Жертвы и участники

Ирина Мак 24 марта 2015
Поделиться

Выставка «Евреи России и первая мировая война» в Еврейском музее и центре толерантности стала последним, наверное, культурным событием, которым в нашей стране отмечается печальный юбилей — столетие первой мировой войны.

Таких событий было немного, та вой­на вообще не очень принимается во внимание в России. Последующие события отодвинули ее вместе с ужасами и бедами, которые она принесла населению России, но особенно евреям, обвиненным в нелояльности, шпионаже, пособничестве врагу, униженным и насильно переселенным… Притом что, как и все, евреи были на фронте. «В 1914–1917 годах в русской армии служили около 600 тыс. евреев, не менее 100 тыс. из них погибли на фронте», — отмечает исследователь Еврейского университета в Иерусалиме доктор Семен Гольдин, сокуратор выставки, собранной из документов, фотографий, вещей, найденных в российских музеях и архивах (второй куратор Григорий Казовский). Для «Лехаима» профессор Гольдин рассказывает о самых интересных экспонатах.

 

— Первая мировая война — событие, которое оказалось закрыто для русской исторической памяти, как и для еврейской исторической памяти, всем, что произошло в 1917 году и позже. Нам казалось это несправедливым. И мы попытались заново вписать эту страницу в историю. Решающую роль здесь сыграл Музей истории евреев России (МИЕВР), предоставивший больше половины всего, что выставлено в экспозиции. А если говорить о подлинниках фотографий и документов, то, наверное, доля экспонатов МИЕВР составляет около восьмидесяти процентов.

Польский еврей молится о победе. Почтовая открытка (фрагмент). Венгрия. 1917

Польский еврей молится о победе. Почтовая открытка (фрагмент). Венгрия. 1917

Из того, что на выставке оказалось действительно редкого и уникального, я прежде всего назову кофейник, сделанный из гильзы от снаряда, и замечательный парохет, пожертвованный синагоге в память о некоем еврее, погибшем в 1915 году. Очень интересна коллекция немецких открыток Feldpost — полевой почты, — показывающая евреев, еврейский быт, еврейские профессии — и отношение к евреям в немецкой и австрийской армиях. Эта тема нам мало известна, и открытки ее прекрасно раскрывают. Кроме того, если говорить о евреях, служивших в немецкой армии, надо упомянуть литографии Германа Штрука, тоже из коллекции МИЕВР. Штрук был, с одной стороны, немецким офицером — служил в Ковно в немецком штабе, а с другой — еврейским художником и сионистом. Мы показываем его автопортрет в немецкой военной форме и его зарисовки: дома, синагоги, еврейские типы….

Что же касается подлинных трехмерных экспонатов, то нам очень помог Российский этнографический музей в Петербурге, предоставив костюмы: на выставке стоят два манекена, такие «ожившие» евреи тех лет. Эти вещи важны еще потому, что экспозиция получилась в основном двумерной — документы, фотографии, изображения. Объемных экспонатов мало. Была идея поставить против этой еврейской «пары» русского солдата, лучше со штыком, или казака. Но ни в Питере, ни в Москве нам никто не смог помочь с полным комплектом формы. В ГИМе сказали: «У нас нет полного набора». Это удивительно: десятки миллионов человек были призваны, воевали в этой форме, а в главных музеях столицы ее нет. Нереально оказалось и выставить оружие — из‑за требований к его хранению. Но есть фотоаппарат, который дает ощущение подлинности среды. Всю эту хронику кто‑то снимал… Причем этот фотоаппарат с историей — он принадлежал инженеру, который строил Перекопские укрепления для Врангеля.

Экспонат, которым я лично горжусь больше всего, — подлинный лист газеты «Голос Белостока», с манифестом об объявлении войны. И внизу набранное более крупным шрифтом траурное объявление о кончине еврейского коммерсанта Альтмана. Этот лист открывает выставку и сразу вводит нас в тему, о которой мы хотим говорить.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Free Press: Дэвид Мэмет: «Том Стоппард и я»

Том Стоппард — переживший Холокост, иммигрант, сын нерелигиозных евреев — создал самые английские и англофильские произведения. Очевидно, что он обожал Англию и наблюдал за своей страной так, как может только чужак. Он делал это с грацией и той глубиной юмора, которая означает лишь одно: любовь

Стоппард и его история

Стоппард оказался самым продуктивным и самым высококлассным драматургом эпохи. Он написал 34 пьесы для театра, радио, телевидения. Его интересы необъятны: от либеральных споров в дореволюционной России в трилогии «Берег утопии» и загадок квантовой физики в «Хэпгуд» до интеллектуального брожения в Англии начала XIX века в его шедевре «Аркадия»

Коричневая клоунада

Реакция «прогрессивных» СМИ на выход на большую арену неофашиста Фуэнтеса любопытна. Постоянно пугающие аудиторию «Гитлером‑Трампом» или «нацистом Маском», они, казалось бы, должны бить тревогу во все колокола. Но не тут‑то было. Основная тема, которая возникает в этой связи, — это раскол в MAGA, который‑де произвел или произведет Ник Фуэнтес