Новости

Я художник, я так чувствую

15 февраля 2019, 16:30 искусство
Поделиться

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович», центральный экспонат которой – эмоции.

Необходимо ли разбираться в искусстве, чтобы его понимать? Есть мнение – и оно в достаточной степени справедливо: для того, чтобы в полной мере насладиться чем-то прекрасным, нужно знать, почему это прекрасно, на каких основаниях это прекраснее другого. Те, кто владеют языком искусства, уверенно чувствуют себя в музеях и галереях. Остальные же посетители ощущают себя обманутыми, недостаточно подкованными, растерянными – или просто скучают, ходя от одной картины к другой. Детям на выставках еще хуже: картины висят слишком высоко, трогать их нельзя, а из рассказов гида нельзя понять ни слова.

Новый проект Еврейского музея призван снять с современного искусства маску снобизма. «Игра с шедеврами» представляет работы лучших художников XX и XXI века – Кандинского, Казимира Малевича и Фрэнсиса Бэкона, Роя Лихтенштейна и Виктора Пивоварова, Натальи Гончаровой и Марины Абрамович, Альберто Джакометти и Бриджет Райли, Ансельма Кифера, Нико Пиросмани и многих других – но знакомиться с ними сквозь призму теорий, школ и концепций вовсе не обязательно. Посетителям предлагают не задаваться вопросом: «Что хотел сказать автор?», а вступать в диалог с искусством на равных, воспринимая его исключительно с помощью эмоций.

На практике это означает, что, оказавшись на выставке, вы можете перепугаться до мурашек, внезапно обнаружив висящего на стене человека – это работа Маурицио Каттелана. Затем вам предложат скатиться с горки и оказаться лицом к лицу с таинственной, почти мистической абстракцией Ансельма Кифера; с другой стороны будут поджидать Марина Абрамович и Улай в ярости кричащие друг на друга.

В следующем зале придется сыграть с искусством в прятки: картины скрыты в ящиках и потайных комнатах, чтобы добраться до некоторых из них, придется присесть на корточки или подняться по лестнице. Но эти работы вызывают совсем другие эмоции: гнев и страх остались позади, здесь – сентиментальные, наивные портреты Пивоварова, трогательная «Зима. Девочка у окна» Дейнеки, по-домашнему уютная инсталляция Александра Бродского.

Чем глубже посетитель погружается в лабиринт выставки, тем громче становится голос его чувств. Возможно, стоит к нему прислушаться: так, как это делают дети, для которых эта выставка-лабиринт – лучший способ впервые встретиться с искусством.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции