Слово раввина

Человек сам творец своего характера

Берл Лазар 16 сентября 2020
Поделиться

В СМИ мы каждый день слышим о том, что называется «конфликтом на бытовой почве». Часто такой конфликт начинается с мелочи: кто‑то не поздоровался, не уступил место или, в период самоизоляции, не надел маску и перчатки — и пошло‑поехало: взаимные обвинения, крики, ругань, порой рукоприкладство, а иногда, не дай Б‑г, и до смертоубийства доходит. По данным ООН, в результате таких конфликтов ежегодно в мире гибнет примерно 125 тыс. человек — больше, чем в результате всех террористических актов!

Число проявлений бытового насилия постоянно растет. Современная потребительская цивилизация нацеливает человека на «успешность» и с пренебрежением относится к «лузерам»: соответственно, каждая жизненная неудача, любое негативное впечатление порождает недовольство, недовольство переходит в раздражение, раздражение — в гнев, а гнев приводит к вспышке агрессии. Врачи и психологи в разных странах создают специальные программы борьбы с неконтролируемым гневом, но результаты пока весьма скромные.

Так что же такое гнев? Как его контролировать? А может быть, как считают некоторые, это врожденная черта — «просто характер», который никак не исправить?

Наши мудрецы знали о существовании проблемы еще две тысячи лет назад. Вот что говорит мишна: «Есть четыре типа характера: вспыльчивый, но отходчивый, больше выигрывает, чем теряет; невспыльчивый, но неотходчивый — больше теряет, чем выигрывает; невспыльчивый и отходчивый благочестив, а вспыльчивый и неотходчивый — злодей».

Надо обратить внимание на то, что в оригинале для обозначения характеров употребляется слово «деот», то есть буквально «понимание», «мнения». Имеется в виду, что характер человека, его темперамент не дается ему от рождения, а развивается по мере развития интеллекта. Соответственно, человек в состоянии контролировать темперамент: не допускать вспышек гнева, используя силу своего разума.

Один богатый и уважаемый хасид пришел к Ребе и попросил совета, как избавиться от вспышек гнева. «Вроде бы люди ко мне хорошо относятся, в синагоге дают почетное место, часто вызывают к Торе — но если вдруг что не по мне, я прямо места себе не нахожу, такая злость берет!.. Что делать?» Я помогу тебе, сказал Ребе, но сначала позвоню старосте вашей синагоги и попрошу его, чтобы в эту субботу тебя к Торе не вызывали и места почетного не давали. А после шабата приходи, мы решим твою проблему.

На следующей неделе хасид, как и договаривались, является к Ребе. «Ну что, в эту субботу ты сердился, что почетом тебя обошли?» — «Нет, Ребе, я же знал, что это вы так распорядились, чтобы мне помочь!» — «Вот видишь, ты знал. А в других случаях разве не знаешь, что это Б‑г так распорядился?! И тоже — чтобы тебе помочь!»

Иначе говоря, гнев возникает, если думаешь, что какая‑то вещь, которая тебе не по нраву, — дело рук других людей, которые действуют либо по недомыслию, либо из злого умысла. А человек верующий должен понимать: за каждым событием стоит Б‑г. Если он этого не понимает, значит, не признает Б‑га. Недаром в книге «Зоар» прямо сказано, что гнев сродни идолопоклонству.

Поскольку Б‑г есть добро — если у тебя что‑то «пошло не так», то это либо ты сам допустил ошибку, либо не понял истинного смысла происходящего, идущего тебе на пользу. В том и другом случае гневаться смысла нет, а уж если вспылил, так включи свой разум и поскорее прекрати раздражаться: «больше выиграешь, чем потеряешь». Это, кстати, один из главных принципов хасидизма: человеку дан разум в том числе для того, чтобы контролировать себя, изменять свой характер, в любых внешних событиях искать позитив.

А если отходчивости нет, человек «больше теряет, чем выигрывает», даже если редко впадает в гнев. Потому что его гнев, пусть редкий, не становится для него уроком, не дает осознать свою ошибку, попросить прощения у людей, которых он мог невольно оскорбить в приступе раздражения, — не позволяет улучшить собственный характер!

…Мой тесть был очень спокойным человеком. Никто в семье не помнил, чтобы он когда‑нибудь сердился, тем более выходил из себя. Однажды его теща даже усомнилась, что он коэн: ведь коэны происходят из потомства Аарона, а в Талмуде сказано, что потомство Аарона вспыльчиво. «Отчего же? — невозмутимо отвечал ей зять. — Однажды я всерьез разгневался. Это было во время войны, когда мы жили в Шанхае, — но помню как сейчас!»

Эта история стала потом привычной шуткой в семье: человек отлично помнит, как он в последний раз гневался несколько десятков лет назад! Однако за этой шуткой стоит серьезная и важная истина: когда человек помнит, как он сердился в предыдущий раз, это помогает ему избежать гнева здесь и сейчас.

Да, мой тесть был коэн, а у коэнов характер вспыльчивый. Но в том и состоит достоинство человека, что он не позволяет своей вспыльчивости выходить наружу. А это значит, он правильно строит отношения с окружающими людьми, избегает напрасной неприязни и в конечном счете улучшает мир вокруг себя, приближая таким образом приход Машиаха. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Кассирам Г‑спода — спасибо!

«Четыре точки зрения (на имущественные отношения) есть у людей. Тот, кто говорит: “Мое— твое, а твое — мое”, — простак; кто говорит: “Мое — мое, а твое — твое”, — обыкновенный человек, а некоторые считают, что это качество людей Сдома; кто говорит: “Мое — твое и твое — твое”, — праведник, а кто говорит: “Мое — мое и твое — мое”, — злодей».

Совершаешь поступок — подумай о последствиях

Верующий человек знает: в мире всё не случайно, а тем более такие события, как нашествие хищников, галут и эпидемии. Рамбам особо подчеркивает, что «вера в случайность — это жестокость»: если человек думает, что какие‑то вещи происходят случайно, он будет продолжать совершать ошибки вновь и вновь. А предыдущая и сегодняшняя мишна дополняют эту мысль: то, что происходит, не просто не случайно, но подчиняется принципу «мера за меру».

Почему лекарство горькое?

Недаром предыдущий Ребе говорил, что все беды, приходящие в этот мир, суть лекарства для нас. Они нужны, чтобы человек вернулся к Б‑гу. И горечь лекарства тоже не случайна. Если ребенку дать сладкое лекарство, он будет просить еще и еще. А получит горькое — постарается сделать все, чтобы впредь в лекарстве не нуждаться.