Тара на обед, или вера в чуду

Феликс Ручаевский 22 августа 2014
Поделиться

Чтобы узнать, что собой представляет настоящая кухня горских евреев, я решил обратиться к первоисточнику. В качестве такового согласилась выступить известная в своем кругу мастерица тетя Света — она живет на юге Израиля, где собралось очень много татов. Ее часто приглашают готовить на торжества и на похороны.

Горские евреи, которых не вполне корректно именуют «татами», на протяжении веков жили в Дагестане — сначала в аулах на склонах гор, а в XIX веке начали переезжать в города. Население Махачкалы и Буйнакска почти на 40% состояло из представителей еврейской общины, а в Дербенте — знаменитейшем колоритном Дербенте — евреев временами бывало большинство. Естественно, жизнь в предгорь­ях наложила отпечаток на быт и кулинарию.

При всем многообразии распространенных на Кавказе специй горские евреи для повседневной жизни оставили только черный перец и острую красную паприку. В сочетании с обильным вкусом чеснока они позволяют добиться идеальной вкусовой гаммы. Кухня татов вообще не отличается особой изысканностью, но нам всем давно известно, что радушие и гостеприимство кавказцев наряду с золотыми сердцем и руками кавказских хозяек творят чудеса. И самая простая еда в их исполнении становится деликатесом.

Конский щавель или мангольд?

Множество блюд таты заимствовали у соседей и сами с соседями делились. Но сохранились рецепты, присущие кухне только этого народа, и один из них — рецепт тары.

Тара

Основа блюда — конский щавель, обильно растущий в предгорьях Кавказских гор. В отличие от привычного нам щавеля — столового, конский щавель с более крупными листьями и не такой кислый. Вы возразите мне, что в России конский щавель трудно найти. Во-первых, подозреваю, что все-таки это реально. Но даже если нет — таты тоже не везде могли найти конский щавель, а любимое блюдо на то и любимое, чтобы не предавать его забвению. И выход был найден: заменой щавелю стал мангольд.

 

Ингредиенты: 1 кг мякоти говядины — шейная часть, по большому пучку конского щавеля (его можно заменить мангольдом) и свекольной ботвы, 4–5 зубчиков чеснока, 1 луковица, по пучку укропа и кинзы, соль, черный и острый красный перец, растительное масло для жарки.

Листья щавеля перебираются, промываются и отвариваются в слегка соленой воде, к ним добавляется свекольная ботва. Потом все вместе откидывается на дуршлаг и уже без влаги пропускается через мясорубку.

Следующий этап: через мясорубку прокручивается мякоть говядины — шейная часть, которая затем обжаривается на растительном масле с очень мелко порубленным луком и чесноком. И когда мясо считается готовым, к нему отправляется масса из щавеля и ботвы. Все это тушится в казане, заправляется солью, черным и красным острым перцем, в казан вливается полстакана воды или буль­она и на малом огне доводится до кондиции минут 20. Перед окончанием варки добавляем мелко порезанные укроп и кинзу, параллельно отвариваем рис — ему не надо давать особенно развариваться, просто откиньте его на дуршлаг — и все, тару можно есть.

На стол ее выставляют в пиалах, рядом ставят блюдо с рисом. А если тару готовят для большого торжества, мясо с зеленью укладывают прямо на рис.

 

Блюдо простое и, в общем, особенной сноровки не требует. Хотя… Пока Светлана с упоением рассказывала нам о таре, в гости зашла ее соседка Наташа. Послушала пять минут и, кивнув, тоже вступила в разговор. «Учтите, — сказала она нам, — что горские евреи даже в Дагестане делятся на южных и северных. А ведь они еще живут в Пятигорске, Сочи, в Азербайджане… И все делают тару на свой манер. Мы, северные евреи (напомню, беседа происходила на юге Израиля. — Ф. Р.), делаем все не совсем так».

«Когда тара уже готова, — продолжила Наташа, — мы добавляем в нее мелко изрубленные и поджаренные грецкие орехи — они придают блюду пикантный вкус. И на зелень выкладываем промытый рис, в основном басмати. Добавляем буль­он, оставшийся после варки зелени, и на маленьком огне час томим рис. Через час перемешиваем содержимое казана и выкладываем все на блюдо». Сказав это, Наташа торжествующе на нас посмотрела и добавила: «Запомните, на Кавказе не любят спешки, и потому мы все готовим на маленьком огне. Большой огонь убивает вкус».

Не надо спешить: вот она, философия горских евреев. Итак, у меня оказалось два рецепта тары. Хорошо, что во время мастер-класса больше никто не зашел.

То ли пироги, то ли лепешки

Кавказская кухня богата на мучные изделия, но самые распространенные среди них — чуду, то ли лепешки, то ли пироги, и несомненно кавказский хинкал, который, несмотря на схожесть «фамилий» с грузинскими хинкали, никакой им не родственник.

Чуду в каждом ауле и почти в каждой семье свой — и по размерам, и по начинке (мясо, потрошки куриные, зелень и т. д.), и по способу защипа. Даже по форме. Еврейское чудо по имени чуду по размерам скорее напоминает чебурек, но тесто для него делают на дрожжах и жарят не в глубоком масле.

Чуду

Для начинки используют говяжий фарш с большим количеством нарезанного репчатого лука и, конечно же, черный и красный острый перец и соль. Не могу передать, как ловко и красиво защипывают хозяйки тесто! У меня так не получилось ни разу.

