День первый

Ваякгель

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы, соответствующий этому дню, с комментариями, содержащими в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы
НЕДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ ТОРЫ

Глава 35

  1. Моше собрал всю общину сынов Израиля и сказал им: “Вот что Господь повелел исполнять.
    וַיַּקְהֵ֣ל משֶׁ֗ה אֶת־כָּל־עֲדַ֛ת בְּנֵ֥י יִשְׂרָאֵ֖ל וַיֹּ֣אמֶר אֲלֵהֶ֑ם אֵ֚לֶּה הַדְּבָרִ֔ים אֲשֶׁר־צִוָּ֥ה יְהֹוָ֖ה לַֽעֲשׂ֥ת אֹתָֽם
    Раши
    Ибн-Эзра

    и собрал моше все общество сынов израиля, и сказал им: «вот слова, которые господь велел исполнять:

    ויקהל משה и собрал моше… – [моше собрал народ] на следующий день после дня искупления седер олам, 6. , спустившись с горы. [глагол ויקהל ваякѓель образован] по модели ѓиф'иль, [это значит, что моше] не собирал людей руками, [как собирают предметы], а они собирались по его слову. и [онкелос] перевел это слово – ואכנש веахнеш.

     в арамейском переводе, которым пользовался раши, вместо обычного напр., онкелос к берешит, 29:2,41:48,41:49 и др. וכנש веханеш сказано ואכנש веахнеш, то есть тоже употреблена конструкция ѓиф'иль, которая означает «побуждать других к действию». необходимо отметить, что в дошедшей до нас версии перевода онкелоса стоит именно וכנש веханеш.

    И собрал Моше все общество сынов Израиля, и сказал им: «Вот вещи, которые Господь велел делать:

    И собрал Моше Чтобы все услышали от него повеление строить Святилище и принесли доброхотные дары.

    Вот вещи Изготовление Святилища и его принадлежностей, поэтому сказано «сделать». Всевышний повелел сделать то, что я говорю вам.

    Недельная глава Ваякѓель. После того как Моше спустился со вторыми скрижалями, он начал разъяснять евреям изготовление Святилища.

    И собрал Моше Поскольку все должны были давать серебро во искупление своих душ для изготовления Святилища.

    Вот вещи [Саадья] Гаон сказал В комм. к книге Шмот, стр. 241 , что это относится к заповеди о субботе, равной всем заповедям См. Иерусалимский Талмуд, Недарим, 3:9. , или потому, что [в эту заповедь входит много] основных работ. Но мне кажется, что это относится к изготовлению всего Святилища, поэтому сказано «которые… делать».

  2. Шесть дней можно делать работу, а седьмой день — свят, это суббота покоя Господу. Всякий, кто делает [в этот день] работу, должен быть предан смерти.
    שֵׁ֣שֶׁת יָמִים֘ תֵּֽעָשֶׂ֣ה מְלָאכָה֒ וּבַיּ֣וֹם הַשְּׁבִיעִ֗י יִֽהְיֶ֨ה לָכֶ֥ם קֹ֛דֶשׁ שַׁבַּ֥ת שַׁבָּת֖וֹן לַֽיהֹוָ֑ה כָּל־הָֽעֹשֶׂ֥ה ב֛וֹ מְלָאכָ֖ה יוּמָֽת
    Раши
    Ибн-Эзра

    шесть дней можно делать работу, в седьмой же день – освящение полного покоя господу. всякий делающий тогда работу пусть будет предан смерти.

    ששת ימים «шесть дней…» – [писание] сообщает о запретах [на определенные виды работы в] субботу прежде повеления строить святилище, дабы сказать этим, что [даже строительство святилища] не отменяет [запреты] субботы мехильта, разд. писха, 1. .

    но почему раши считает, что ктото мог бы подумать, будто суббота может быть отменена ради работ по строительству святилища? потому что жертвоприношения в святилище и храме действительно отменяли запреты субботы и могло показаться, что это верно для всех действий, связанных со святилищем.

