Александр Ступников: «Человек — это не то, что он пережил, а то, каким выжил»

Беседу ведет Семен Довжик 5 января 2015
Поделиться

У тележурналиста Александра Ступникова уникальный послужной список. Ступников запомнился зрителям старого НТВ как глава корпункта канала сначала в Белоруссии, а затем, после скандальной депортации, в Израиле. Но мало кто знает, что до того была и первая в Америке русскоязычная радиостанция, и работа на Би‑би‑си. Сейчас Ступников живет в Минске, снимая документальные фильмы о том, о чем никто другой говорить не хочет. Как живется ветерану журналистики в нынешние, непростые для этой профессии, времена?

Семен Довжик Если вернуться на много лет назад, почему ты выбрал именно эту профессию?

Александр Ступников Я очень любил историю и был настроен на истфак. Но волей случая оказался на журфаке Белорусского университета. Мое первое место работы — Воркутинское телевидение, я был редактором молодежных программ. Дома в Минске меня не брали даже внештатным корреспондентом на радио, открыто признавшись, что я в «черном списке». Я написал письмо в Воркуту, на телевидение, и получил приглашение на работу. Заполярье, Крайний Север, оленеводы и геофизики, Новая Земля и тундра, шахтеры — замечательное, интересное для меня время, в профессиональном и в человеческом плане. Потом было Донецкое телевидение. Проработав там несколько лет, я сказал жене: нельзя жить во лжи. В Москве и в Питере связался с ребятами из еврейского подполья. Общался с отказниками, возил литературу. Первый обыск, прятался на явках в Москве, Ереване, Баку. Потом еще один обыск, отвезли в психушку, но отпустили. В итоге дали 48 часов, чтобы покинуть Советский Союз. Собрал рюкзак, жена проводила на вокзал, и я уехал. В Америку.

Александр Ступников в Нью‑Йорке. 1987

Александр Ступников в Нью‑Йорке. 1987

СД Почему же в Америку?

АС Боялся, что не найду работу по специальности в Израиле — работа для меня была всегда основным моментом моей жизни. А в Америке практически сразу начал печататься в «Русской мысли» и в «Новом русском слове». Но гонорарами не прокормиться, так что я и посуду мыл, и все что хочешь. Типичный американский путь. Через полгода получил работу в организации по абсорбции советских эмигрантов. Там было несколько проектов: музей русского искусства в изгнании, издательство «Третья волна», мониторинг почтовых нарушений в СССР, и журнал «Русский американец» — название, оставшееся еще со времен Сергея Довлатова. Параллельно сдал экзамены на «Голос Америки» и на Би‑би‑си. Когда узнал, что в Нью‑Йорке стала создаваться первая русскоязычная ежедневная радио­станция WMNB, пошел устраиваться туда журналистом, и мне предложили стать главным редактором. Я создавал эту радиостанцию. А в конце 1987 года пришли два контракта: от «Голоса Америки» и от Би‑би‑си. Надо было выбирать. Я подумал‑подумал и поехал в Лондон.

СД Почему ты выбрал именно Би‑би‑си?

АС Би‑би‑си всегда была и остается для меня эталоном журналистики. А еще я хотел жить в Европе, поближе к семье. Мы три года не виделись с женой. Так 15 января 1988 года я начал работать на Би‑би‑си. Через полгода жена взяла путевку в Болгарию, я прилетел из Лондона. У нас был своеобразный медовый месяц. Потом уже она с детьми приезжала ко мне в гости. Встал вопрос о переезде. К тому времени у меня была хорошая зарплата, хорошая работа. Это был трамвай, который должен был довезти меня до пенсии. Я уже видел старичков нынешнего своего возраста и не хотел им уподобляться, хотел активной жизни. Вот так в апреле 1991‑го пошел в «Сохнут» и репатриировался в Израиль. Я видел, что много русских начали уезжать в Израиль, и был уверен, что если я был главным редактором русского радио в Нью‑Йорке, если есть куча рекомендательных писем от «Нового русского слова», «Русской мысли» и Би‑би‑си, то я точно найду работу. Но получилось как с Белоруссией. Прошелся по редакциям — нет работы. Покрутился в Израиле 2,5 месяца и уехал в Минск. Это было еще перед самым распадом СССР. Некоторое время проработал на независимой радиостанции, а потом образовалось НТВ, я начал работать там буквально с первых дней его существования. Сначала корреспондентом, а через год стал шефом бюро НТВ в Белоруссии.

