Странные выборы — еще один символ объединенной Европы
Выборы бывают разные. Активные, агрессивные, фиктивные, альтернативные. Прошедшие в конце мая выборы в Европейский парламент являлись выборами символическими.
Люди отдавали предпочтение своим представителям в законодательном органе, не имеющем никакой реальной власти, но тем не менее являющемся неким символом объединенной Европы. Но даже эти выборы, какими бы символическими или эфемерными они ни являлись, наглядно показали, что евреям Европы, и Великобритании в частности, ничего хорошего ожидать не приходится.
Граждане свободных стран, к которым причисляют себя европейские государства, традиционно не любят ходить строем. Не любят эти граждане и ходить на выборы, а уж тем более выборы в Европарламент. Явка избирателей традиционно не дотягивает и до 40%. В Великобритании на этот раз решили совместить «приятное с полезным»: выборы в местные органы власти и в Европарламент проходили в один день. В округе Хакни, что в Северном Лондоне, где массово проживают ортодоксальные евреи, даже появился предвыборный плакат на высокопарном идише, призывающий харедим отдать свои голоса за местного кандидата от лейбористов.
Странные выборы, да и проходили они весьма странно. К примеру, заходит на избирательный участок бородатый молодой человек восточной наружности, и из документов у него всего лишь пришедшая по почте бумажка — извещение о том, где ему следует исполнять свой великобританский гражданский долг. Никаких других документов у него никто и не требует. Голосуй — не хочу. Проявив неуместную дотошность, бородач все же обращается к избирательной комиссии с вопросом, не требуется ли предъявить удостоверение личности, но от него лишь отмахиваются. Свободная Европа.
На повестке дня последних выборов по всей Европе была одна тема: эмиграция. Как будто нет сейчас для Британии более серьезной и ощутимой угрозы, чем предстоящий наплыв трудовых мигрантов из Болгарии и Румынии. С начала этого года исчезли все ограничения для граждан этих стран, касающиеся проживания и работы в Соединенном Королевстве. Не удивлюсь, если ими где-то пугают детей — вместо серого волка, норовившего прийти и укусить за бочок.
Вот вся Британия и замерла в ожидании нашествия. Какое дело евреям до эмиграции? Британские евреи чувствуют себя дома даже больше, чем христиане — уроженцы страны. Но только те, кто рьяно выступает против эмиграции, не очень-то симпатизируют и евреям. Да и поборники за права эмигрантов довольно враждебно настроены к Израилю. Куда податься бедному еврею?Из остальных тем, вызвавших интерес широкой публики в предвыборных дебатах, ярко выделялись грядущие изменения в европейском законодательстве о рыболовстве. Как заметил один из обозревателей лондонской «Джуиш кроникл», данная проблематика может стать актуальной для евреев только в том случае, если эти изменения повлияют на качество копченого лосося в столь любимых лондонскими евреями рогаликах. Темы действительно актуальные для европейских евреев: судьба шхиты и возможность свободно проводить обряд брит милы. Но все проблемы, осложняющие возможность ведения еврейского образа жизни, пока там, на континенте. Покуда они не перемахнули через Ла-Манш, то и беспокоиться особо не о чем. И это очень по-еврейски.
Тем не менее еврейский английский истеблишмент все же озаботился проблемой и обратился к ведущим политическим партиям с просьбой прокомментировать свою позицию относительно будущего шхиты и брит милы, а также позиции в отношении Израиля и ближневосточного конфликта.
Любовь к евреям и Израилю имеет тенденцию непропорционально расти в период подготовки к выборам, так что все основные британские политические силы потрудились сочинить дежурные политкорректные панегирики.
Больше всех, как и полагается, распинался лидер Лейбористской партии и по случаю алахический еврей Эд Милибанд. «Никогда еще не был я так близок к еврейской общине», — сгоряча поделился захлестнувшими его эмоциями лидер лейбористов в одном из своих интервью. Правда, примерно в это же время фотокорреспонденты запечатлели Милибанда жующим бутерброд со свининой. Но не стоит ерничать: видимо, в момент поедания бекона Милибанд «обрабатывал» традиционный английский электорат.
Однако Англия — демократическая страна, а уж Лейбористская партия и подавно демократична. Так что ее члены не обязаны во всем следовать своему лидеру. И вот 47 из 70 кандидатов-лейбористов в Европарламент подписали так называемый «манифест пяти пунктов» в поддержку палестинцев, включающий в себя поддержку бойкота поселений на Западном берегу, протест против строительства забора безопасности, а также обязательство посетить палестинские территории после избрания в Европарламент. Кандидат от лейбористов Джулия Уорд посчитала, что для нее список из пяти пунктов недостаточен, и пошла на шаг дальше, заявив, что то, что происходит на палестинских территориях, надо называть не иначе как Холокостом. Тут Джулии не повезло: среди однопартийцев оказались люди, не разделившие ее пыла относительно сравнения с Холокостом и поделившиеся своим несогласием с партийным руководством. Уорд вызвали на ковер и хорошенько пропесочили, да так, что она официально извинилась.Согласно английскому этикету, появление официального извинения означает, что вопрос исчерпан. Как говорится, ложки вернули, однако осадок остался.
Партия независимости Британии от Европы «UKIP» и вовсе не заморачивалась объяснением своей позиции по «еврейским вопросам». Как откровенно признался один из партийных кандидатов: «“UKIP” не стоит рассчитывать на поддержку культурного и образованного электората Лондона и Манчестера». Как в воду глядел: еврейские кандидаты от Партии независимости с треском провалились на выборах.Однако провал еврейских кандидатов не помешал «UKIP» стать настоящим фаворитом на выборах в Европарламент, и это не стало сюрпризом ни для кого. Антиэмигрантская риторика сегодня в моде в Европе, она гарантирует намного больше голосов, чем поддержка еврейских избирателей.
Эфемерные выборы в эфемерный Европарламент более чем показательны. Через год Британию ждут парламентские выборы. В успехе «UKIP» и на этих выборах не приходится сомневаться. А от нелюбви к эмигрантам до нелюбви к евреям — один шаг.