    шесть дней можно делать работу, в седьмой же день — освящение полного покоя Господу. Всякий делающий тогда работу пусть будет предан смерти.

    И Моше предупредил народ: хотя вы делаете работу для Небес, не делайте ее в субботу, а тот, кто нарушит субботу при свидетелях, подлежит смерти по приговору суда. А в другом месте См. Бемидбар, 15:32–36 сказано, что это побиение камнями.

    Шесть дней можно делать работу Всевышний повелел изготавливать Святилище лишь шесть дней в неделю.

    Всякий делающий тогда работу пусть будет предан смерти Даже если это работа для Всевышнего. В словах завета уже есть запрет делать работу в субботу См. Шмот, 23:12, 34:21 , а здесь указано наказание за нарушение этого запрета, ведь не за все запреты полагается одинаковое наказание: одно дело — проклинающий глухого См. Ваикра, 19:14 , а другое дело — убийца.

  3. В день субботний не разводите огня во всех ваших жилищах”.
    לֹֽא־תְבַֽעֲר֣וּ אֵ֔שׁ בְּכֹ֖ל מֽשְׁבֹֽתֵיכֶ֑ם בְּי֖וֹם הַשַּׁבָּֽת
    Раши
    Ибн-Эзра

    не зажигайте огонь во всех ваших жилищах в день субботы».

    לא תבערו אש «не зажигайте огонь…» – некоторые из наших мудрецов считают, что зажигание огня упомянуто отдельно, [в отличие от других запретов субботы, о которых в тексте нет прямых указаний], дабы подчеркнуть, что, в отличие от других запретов, [за нарушение этого полагается не смерть, а лишь телесное наказание]. другие считают, [что запрет разводить огонь в субботу упомянут отдельно], чтобы разделить [ответственность за различные нарушения, то есть если одновременно совершены несколько нарушений, они не рассматриваются как одно нарушение, но каждое влечет отдельное наказание] шабат, 70а; псахим, 8б, раши там же; йевамот, 6б; санѓедрин, 35а. .

     раши отвечает на вопрос: если зажигание огня – лишь одна из многих работ, запрещенных в субботу, и если все эти работы равно запрещены см. шмот, 20:10. , почему запрет зажигать огонь упомянут отдельно?

    Не зажигайте огонь во всех ваших жилищах в день субботы».

    О первом и последнем дне праздника мацы сказано: «…никакая работа не должна делаться в эти [дни; лишь то, что послужит пищей для любой живой души]» (Шмот, 12:16), то есть приготовление пищи разрешено. А в субботу не разжигайте огня, чтобы печь хлеб и варить мясо, ведь огонь нужен для приготовления любой пищи. Рав Саадья Гаон сочинил достойную книгу ответов спорящим Караимам с нашими мудрецами в отношении светильника в субботу.

    Не зажигайте огонь во всех ваших жилищах в день субботы [Саадья] Гаон сказал, что этот запрет связан с тем, что священники должны зажигать в субботу храмовой светильник И нужно было подчеркнуть, что обычному человеку зажигать огонь запрещено , или он призван запретить именно зажигание светильника, потому что [разжигание огня] для приготовления пищи уже запрещено выше См. Шмот, 16:23 . [Но мое мнение]: о Песахе сказано: «никакая работа не должна делаться в эти [дни]; лишь то, что послужит пищей для любой [живой] души» (Шмот, 12:16), а в субботу запрещено готовить еду, и еда готовится посредством огня.

