так же, как и у большинства боевиков‑сепаратистов) имеются прозвища, своего рода позывные. Какой позывной у вас и как он к вам «приклеился»?

А‑ЙЧ В отличие от многих ребят, я не пользуюсь позывным и воюю под своим настоящим еврейским именем. Считаю, что мне нет необходимости скрывать его. На данный момент я выполняю свой гражданский долг, как гражданин государства Украина, и долг перед своим народом, защищая его от нацистской агрессии со стороны России.

БН Вы — боец батальона (или уже даже полка, насколько мне известно) «Днепр». Какое у вас воинское звание и какая военная специальность?

А‑ЙЧ В данное время мое звание — младший сержант милиции. О военной специальности, полученной во время службы в рядах СА, умолчу.

БН С какого времени вы воюете? Пришли ли в батальон сразу, когда он был создан, или решение созрело позже? Вы ведь человек семейный, обычно таким крайне трудно становиться добровольцами… Что именно стало «спусковым крючком» для решения идти на фронт?

А‑ЙЧ Воюю с лета 2014 года. В баталь­он пришел практически сразу после начала его формирования. Выбор, быть добровольцем или нет, не был таким трудным. Осознание необходимости защитить своих детей, свою семью, свою страну от событий, подобных событиям в Ичкерии, Приднестровье, Грузии, Абхазии, Северной Осетии, было решающим фактором.

БН Насколько мне известно, вы — крымчанин, в Днепропетровск, откуда ушли на фронт, перебрались после того, как Крым был аннексирован Россией. Почему вы, русскоязычный еврей из «русского» Крыма, перебрались вдруг к «укрофашистам»? Не логичнее ли было бы получить российский паспорт и жить‑поживать там, где все по‑русски (кстати — вы украинский язык знаете)?

А‑ЙЧ То, что произошло в Крыму, в моем понимании остается гнусностью. Ложь и предательство. Ложь президента и правительства РФ об их непричастности к событиям в Крыму и предательство родины большой частью населения. Именно так, с точки зрения УК Украины, трактуются деяния граждан и военнослужащих, способствовавших оккупации и аннексии Автономной Республики Крым, изменивших военной присяге и Конституции Украины. Жить среди предателей и лжецов считаю недопустимым. Украинский язык никогда не учил. Как ребенок военнослужащего был освобожден от его изучения, но владею им свободно. Считаю проявлением наибольшего уважения к собеседнику общение с ним на его родном языке, а народ Украины этого действительно заслуживает. Это смелые, трудолюбивые, талантливые, сильные духом и чистые душой люди, а не то, что рисует пропаганда. Если вы посмотрите на карту Украины, то увидите, что трагические события происходят на очень малой ее части или там, где действуют диверсанты РФ.

БН Остались ли у вас в Крыму друзья, поддерживаете ли вы с ними контакт? Что рассказывают о «воссоединении», которому как‑никак уже целый год? Может, слышно что‑нибудь о еврейской общине?

А‑ЙЧ После того как сделал свой выбор и стал обретать известность, потерял практически всех друзей и знакомых, симпатизирующих России. Общаюсь буквально с единицами. Слишком затуманен мозг этих людей отравой путинской пропаганды. Столько ненависти за то, что мы хотим жить в свободном государстве, быть частью европейского сообщества, я не ожидал. Тем более от тех людей, которые были мне так близки. И как вообще можно поверить, что мы стреляем по мирным гражданам, вырезаем русскоязычное население, распинаем мальчиков, едим снегирей и младенцев, пьем кровь, насилуем эпилептических старушек, делаем консервы из так называемых «ополченцев»? Как?!

БН В Израиле вас уже успели прозвать «украинской версией Фиделя Кастро» — полагаю, за бороду. Вам никогда не приходило в голову стать «израильской версией Фиделя Кастро»? В том смысле, что и Израилю нынче приходится куда как тяжело и там длится и длится вооруженное противостояние. А вы теперь — опытный боец. Не хочется пойти по стопам вашего тезки, Йосефа Трумпельдора, — отправиться защищать Эрец‑Исраэль?

А‑ЙЧ Каждый еврей обязан подняться в Эрец‑Исраэль. Придет время, и мы с детьми сделаем алию. Пока же мы живем тут, пока являемся гражданами Украины, членами еврейской общины города Днепропетровска, мой долг — соблюдать законы этого государства и защищать свою семью и общину. Если случится, что стану необходим еврейскому народу в Эрец‑Исраэль, ни секунды раздумывать не стану. Буду там, куда позовет совесть и долг перед своим народом.

БН Общаясь с евреями, так или иначе поддерживающими Украину в это в самом деле тяжелое для нее время, я задаю им один и тот же вопрос: зачем евреям это нужно? Не хотите предложить свою версию?

А‑ЙЧ Дело не в еврействе. Мы живем в этой стране и являемся неотъемлемой частью украинской нации, украинского народа. Мы не можем и не должны отделять себя от окружающих нас людей по национальному признаку в политических, экономических и общечеловеческих вопросах. Одно дело — вопросы религии, где у нас превалирует национальный аспект, другое — социальная интеграция. Мы обязаны помнить о своем еврействе, заповедях, традициях. Хранить это как самое большое сокровище и в то же время не отгораживаться от наших сограждан иных национальностей.

БН Как вы думаете: когда закончится война? Сейчас вроде стало потише — надолго ли? И что вы думаете делать, когда она закончится?

А‑ЙЧ Чем буду заниматься, пока еще не знаю. Если за это время мы никуда не уедем, скорее всего, буду участвовать в восстановлении разрушенной и разграбленной части нашей страны и ее экономики. Возможно, займусь политикой, журналистикой, напишу книгу, снова займусь бизнесом или останусь служить в милиции. Вариантов много. Вдруг поступят еще какие‑нибудь предложения. Когда закончится война? Не буду делать прогнозов. То, что думаю, меня не утешает, а как будет — все в руках Всевышнего. Главное — чтобы как можно скорее Он послал нам Машиаха, который примирит народы, люди перестанут воевать, убивать друг друга, исчезнет ложь и нечистота с лица земли и наступит Будущий мир. Да будет так уже в наши дни!

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Триста лет в Африке процветало еврейское царство

Независимое еврейское царство в Африке, расположенное на северо-западе современной Эфиопии, как полагают, существовало около 300 лет, на пике своего развития охватывая территорию, почти равную площади современного Израиля. Со временем о нем сложились легенды, которые распаляют воображение. Но никто не нашел реальных доказательств и конкретных свидетельств, подтверждающих существование царства

Пятый пункт: и снова бой, дежавю, между Йиппи и Уоллесом, выборы 1968 и 2024, Генкин

Как оценить политику американских демократов в отношении Израиля? Что общего между президентскими выборами в США в 1968 и 2024 годах? И какую роль играли евреи в американском леворадикальном движении? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Набоков: история любви

Владимир Набоков был исключительным космополитом, однако мало кто знает, что всю жизнь он заступался за евреев и симпатизировал им. Набоков так и не попал в Израиль, но вполне понятно, почему драма «возрождения» Израиля так его привлекала. По словам Альфреда Казина, «Набоков отличается от прочих писателей тем, что у него не было страны, кроме него самого. Он единственный из беженцев, кому удалось превратить отсутствие государства в абсолютную силу». Израиль предложил решение для одного из случаев отсутствия государства — а именно случая евреев