СД Не страшно было возвращаться в СССР после жизни в Америке и в Англии?

Александр Ступников с женой. Конец 1970‑х. Минск

Александр Ступников с женой. Конец 1970‑х. Минск

АС Как раз нет, это был период для журналиста самый интересный. Все зависит от того, как ты относишься в жизни и к тем обстоятельствам, с которыми сталкиваешься. Я всегда считал, что человек — это не то, что он пережил, а то, каким выжил. Никогда не боялся начинать заново. Всегда строил новое. Теперь могу сказать, что по натуре я человек‑строитель. Как только я что‑то выстраивал, как только пробивался, мне становилось скучно и я начинал искать новое. Меня никогда не выгоняли с работы, наоборот.

СД С работы не выгоняли, но вот из Белоруссии тебя как раз депортировали…

АС В 1997 году я стал первым журналистом, которого депортировали из Белоруссии из‑за работы. Все началось с того, что я сделал репортаж о цензуре в газете. Пресс‑служба перекрыла мне съемки во время выступ­ления президента. Меня давили, а я брал жесткие темы, за которые другие боялись браться. Приближалось подписание договора о белорусско‑российской дружбе, под это дело от меня и избавились. По Белорусскому радио объявили, что иностранному гражданину Ступникову дается 48 часов, чтобы покинуть Белоруссию. Второй раз в жизни я получил 48 часов на то, чтобы покинуть страну.

СД Как работалось в Израиле?

АС В Израиле я увидел столько интересных людей, у меня просто глаза разбежались, но новостной формат требовал совсем другого: политика, война, тер­акты. Как правило, я сам предлагал темы, у меня шло много материалов. Я не знаю, что такое два‑три сюжета в неделю, никогда не знал никаких норм. Тогда я предложил программу «Сегодня в Израиле», которая была очень популярна в свое время. Кто из журналистов или полужурналистов, умеющих только деньги грести, сейчас в это поверит! Я полгода делал еженедельную программу, которая уже стала популярна, параллельно делая новости. Без бюджета. Делал сам, с оператором, который у меня был на новостях. Через какое‑то время Евгений Киселев, тогда гендиректор НТВ, предложил: «Саш, определяйся — либо новости, либо “Сегодня в Израиле” для зарубежного вещания НТВ, иначе ты просто разрываешься». Я выбрал свою программу, а вскоре НТВ разлетелось. После распада НТВ продолжил сотрудничать с каналом НТВ‑Мир, появилась новая программа «Сегодня и сейчас с Александром Ступниковым». А затем в один прекрасный день программу прихлопнули по личному указанию нынешнего гендиректора НТВ. Я позвонил ему, спросил, почему он закрывает программу. Он ответил: «Твоя программа слишком еврейская». Так я впервые оказался практически на улице. Немного погоревал и стал делать фильмы.

СД Как родилась идея фильма о еврейских партизанах?