    Да удвоит Всевышний награду [Саадьи] Гаона, давшего решительный отпор саддукеям Караимам , запрещавшим горение светильника в субботу Даже зажженного накануне . Однажды со мной спорил один из них, и я сказал ему: оставим предание Которое караимы не признают. О разрешении горящего огня в субботу см. Мехильта, Ваякѓель, Шабат, 1 и обратимся к Писанию. Он обрадовался, а я спросил его: кто запретил зажигать огонь в субботний вечер после захода? Он сказал мне: «Не зажигайте огонь…» Я ответил: Писание упомянуло не ночь, а день И следуя твоей логике, Писание разрешает зажигать огонь в субботнюю ночь, но запрещает в субботний день , и так сказано: «…а на восьмой день пусть обрежут его крайнюю плоть» (Ваикра, 12:3), и нельзя делать обрезание ночью См. Шулхан арух, Йоре деа, 262. . Он ответил мне: сказано: «И был вечер, и было утро: день один» (Берешит, 1:5) — день и ночь вместе называются «день», причем вечер перед утром То есть день начинается с вечера . Я сказал, что этого не может быть, ведь сказано: «И назвал Бог свет днем, [а тьму назвал ночью]» (там же), как же он может отрицать слова Писания и называть днем и свет, и темноту? Я уже объяснял это См. комм. к Берешит, 1:5. Ибн-Эзра признает, что сутки тоже могут называться словом йом, но здесь он якобы опровергает это в полемических целях . И сказано: «ночь и день» (Млахим I, 8:29), «день и ночь» (Берешит, 8:22), «три дня, днем и ночью» (Эстер, 4:16), «три дня и три ночи» (Шмуэль I, 30:12) Во всех этих цитатах день и ночь упоминаются отдельно — значит, сутки называются не «день», а «день и ночь» . Он ответил: «…от вечера до вечера храните ваш покой» (Ваикра, 23:32), а я сказал, что это [якобы] относится только ко Дню Искупления, ведь сказано «ваш покой», в единственном числе, а не «покои», как сказано: «соблюдайте Мои субботы» (Ваикра, 19:3), и кроме того, суббота называется не «ваш покой», а «суббота Господа», как сказано: «но субботы Мои соблюдайте» (Шмот, 31:13), однако День Искупления называется «суббота покоя для вас» (Ваикра, 23:32), а «покоем Господа» он не называется. И зачем долго говорить, ведь «от вечера до вечера» сказано только в отношении Дня Искупления, о котором сказано «с вечера девятого дня месяца» (там же), а в остальных местах день предшествует ночи На самом деле Ибн-Эзра так не считал и яростно выступал против такого мнения, см. комм. к Берешит, 1:5 и примечание там . И так сказано: «в день — двух ягнят… в постоянную жертву всесожжения. Одного ягненка приноси утром, а другого ягненка приноси в сумерки» (Бемидбар, 28:3–4), а «сумерки» бывают на закате солнца, как сказано в отношении пасхальной жертвы См. комм. к Шмот, 12:6 . Тогда тот саддукей запутался, но через некоторое время пришел ко мне и сказал: «…кто будет есть квасное с первого до седьмого дня» (Шмот, 12:15) и «…которую ты зарежешь вечером, в первый день до утра» Из этих стихов, по мнению караима, следует, что «день» — это сутки, а значит, зажигание огня запрещено и в субботнюю ночь (Дварим, 16:4). Я ответил ему, что и о пасхальной жертве сказано: «…с четырнадцатого дня месяца, с вечера, ешьте мацу» (Шмот, 12:18), и сказано, что мацу с горькими травами нужно есть ночью См. Шмот, 12:8. Все это доказывает, что ночь упоминается отдельно от дня , а приведенный им стих предупреждает [о запрете хамеца] с утра первого дня до конца седьмого. И [мое мнение] доказывается тем, что о субботе не сказано «в шестой день вечером покойтесь», но в шестой день Моше сказал евреям: «завтра — святая суббота Господу» (Шмот, 16:23), и не сказал «сегодня вечером» Из этого якобы следует, что субботняя ночь не входит в субботу, и караим, согласно его логике, должен разрешить зажигать в субботу вечером огонь . И «в первый день до утра» (Дварим, 16:4) — не доказательство, потому что стих говорит лишь, что мясо жертвы, зарезанной вечером, не должно оставаться до утра первого дня. Тогда [караим] ушел в ярости, но через месяц пришел радостный и довольный, потому что нашел стих «этот день — день доброй вести» (Млахим II, 7:9), а там сказано: «…если мы будем ждать до утреннего света» Значит, ночь тоже называется «день» . Я ответил: как будто нет другого слова «день» в таком значении! Ведь сказано: «…в тот день, в который Я поразил всякого первенца» (Бемидбар, 3:13), а ведь поражение первенцев было в полночь См. Шмот, 12:29. Ибн-Эзра доказывает оппоненту, что тоже знает аргументы для его точки зрения . Но дело в том, что у слова «день» два значения И какое значение имеется в виду в исходном стихе — непонятно. , одно — день и ночь, а другое — определенное время. Так сказано: «и будет в тот день» (Йешаяѓу, 17:4), «сегодня ты переходишь Иордан» (Дварим, 9:1). Все это я говорю затем, чтобы показать, что понимающий человек может истолковать Писание разными способами, поэтому для выполнения всех заповедей нам нужно предание и Устная Тора, как я объяснил в предисловии См. предисловие к комм. к книге Берешит .

