Живу и вижу

Алексей Мокроусов 22 июля 2016
Поделиться

Роберто Бурле‑Маркс

Нью‑Йорк, Еврейский музей

до 18.9

Выставка ландшафтного архитектора и художника Роберто Бурле‑Маркса (1909–1994) — одно из главных событий выставочной жизни Америки. Творчество бразильского архитектора (он был четвертым сыном пианистки Сесилии Бурле и Вильгельма Маркса, немецкого еврея из Трира, откуда родом и Карл Маркс), считающегося самоучкой, признано классикой современной садовой архитектуры. Бурле‑Маркс сформулировал ее принципы, воплотив их в совместных проектах с Ле Корбюзье и Оскаром Нимейером; только в Рио‑де‑Жанейро 88 созданных им парков находятся сегодня под охраной как памятники культуры. Активный защитник природы, он собирал растения; ферму в 80 гектаров в итоге подарил государству.

Первая ретроспектива Бурле‑Маркса в Нью‑Йорке прошла в Музее современного искусства четверть века назад. На нынешней не только показывают фотографии и планы созданных им садов и парков, от Сан‑Паулу до Куала‑Лумпура, но и рассказывают о бразильском модерне и роли абстракции в ландшафтном творчестве художника.

Модернизм в американском искусстве

Иерусалим, Музей Израиля

до 14.8

Знаменитые фотографы Эдвард Уэстон (1886–1958) и Беренис Эббот (1898–1991) стали героями выставки в Галерее современного искусства иерусалимского музея. Уэстон представлен прежде всего работами, посвященными природе, человеческому телу и пейзажам Западного побережья, Эббот — сценами из жизни Нью‑Йорка.

 

Живу и вижу

Воронеж, Областной художественный музей имени И. Н. Крамского

до 30.7

Экспозиция художников‑нонконформистов представляет собрание поэта Всеволода Некрасова, переданное наследниками поэта Музею личных коллекций ГМИИ имени А. С. Пушкина. Среди 95 полотен и графических листов — работы Оскара Рабина, Эрика Булатова и Ильи Кабакова.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Маккавеи, греки и истоки конфликта между эллинизмом и иудаизмом

Маккавеи не были ценителями красоты и смысл истории видели в другом. Но и для них Греция — или Яван, если воспользоваться их термином, — была, скорее, не местом, а культурой и духом, которым они противостояли. Цивилизацию они понимали по‑своему, и конфликт между эллинизмом и иудаизмом, столь плодотворный для развития западного мира, начался именно с них

Раввины считали Маккавеев слишком воинственными?

Было бы легко сказать, что раввины, будучи не воинами, а учеными, пытались свести к минимуму военный аспект победы Хасмонеев, подчеркивая вместо этого храмовое служение, ритуальное зажигание меноры в каждом еврейском доме и тонкости закона. Превратив Йеуду Молота буквально в молот, высекающий искру, от которой загорелась лавка, они, кажется, предупредили об опасностях военной силы.

Головоломное чудо Хануки

Традиция не сочла нужным сохранить детальный рассказ и жестко сократила историю Хануки. А историография не составила общепринятую версию для потомков. Так что в сознании современных евреев остались лишь смутные контуры, схематичная зарисовка, которая передается следующим поколениям в молитвах и преломляется в многовековых комментариях к Вавилонскому Талмуду. На фоне всех этих разночтений подлинное ханукальное чудо не в том, что одного кувшинчика масла хватило на восемь дней и восемь ночей. Чудо в том, что евреи хоть немножко помнят о Хануке