АС Оказалось, что были еврейские партизанские отряды. Не евреи в партизанах, а именно отдельные партизанские отряды. Прошло 60 лет после вой­ны, но о них никто никогда не делал фильма. Так я сделал свой первый, а затем и второй фильм на эту тему. Делал сам, за свой счет. Это мой долг перед теми, кто погиб. Мой фильм скорее информационный, чем документальный в классическом понимании этого жанра. Во‑первых, не было опыта, как делать документалку. Я же репортер по своей природе. Все приходилось делать самому. Когда у меня начались скачки по звуку и мне не с кем было проконсультироваться, это был кошмар. Я почувствовал себя еврейским партизаном. Ну а как, если все против тебя? Никто не хотел, чтобы я рассказал, что в одной только Белоруссии было 16 партизанских отрядов, во Франции — еврейская армия, еврейский партизанский отряд в Словакии, в Сербии, отряды в Литве. Об этом вообще никто не говорил как о целом явлении. Денег я на этот фильм так и не получил. Я‑то был уверен, что от еврейских организаций будет какая‑то помощь. Не надо мне ничего платить, но хотя бы помогите с расходами на съемки, поездки, постпродакшн. Никто не помог. Все, к кому я обращался, намекнули: вот если бы это было о Холокосте, тогда пожалуйста. И все равно я это сделал. Для меня было самое главное засветить тему, чтобы после меня кто‑нибудь выбил у этих людей деньги и сделал нормальный красивый фильм.

dovzhik1СД Как удалось пробить фильм?

АС Я писал в еврейские организации, предлагал свой фильм. О финансах не было и речи. Возьмите фильм людям! От Саши Ступникова, в подарок еврейскому народу. Пусть знают, что среди нас было много тех, кто воевал в партизанских отрядах. Но никто не взял, никому это не надо. Тогда я сделал несколько копий и стал просто дарить. Фильм попал к полякам, и меня попросили сделать белорусский вариант, о еврейских партизанских отрядах в Белоруссии. Этот фильм мне предложили послать на Международный кинофестиваль в Варшаве, где я получил специальный приз. Честно говоря, после этого я думал, что дело сдвинется с мертвой точки, но ничего не происходило. Поэтому между первым и вторым моим фильмом прошло столько времени. Я не мог себя собрать, у меня руки опускались от обиды, обиды за евреев. Пока наконец с первыми «Изгоями» меня не пригласили в Мюнхен, в Институт Януша Корчака. Это уже послужило серьезным толчком. В 2012 году меня пригласили в Москву, где Федерация еврейских общин России вручила мне премию «Человек года». Мой второй фильм, «Проклятые и забытые», — о еврейской армии во Франции. Я опять сел в машину, на свои деньги поехал в Париж. Одному из командиров уже исполнилось 100 лет, второму 97. Тянуть со съемками я не мог — они же уйдут, и ничего не останется. Я был первым, кто заговорил на эту тему. Это был момент самоуважения. Такой же, когда создавал русское радио в Америке, такой же, когда уходил с Би‑би‑си. 

СД Над чем ты работаешь сейчас?

АС После этого я сделал еще несколько документальных фильмов. Один из них, «Дети войны», о еврейских детях, чьи родители погибли во время Холокоста, но детей успели забрать соседи‑христиане. И многие из них до взрослого возраста не знали, что они из еврейской семьи. И еще один фильм, «Мстители», основанный на двух уникальных историях. Не отпускает меня военная тема.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Free Press: Дэвид Мэмет: «Том Стоппард и я»

Том Стоппард — переживший Холокост, иммигрант, сын нерелигиозных евреев — создал самые английские и англофильские произведения. Очевидно, что он обожал Англию и наблюдал за своей страной так, как может только чужак. Он делал это с грацией и той глубиной юмора, которая означает лишь одно: любовь

Стоппард и его история

Стоппард оказался самым продуктивным и самым высококлассным драматургом эпохи. Он написал 34 пьесы для театра, радио, телевидения. Его интересы необъятны: от либеральных споров в дореволюционной России в трилогии «Берег утопии» и загадок квантовой физики в «Хэпгуд» до интеллектуального брожения в Англии начала XIX века в его шедевре «Аркадия»

Коричневая клоунада

Реакция «прогрессивных» СМИ на выход на большую арену неофашиста Фуэнтеса любопытна. Постоянно пугающие аудиторию «Гитлером‑Трампом» или «нацистом Маском», они, казалось бы, должны бить тревогу во все колокола. Но не тут‑то было. Основная тема, которая возникает в этой связи, — это раскол в MAGA, который‑де произвел или произведет Ник Фуэнтес