  4. Моше сказал всей общине сынов Израиля: “Господь повелел вот что:
    וַיֹּ֣אמֶר משֶׁ֔ה אֶל־כָּל־ עֲדַ֥ת בְּנֵֽי־יִשְׂרָאֵ֖ל לֵאמֹ֑ר זֶ֣ה הַדָּבָ֔ר אֲשֶׁר־צִוָּ֥ה יְהֹוָ֖ה לֵאמֹֽר
    Раши
    Ибн-Эзра

    и сказал моше всей общине сынов израиля так: «вот то, что повелел господь, сказав:

    זה הדבר אשר צוה ה’ «вот то, что повелел господь…» – [вот что господь повелел] мне сказать вам.

     глагол לאמר лемор – «сказать» – часто имеет иное значение: «то есть». раши подчеркивает, что в этом стихе, перед приведенными здесь словами, он употреблен в прямом смысле.

    И сказал Моше всей общине сынов Израиля так: «Вот то, что повелел Господь, сказав:

    И сказал Теперь Моше подробно объясняет общине, что нужно делать.

    И сказал Моше Об изготовлении Святилища.

  5. ‘Соберите у себя приношения Господу. Каждый, кого побуждает сердце, пусть доставит Господу приношение — золото, серебро, медь,
    קְח֨וּ מֵֽאִתְּכֶ֤ם תְּרוּמָה֙ לַֽיהֹוָ֔ה כֹּ֚ל נְדִ֣יב לִבּ֔וֹ יְבִיאֶ֕הָ אֵ֖ת תְּרוּמַ֣ת יְהֹוָ֑ה זָהָ֥ב וָכֶ֖סֶף וּנְחֽשֶׁת
    Раши
    Ибн-Эзра

    “соберите у себя приношения господу; всякий побуждаемый сердцем пусть принесет его, это приношение, господу: золото, серебро, медь,

    נדיב לבו «…побуждаемый сердцем…» – сердце побудило его [жертвовать на святилище], поэтому он назван «побуждаемый сердцем». [а все, что касается] пожертвований на святилище и работ по его сооружению, я уже истолковал в том месте, где приведена эта заповедь в разд. трума. .

     обычно сопряженная форма смихут означает принадлежность второстепенного сопряженного главному: גג ביתו гаг бейто – «крыша дома его», עין עבדו эйн авдо – «глаз раба», עבד רבו эвед рабо – «раб господина его». здесь же было бы неправильно истолковать נדיב לבו ндив либо как «побужденный сердца», но следует понимать «побуждаемый сердцем».

    “Возьмите у себя приношения Господу; всякий побуждаемый сердцем пусть принесет его, это приношение, Господу: золото, серебро, бронзу,

    Возьмите Но ведь это действие, обратное «дайте»! Однако «взятие» с предлогом ламед означает даяние, и так сказано: «…возьми мне немного воды» (Млахим I, 17:10), то есть для меня. Так же и здесь: «возьмите для Всевышнего» означает «дайте».