Тесто простое: мука смешивается с сухими дрожжами, добавляется яйцо, вода и соль. Тесто получается довольно крутое — его надо хорошо вымесить. Потом минут 40 дать ему отстояться — и в работу.

Тесто делится на порции, каждая из которых раскатывается в тонкую лепешку размером с блюдце. На одну половину лепешки помещается фарш (не такой жидкий, как для чебуреков), лепешка складывается пополам и чудесным образом защипывается. Уже готовый пирог чуду слегка придавливается рукой, чтобы стал более плоским, и жарится на растительном масле с обеих сторон до того красивого цвета, который всегда разжигает аппетит.

И получится у вас не просто чуду, какими их привыкли есть в Дагестане, а еврейские чуду. Надо же нам отличиться.

Хинкал

Спросите любого кавказца, независимо от национальности, что главное и самое вкусное в его кухне, и он ответит не задумываясь: хинкал. Может быть, горские евреи и не изобрели его, но наверняка повлияли на современный рецепт.

Замечу, что по поводу хинкала мнения наших добрых хозяек, Светланы и Наташи, опять разошлись. И разошлись настолько, что тут-то мы и увидели темперамент еврейской женщины во всей красе — прямо война Алой и Белой розы. Поэтому рецептов хинкала у нас тоже два. И если кто и выиграл в этом споре, то именно мы. Итак…

Хинкал № 1

Ингредиенты: 500 г муки, 5 куриных яиц, соль по вкусу, для бульона — 1 курица, 1 средняя луковица, соль и перец по вкусу.

Тесто замешивается только из муки и яиц и соли, без добавления воды. Тесто крутое — надо дать отдохнуть ему минут 40. За это время можно успеть сварить курицу и получить бульон. Главное, чтобы бульон был чист до прозрачности, поэтому, когда курица уже готова, ее надо вытащить из буль­она и нарезать на порционные куски. А сам бульон следует процедить через сито с марлей.

Тесто раскатывают в очень тонкий пласт и нарезают сначала полосками шириной сантиметров пять, а потом каждую полоску еще ромбиками. Дают им немного подсохнуть и отваривают.

Многие варят в бульоне тесто, но в нашем случае тесто отваривают в подсоленной воде, и когда всплывет, дают ему еще повариться несколько минут и подают к столу.

 

Подача хинкала — целый ритуал. Если кто-нибудь видел, как подают настоящий хаш, он найдет в подаче хаша и хинкала много общего. Все сопутствующие продукты подаются отдельно — это обязательно будет толченый чеснок, красный острый перец, черный перец, мелко-мелко нарезанные и пожаренные грецкие орехи и жареная (по-иному и не назовешь) томатная паста. Еще часто подают нарезанное мелким кубиком вареное куриное яйцо.

Хинкал, а вернее, тесто могут вам подать и в пиале с бульоном, и вы будете сами заправлять его по вкусу, а мясо будет лежать в центре стола на блюде. А могут подать тесто на блюде и на то же блюдо выложить кусочки мяса. Бульон тогда вам подадут в пиалах отдельно и вы сами заправите его специями.

Хинкал № 2, северный, или сир хинкал

Ингредиенты: 500 г муки, соль по вкусу, 1,5–2 стакана мясного (куриного) бульона, 1 кг мякоти говядины (или 1 курица), соль, черный перец, красный острый перец.

Сначала готовится бульон — он нужен для теста. Варят его или из курицы, или (чаще) из говядины, причем из мякоти. А тесто делают заварным — муку смешивают с солью и заливают очень горячим бульоном. Тесто тщательно вымешивается, ему дают остыть и отдохнуть. Минут через 30–40 тесто раскатывают и нарезают ромбиками, потом эти ромбики отваривают до готовности в воде.

Все, что касается подачи, аналогично первому рецепту. Но ко всем сопутствующим приправам еще непременно подается наршараб — густой гранатовый соус.

 

Хинкал № 3, или дербентский хинкал

Тесто для такого хинкала может быть и из первого рецепта, и из второго. Его раскатывают, нарезают ромбиками и варят. Мясо прокручивают через мясорубку, к нему добавляют специи (черный перец, красный острый перец и соль) и жарят с мелко нарезанным луком. Соус — толченый чеснок с добавлением уксуса. На тарелки укладывают ромбики из теста, жареный мясной фарш — сверху. Соус из чеснока и уксуса отдельно подают в маленьких пиалах. И примерно такой же хинкал очень популярен у азербай­джанских евреев.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Free Press: Дэвид Мэмет: «Том Стоппард и я»

Том Стоппард — переживший Холокост, иммигрант, сын нерелигиозных евреев — создал самые английские и англофильские произведения. Очевидно, что он обожал Англию и наблюдал за своей страной так, как может только чужак. Он делал это с грацией и той глубиной юмора, которая означает лишь одно: любовь

Стоппард и его история

Стоппард оказался самым продуктивным и самым высококлассным драматургом эпохи. Он написал 34 пьесы для театра, радио, телевидения. Его интересы необъятны: от либеральных споров в дореволюционной России в трилогии «Берег утопии» и загадок квантовой физики в «Хэпгуд» до интеллектуального брожения в Англии начала XIX века в его шедевре «Аркадия»

Коричневая клоунада

Реакция «прогрессивных» СМИ на выход на большую арену неофашиста Фуэнтеса любопытна. Постоянно пугающие аудиторию «Гитлером‑Трампом» или «нацистом Маском», они, казалось бы, должны бить тревогу во все колокола. Но не тут‑то было. Основная тема, которая возникает в этой связи, — это раскол в MAGA, который‑де произвел или произведет Ник Фуэнтес