Еврейский Пратер: пути к удовольствию

Алексей Мокроусов 19 августа 2016
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Пути к удовольствию

Вена, Еврейский музей,

до 18.09

Австрийская столица отмечает множеством выставок 250‑летие Пратера, всемирно знаменитого венского парка.

«Типы еврейского театра». Открытка начала XX века. Коллекция Еврейского музея Вены

«Типы еврейского театра». Открытка начала XX века. Коллекция Еврейского музея Вены

Самая крупная — в музее города на Карлсплац. А Еврейский музей рассказывает о Пратере из своей перспективы. По соседству с парком располагается Леопольдштадт, в его окрестностях существовало гетто Унтерер Верд, после отмены запрета на проживание в Вене евреи селились здесь с 1625 года. А с 1850‑го еврейские выходцы из разных уголков Австро‑Венгрии стали обосновываться в этих местах особенно активно (община была зарегистрирована два года спустя), потому в районе образовалось множество еврейских театров и т. н. «жаргонных сцен». Как писал Йозеф Рот, в Леопольдштадте две главные улицы, Таборштрассе и Пратерштрассе, последняя «ведет прямиком в удовольствие, ее населяют евреи и христиане».

Кабинетных размеров экспозиция, сопровождаемая иллюстрированным англо‑немецким каталогом, напоминает о главных еврейских звездах эстрады Пратера, таких как Генрих Айзенбах, Абиш Майзельс и Гертруд Краус. Плакаты и театральные программки, фотографии и киноленты, статьи критиков и архитектурные планы делают центром выставки мир театров и цирков, а также связанную с ними прессу. Рассказывается и об экономических основах «парка развлечений»: так, знаменитое колесо обозрения было построено на земле, принадлежавшей еврейскому директору Карлтеатра Габору Штайнеру, он же открыл едва ли не самый знаменитый аттракцион Пратера «Венеция в Вене». После разорения Габора бизнес перешел к другому Штайнеру, Эдуарду. Приход к власти нацистов положил конец «еврейскому Пратеру»: собственность Штайнера была ариизирована, та же участь постигла всех его братьев по крови.

«Шнитке / Schnittke»

Санкт‑Петербург, Музей музыки, до 4.09

до 4.09

Более 200 экспонатов собрала выставка в Шереметевском дворце, до этого показанная в Саратове, Сочи и Москве. Среди ее участников Музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки и Фонд Ростроповича и Вишневской, Музей Большого театра и Театральный музей им. А. А. Бахрушина. Подробно рассматриваемые творчество и биография композитора, записанные на пленку интервью современников — в залах есть на что потратить пару часов.

 

Беатрис Милхас

Нью‑Йорк, Еврейский музей,

до 1.09

Впервые нью‑йоркский музей решил подвергнуть художественному преобразованию собственное фойе в 2013 году, с тех пор подобные интервенции стали традиционными. В этот раз проект «Используя стены, полы и потолки» доверили реализовать бразильской художнице Беатрис Милхас, ее вдохновлял карнавал в Рио. Получилось пестро и красиво.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Голливудский балаган

При первой встрече Майера с Тальбергом выяснилось, что оба одержимы кинематографом и вполне могут быть партнерами (и это шутфус). Вскоре «Майер пикчерс» сольется с «Метро» и «Голдвин пикчерс» и станет МGМ, а Тальберг будет руководить проектами на западном побережье, занимая изрядную часть недавно построенного Калвер‑Сити

Утраченная слава

Культурная традиция американских евреев, если можно ее так назвать, изначально отстраивалась от культуры большинства и понимала ее яснее. Холстом для прославленных евреев Денби служила Америка, а не мелкие подробности их биографий. Нелегко защищать наследие, если толком не признаешь условий, в которых на него нападают

Лидирует Хабад: рост вовлеченности в еврейскую жизнь после 7 октября

44% евреев, участвующих в жизни Хабада, сообщили, что с начала войны в секторе Газа оказались активнее вовлечены в еврейскую жизнь. Для сравнения: среди ортодоксов такой рост составил 42%, среди консервативных евреев — 36%, у реформистов — 33%, а среди тех, кто не относит себя ни к одному из направлений, — лишь 24%. В целом, согласно опросу, 42% всех респондентов сообщили о росте вовлеченности в еврейскую жизнь после 7 октября