    Побуждаемый сердцем Недив либо נְדִיב לִבּוֹ — это странное выражение, оно означает либо надав («его сердце побудило его»). Подобно этому сказано: «от величия мощи Твоей (би-гдоль зроаха בִּגְדלֹ זְרוֹעֲךָ)» (Шмот, 15:16) — «от Твоей великой мощи», «память о величии блага Твоего» (Теѓилим, 145:7) — память о Твоем великом благе. А рабби Йешуа Караимский комментатор сказал, что вав в слове либо לִבּוֹ — добавочный Не меняет смысла, и нужно понимать как ндив лев («побуждаемый сердцем») , как в стихе «зверь полевой (хайто садай חַיְתוֹ שָׂדַי)» (Теѓилим, 104:11).

    Пусть принесет его, это приношение Это более подробное объяснение, и таких примеров много: «он велел мне, мой брат» (Шмуэль I, 20:29).

    Серебро Кесеф כֶּסֶף. Некоторые говорят, что серебро называется так, потому что оно желанно (нихсаф).

    Бронзу Нехошет נְחשֶֹׁת. Некоторые говорят, что медь и бронза называются так, потому что женщины гадают (менахашот) с помощью бронзовых [зеркал].

    Побуждаемый сердцем Недив либо נְדִיב לִבּוֹ — побуждаемый в сердце (ми-либо). Подобно этому сказано: «от величия мощи Твоей (би-гдоль зроаха בִּגְדלֹ זְרוֹעֲךָ)» Имеется в виду «по Твоей великой мощи» (Шмот, 15:16) — «от великой», то есть «от мощи Твоей» В обоих этих выражениях, по мнению Ибн-Эзры, слова переставлены и их нужно понимать как либо надив и зроаха ѓа-гадоль. .

    Пусть принесет его, это приношение Подробное разъяснение, подобно сказанному: «и увидела его, ребенка» (Шмот, 2:6).

  6. синюю, багряную и пурпуровую нить, лен и козью [шерсть],
    וּתְכֵ֧לֶת וְאַרְגָּמָ֛ן וְתוֹלַ֥עַת שָׁנִ֖י וְשֵׁ֥שׁ וְעִזִּֽים
    Ибн-Эзра

    и синюю, и багряную, и пурпуровую шерсть, лен, козью шерсть,

    Пурпуровую шерсть Шани שָׁנִי, но есть и форма с буквой мем: «…если ваши грехи были как пурпур (шаним שָׁנִים)» (Йешаяѓу, 1:18), но, может быть, это множественное число.

  7. красные бараньи кожи, кожи тахашей и древесину акации,
    וְעֹרֹ֨ת אֵילִ֧ם מְאָדָּמִ֛ים וְעֹרֹ֥ת תְּחָשִׁ֖ים וַֽעֲצֵ֥י שִׁטִּֽים
    Ибн-Эзра

    красные бараньи кожи, тахашевые кожи, дерево шитим,

    Кожи Орот ערֹתֹ. Это слово мужского рода Хотя во множественном числе у него окончание женского рода. , как лухот («скрижали») и бехорот («первенцы»).

    Шитим [Окончание мужского рода у слова женского рода], как у слова нашим («женщины»).

  8. масло для освещения, благовония для масла помазания и для ароматных воскурений,
    וְשֶׁ֖מֶן לַמָּא֑וֹר וּבְשָׂמִים֙ לְשֶׁ֣מֶן הַמִּשְׁחָ֔ה וְלִקְטֹ֖רֶת הַסַּמִּֽים
    Ибн-Эзра

    масло для освещения, благовония для масла помазания и для благовонных курений,

    Масло Не сказано какое, потому что известно, [что имеется в виду оливковое масло].

    Для освещения Так оно обычно употребляется.

  9. ониксы и вставные камни для эфода и нагрудника.
    וְאַ֨בְנֵי־שֹׁ֔הַם וְאַבְנֵ֖י מִלֻּאִ֑ים לָֽאֵפ֖וֹד וְלַחֽשֶׁן
  10. Пусть каждый из вас, кто мудр сердцем, придет и сделает все, что повелел Господь, —
    וְכָל־חֲכַם־לֵ֖ב בָּכֶ֑ם יָבֹ֣אוּ וְיַֽעֲשׂ֔וּ אֵ֛ת כָּל־אֲשֶׁ֥ר צִוָּ֖ה יְהֹוָֽה
    Ибн-Эзра

    И всякий мудрый сердцем из вас пусть придет и сделает все, что повелел Господь:

    Мудрый сердцем Сведущий в ремеслах.

