Дом учения: Слово раввина

Каким сегодня должен быть учитель?

Берл Лазар 28 декабря 2014
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Политики, ученые, представители бизнеса, военные — все согласны, что самой серьезной проблемой современного общества стал кризис авторитета. Подлинная свобода, свобода осознанная, возможна, только если у человека есть настоящий моральный авторитет, учитель праведности — а такие учителя сегодня в дефиците.

Впрочем, проблема эта вечная — и наши мудрецы предлагали пути решения даже в самые сложные времена еврейской истории. Об этом очередная мишна «Поучений отцов»: «Пятеро учеников было у р. Йоханана бен Закая — это р. Элиэзер бен Гиркан, р. Йеошуа бен Хананья, р. Йоси А‑Коэн, р. Шимон бен Нетанэль и р. Эльазар бен Арах».

Возникает вопрос: а какое отношение имеет перечисление учеников Йоханана бен Закая к проблеме морального авторитета? И главное, где здесь поучение, какой урок мы можем извлечь из этой странной мишны?

Надо вспомнить историю. Сколько учеников на самом деле было у р. Йоханана бен Закая? Он стал главой поколения в середине I века н. э., когда римские легионы захватили Иерусалим и разрушили Храм. Он стоял во главе самой большой ешивы того времени. То есть учеников у него было никак не пять, а сотни, если не тысячи.

Талмуд приводит такую историю: когда Йоханан бен Закай понял, что Б‑г разгневан на погрязший в распрях и усобицах еврейский народ и Храм обречен на разрушение, он явился в лагерь Веспасиана. Римский командующий был поражен умом своего собеседника (Йоханан бен Закай предсказал, что Веспасиан станет императором в Риме, спустя несколько лет это и произошло) и пообещал исполнить любое его желание. Будь бен Закай политиком, он, наверное, попросил бы финансовой или продовольственной помощи для евреев: такого рода просьбы от руководителей стран, попавших в трудное положение, мы слышим и поныне. Но он сказал другие слова: «Дай мне Явне и его мудрецов» — то есть попросил город, чтобы создать там ешиву и воспитывать будущие поколения евреев, не подвергаясь гонениям со стороны римских легионов. Просьба была выполнена, и именно это спасло наш народ после разрушения Храма, именно это сохранило Тору и традицию, позволило нам остаться евреями.

То есть мы можем сказать, что все евреи в той или иной мере были учениками Йоханана бен Закая. Так почему же мишна говорит только о пятерых?

Кто‑то полагает, что это были самые выдающиеся ученики и каждый оставил след в духовной истории народа. Другие говорят, что речь идет не просто об учениках, но о тех, кто стал прямым продолжателем дела Йоханана бен Закая, заложил основы талмудической мудрости. Есть точка зрения, что было пять групп учеников, каждая из которых делала упор на каком‑то одном направлении в занятиях, и мишна перечисляет лидеров этих групп. Но, на мой взгляд, самый важный урок предлагает нам следующая трактовка: пятерых упомянутых раввинов отличало абсолютное признание духовного авторитета учителя. Действительно, мы находим упоминания о них в разных талмудических текстах, и везде они предстают людьми скромными, склонными скорее недооценивать собственные заслуги. Каждый из них в собственных глазах — человек простой: если бы учитель не сказал им, что у них есть великие заслуги, они бы сами этого не признали!

А ведь такие ученики есть в каждом поколении, в каждой школе, в каждом классе. Просто дать им свободу развития — недостаточно: чтобы раскрылись их таланты, необходим Учитель с большой буквы, тот, кто станет для них непререкаемым моральным авторитетом. Таким Учителем был Йоханан бен Закай. Он умел раскрыть своим ученикам главный принцип: ты — не «винтик системы», ты уникален! Б‑г ждет от тебя праведности и максимального использования твоих талантов.

Вот где главный урок мишны. За простым перечислением знаменитых раввинов, учеников другого знаменитого раввина, мы видим модель правильного выстраивания отношений между учителем и учеником. Задача учителя — отыскать уникальную миссию учения и убедить его в том, что никто, кроме него, с ее выполнением не справится. Справится учитель с этой задачей — он станет абсолютным моральным авторитетом для учеников, а те, в свою очередь, обретут истинную свободу на пути, ведущем к Б‑гу.

Учитель Йоханан бен Закай вложил всего себя в то, чтобы Тора передавалась из поколения в поколение. Ради этого он создал ешиву в Явне, ради этого воспитал учеников, продолжателей своего дела. Пока есть у нас такие учителя — будут и такие ученики, и у нашего народа будет неодолимая сила!

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

University of Cambridge: Рабби Йешаяу а‑Леви бен Мишаэль, шурин Маймонида, и два его сочинения

Рабби Йешаяу а‑Леви бен Мишаэль — один из малоизвестных персонажей еврейской средневековой науки. Его фигура начала приобретать определенные очертания благодаря находкам из Каирской генизы. Настоящее исследование добавляет несколько новых элементов к нашему пониманию еврейской интеллектуальной истории Средних веков

«Хумаш Коль Менахем»: Тонкий упрек со стороны Моше

И Моше, перечисляя «все места, где они гневили Бога», не упомянул Мару, поскольку там народ взбунтовался против его руководства, а не против Бога. Таким образом, хотя Моше считал уместным укорить еврейский народ за его грехи против Бога, он не стремился при этом защитить свою честь, упрекая народ за восстание против него.

«Хумаш Коль Менахем»: Книга Дварим

Бог помогает бааль тшува, даруя Божественное откровение его душе на подсознательном уровне. Это похоже на процесс произнесения книги Дварим: на уровне сознания это были собственные слова Моше, но на более глубоком уровне слова были плодом Божественного откровения. Упомянутое сходство между тшувой и книгой Дварим является внутренней причиной того, что книга определятся как «упрек», способный помочь человеку совершить тшуву