  11. Святилище, его шатер и покров с застежками, брусья, стержни, столбы и подножия,
    אֶ֨ת־הַמִּשְׁכָּ֔ן אֶת־ אָֽהֳל֖וֹ וְאֶת־מִכְסֵ֑הוּ אֶת־קְרָסָיו֙ וְאֶת־קְרָשָׁ֔יו אֶת־בְּרִיחָ֕ו אֶת־עַמֻּדָ֖יו וְאֶת־אֲדָנָֽיו
    Раши
    Ибн-Эзра

    святилище, его шатер и покров, его крючки и брусья, засовы, столбы и подножия,

    את המשכן «святилище…» – внутренние, нижние полотнища, которые видны изнутри [шатра], называются святилищем.

     поскольку в этой главе речь идет о святилище вообще, необходимо пояснить, что здесь это слово употреблено в узком смысле и означает только десять внутренних полотнищ.

    את אהלו «…его шатер…» – этот шатер – полотнища из козьей шерсти, образующие крышу.

     этот комментарий – скрытая цитата из торы: «и сделай покрывала из козьего, чтобы покрывать святилище…» шмот, 26:7.

    מכסהו «…и покров…» – покров, [сделанный] из бараньих и тахашевых шкур.

     этот комментарий – также скрытая цитата из торы: «и сделай покрытие для шатра из красных бараньих кож и покрытие из тахашевых кож сверху» там же, 26:14. .

    Святилище, его шатер и покров, его крючки и брусья, засовы, столбы и подножия,

    Святилище Это общее название.

    Шатер и покров Это два слоя верхних покрывал.

    Его крючки Крючки Шатра и покрова.

    Брусья Брусья Святилища.

    Столбы Для завесы и полога. Далее перечисляются принадлежности Святилища, находящиеся внутри.

  12. ковчег с шестами, крышку и полог завесы,
    אֶת־ הָֽאָרֹ֥ן וְאֶת־בַּדָּ֖יו אֶת־הַכַּפֹּ֑רֶת וְאֵ֖ת פָּרֹ֥כֶת הַמָּסָֽךְ
    Раши

    ковчег и его шесты, крышку и полог завесы,

    ואת פרכת המסך «…и полог завесы...» – это занавес, разделяющий [святое и святая святых]. все, что отгораживает, отделяет нечто сверху или сбоку, называется מסך масах – «занавес» – или סכך схах – «покров». так же сказано: «ты оградил – שכת сахта – его» см. иов, 1:10. , «я преграждаю – סך сах – твой путь» см. ѓошеа, 2:8. .

     раши утверждает, что «занавес», «покров» могут прикрывать нечто как сверху, так и сбоку и приводит два примера. в первом речь идет о покрове, простертом сверху, во втором – о преграде впереди на пути.

  13. стол с шестами и всеми его принадлежностями, хлеб предложения,
    אֶת־הַשֻּׁלְחָ֥ן וְאֶת־בַּדָּ֖יו וְאֶת־כָּל־ כֵּלָ֑יו וְאֵ֖ת לֶ֥חֶם הַפָּנִֽים
    Раши
    Ибн-Эзра

    стол, и его шесты, и все его принадлежности, и лицевой хлеб,

    לחם הפנים «…лицевой хлеб...» – я уже истолковал см. комм. к шмот, 25:30. , [что хлеб назван так], потому что у него были две лицевые стороны, [обращенные] туда и сюда, он имел форму открытого короба.

    стол, и его шесты, и все его принадлежности, и лицевой хлеб,

    Лицевой хлеб Для этого Для того, чтобы находиться пред лицом Всевышнего он сделан.

  14. светильник для освещения с его принадлежностями, лампы и масло для освещения,
    וְאֶת־מְנֹרַ֧ת הַמָּא֛וֹר וְאֶת־כֵּלֶ֖יהָ וְאֶת־נֵֽרֹתֶ֑יהָ וְאֵ֖ת שֶׁ֥מֶן הַמָּאֽוֹר
    Раши
    Ибн-Эзра

    светильник для освещения, и его принадлежности, и его свечи, и масло для освещения,

    ואת כליה «…и его принадлежности…» – щипцы и совки.

     см. выше, шмот, 25:38.

    ואת נרתיה «…и его свечи…» – lоces [– «свеча», «масляный светильник»] на французском языке. это лампады, в которые помещены масло и фитили.

     везде в торе, где упоминаются свечи, речь идет о лампадах, кроме тех мест, где говорится о зажигании свечи. там свечой называют фитиль.

    ואת שמן המאור «…и масло для освещения...» – для его [изготовления] также нужны умельцы, поскольку оно отличается от остальных масел, как подробно изложено в [трактате] менахот: «[маслины] снимают с вершины дерева и [добывают холодной выжимкой масло], битое и чистое» менахот, 86а. .

     хотя о жертвовании масла для освещения уже сказано в описании приношений см. шмот, 35:8. , оно снова упомянуто среди того, что должны делать «мудрые сердцем» умельцы, потому что масло должно быть не только пожертвовано, но и изготовлено особым методом.

    светильник для освещения, и его принадлежности, и его свечи, и масло для освещения,

    Масло для освящения Для этого и сделан светильник. Завершено перечисление внутренних принадлежностей.

  15. жертвенник для воскурений с шестами, масло помазания и ароматные воскурения, входную завесу при входе в Святилище,
    וְאֶת־מִזְבַּ֤ח הַקְּטֹ֨רֶת֙ וְאֶת־בַּדָּ֔יו וְאֵת֙ שֶׁ֣מֶן הַמִּשְׁחָ֔ה וְאֵ֖ת קְטֹ֣רֶת הַסַּמִּ֑ים וְאֶת־מָסַ֥ךְ הַפֶּ֖תַח לְפֶ֥תַח הַמִּשְׁכָּֽן
    Раши
    Ибн-Эзра

    жертвенник воскурений и его шесты, масло помазания и благовонные курения, входной занавес для входа в святилище,

    מסך הפתח «…входной занавес…» – занавес с восточной стороны, там не было ни брусьев, ни полотнищ.

     с восточной стороны у святилища не было стены, вся эта сторона была входом.

    жертвенник воскурений и его шесты, масло помазания и благовонные курения, входной занавес для входа в Святилище,

    Масло помазания и благовонные курения И сосуды для них, ведь они святы.

  16. жертвенник для всесожжений и к нему — медную решетку, шесты и все принадлежности, чан с подставкой,
    אֵ֣ת| מִזְבַּ֣ח הָֽעֹלָ֗ה וְאֶת־מִכְבַּ֤ר הַנְּח֨שֶׁת֙ אֲשֶׁר־ל֔וֹ אֶת־בַּדָּ֖יו וְאֶת־כָּל־כֵּלָ֑יו אֶת־הַכִּיֹּ֖ר וְאֶת־כַּנּֽוֹ
    Ибн-Эзра

    жертвенник всесожжения и бронзовую решетку к нему, его шесты и все его принадлежности, умывальник и его подножие,

    Умывальник и его подножие У них нет шестов, возможно, их перевозили на повозках.

  17. занавесы для двора, столбы и подножия, завесу при входе во двор,
    אֵ֚ת קַלְעֵ֣י הֶֽחָצֵ֔ר אֶת־עַמֻּדָ֖יו וְאֶת־אֲדָנֶ֑יהָ וְאֵ֕ת מָסַ֖ךְ שַׁ֥עַר הֶֽחָצֵֽר
    Раши
    Ибн-Эзра

    завесы двора, его столбы и его подножия, завесу входа во двор,

    את עמודיו ואת אדניה «…его столбы и его подножия…» – здесь [слово חצר хацер] – двор – святилища, употреблено и в мужском, и в женском роде, и такое встречается многократно.

     такое смешанное употребление мужского и женского рода раши отмечает не раз, например: «если эсав нападет на одну лагерь, и ударит по нему…» берешит, 32:9.

    ואת מסך שער החצר «…завесу входа во двор...» – занавес был повешен с востока на протяжении двадцати локтей посередине [восточной стороны ограды] двора. [сторона эта] была протяженностью в пятьдесят локтей, так что севернее [входа остается] пятнадцать локтей [глухой завесы двора] и южнее – [пятнадцать локтей], как сказано: «завеса в пятнадцать локтей для [одной] стороны…» шмот, 27:14.

     раши неожиданно описывает в своем комментарии не только завесу входа во двор, но и глухие, ограждающие полотнища севернее и южнее нее. он следует этой схеме только здесь, тогда как в описании завесы входа в шатер не упоминает полотнища севернее и южнее входа. дело в том, что у шатра завеса входа охватывала всю восточную сторону, а у двора – только ее центральную часть, продолжение же стены севернее и южнее входа было наглухо закрыто полотнищами.

    завесы двора, его столбы и ее подножия, завесу входа во двор,

    Его столбы и ее подножия Подобно этому сказано: «ветер большая и сильный» (Млахим I, 19:11), «пожрала его огонь, не разожженный» (Иов, 20:26).

    Его столбы и ее подножия Слово хацер (חָצֵר — «двор») обычно женского рода А здесь оно согласуется и с женским, и с мужским родом. .

  18. колья для Святилища, колья для двора со шнурами,
    אֶת־יִתְדֹ֧ת הַמִּשְׁכָּ֛ן וְאֶת־יִתְדֹ֥ת הֶֽחָצֵ֖ר וְאֶת־מֵֽיתְרֵיהֶֽם
    Раши

    колья святилища и колья двора, и их шнуры,

    יתדת «колья…» – [они предназначены для] вбивания их [в землю] и прикрепления ими края полотнищ к земле, чтобы не двигались от ветра раши к шмот, 27:19. .

    מיתריהם «…их шнуры...» – [это] веревки, чтобы привязывать ими [полотнища] там же. .

  19. служебные одежды для служения в Святилище, священные одежды Аѓарона-священника и одежды его сыновей для служения’ ”.
    אֶת־בִּגְדֵ֥י הַשְּׂרָ֖ד לְשָׁרֵ֣ת בַּקֹּ֑דֶשׁ אֶת־ בִּגְדֵ֤י הַקֹּ֨דֶשׁ֙ לְאַֽהֲרֹ֣ן הַכֹּהֵ֔ן וְאֶת־בִּגְדֵ֥י בָנָ֖יו לְכַהֵֽן
    Раши
    Ибн-Эзра

    служебные облачения для служения в святилище и священные одежды аѓарону-священнику, и одежды его сыновьям для служения”».

    בגדי השרד «служебные облачения…» – [это покрывала, предназначенные для того], чтобы прикрывать ковчег, стол, светильник и жертвенники, когда собирают [святилище] в путь раши к шмот, 31:10. .

    служебные облачения для служения в Святилище и священные одежды Аѓарону-священнику, и одежды его сыновьям для служения”».

    Служебные облачения Для переноски.

    Служебные облачения Это покрытия священных предметов на время переходов См. Шмот, 31:10 .

    Для служения Лешарет לְשָׁרֵת, «служить», как будто сказано «служить посредством их». Возможно также, что это существительное «служение», подобное слову цорех צרֶֹךְ («необходимость»).

  20. Вся община сынов Израиля вышла от Моше,
    וַיֵּֽצְא֛וּ כָּל־עֲדַ֥ת בְּנֵֽי־יִשְׂרָאֵ֖ל מִלִּפְנֵ֥י משֶֽׁה
    Ибн-Эзра

    И вышла вся община сынов Израиля от Моше.

    И вышла вся община сынов Израиля Значит, все они приходили к Моше, группа за группой Ведь Моше не мог одновременно разговаривать с шестьюстами тысячами взрослых мужчин .

Поделиться
Отправить