Здесь жила Сабина Шпильрейн

Григорий Бакунин 28 декабря 2015
Поделиться

В конце 2015 года центральные российские телеканалы сообщили, что в Ростове‑на‑Дону открылся музей первой женщины‑психоаналитика Сабины Шпильрейн, к 130‑летию со дня рождения. Хотя музеем это назвать трудно — больше подходит «мемориал».

«В самом начале 2000‑х годов ко мне обратились из местного отделения Российского психоаналитического общества — с тем, чтобы увековечить память Сабины Шпильрейн, — рассказывает руководитель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Александр Кожин. — Они собрали небольшую сумму, сделали достаточно скромную, но выразительную доску и установили ее на доме, где Сабина жила в детстве с родителями. В Ростове есть еще два адреса, предположительно связанных с ней, — в Газетном переулке, недалеко от синагоги, откуда она уходила в 1942 году на Змиевку, и на улице Шаумяна. Но точных адресов нет».

Таким образом, трехэтажный доходный дом XIX века — № 83 по Пушкинской улице — единственное место, связанное с Сабиной Шпильрейн, первой женщиной в мире, защитившей диссертацию по психологии (в Венском университете). Ее отцу, уроженцу Варшавы, купцу первой гильдии Нафтули Мойшевичу (Николаю Аркадьевичу) Шпильрейну принадлежали все три этажа, но семья занимала одну квартиру. Там же находился и кабинет матери Сабины, Евы Шпильрейн —  дантиста. Улица была одной из богатейших в городе, недалеко от Шпильрейнов жил генерал‑губернатор.

Это и сегодня ростовская «золотая миля». В последние годы собственницей двух третей шпильрейновского дома стала успешная ростовская предпринимательница. Ее муж, заслуженный художник РФ Николай Полюшенко, устроил в анфиладе на первом этаже галерею, назвал ее «NNN». И в галерее открыл музей.

lech285_Страница_089_Изображение_0001Музей — громко сказано: несколько фотографий и витрин, в которых можно увидеть книги — о Сабине Шпильрейн и те, что были изданы в Ростове о трагедии в Змиевской балке, а также посуду — тарелку и блюдо из кузнецовского сервиза, который значился в описи шпильрейновского имущества. Стоит мебель начала XX века — может быть, ее нашли в здешних коммуналках. Портреты Сабины Шпильрейн, Карла Юнга и Зигмунда Фрейда, созданные Николаем Полюшенко к открытию музея, смотрятся скорее частью галереи. Может быть, ее владелец хотел таким образом привлечь внимание к себе. Но постепенно втянулся в эту историю. В любом случае, это единственное место на земле, хранящее память о Сабине. Здесь проводятся конференции по психоанализу. К юбилею была приурочена международная научно‑практическая конференция «Сабина Николаевна Шпильрейн: ее личность и вклад в психоанализ, психологию развития, клиническую психологию», которую совместно провели Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, Европейская конфедерация психоаналитической психотерапии и Российское психологическое общество. По словам сотрудника академии Галины Пащенко, открытие музея психоаналитика — уникальный случай для России.

Говоря о музее Шпильрейн, нельзя не упомянуть о событии, связанном с местом гибели ее и дочерей, расстрелянных в августе 1942 года в Змиевской балке в числе 27 тыс. ростовских евреев. В конце 2010 года установленную там мемориальную доску заменили новой, где говорилось о массовой казни советских людей, без упоминания национальности. В 2011 году начался судебный процесс, истцом в котором выступал ВООПиК. Александр Кожин вспоминает: «Администрация города противостояла нашему иску и вроде бы победила, но слишком велик был резонанс. В 2013 году Москва предложила тот вариант текста, который сейчас выбит на установленной в Змиевской балке мраморной доске».

Слово «евреи» на место вернулось, а слово «Холокост» — нет.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Менора, Ребе и эстетика выхода за пределы

В 1977 году Ребе получил иллюстрированную монографию, посвященную творчеству израильского художника Яакова Агама. Особое внимание Ребе обратил на то, как Агам «оригинально использует элементы, на первый взгляд не связанные непосредственно с изощренным художественным мастерством...» Ребе связывает это с внедренным в еврейское сознание свойством творчески относиться к самому мраку, управлять теневыми сторонами жизни таким образом, чтобы и они становились источниками света

Как выпрямили менору

Менора Хабада отказывается от украшений — милой еврейской альтернативы украшениям рождественских елок — и заменяет их строгой геометрической формой, передающей научно‑философскую чистоту Маймонида. Геометрическая простота и ясность — вот в чем суть. Глядя на восемь прямых линий, мы можем просто представить абстрактную сеть соотношений в пространстве, где сами категории «прямого» и «искривленного» теряют смысл

Пятый пункт: Свечи Бонди

Как австралийские власти привели к теракту в Сиднее? Почему посланники Хабада часто становятся жертвами террористических нападений? И о чем свидетельствуют героические поступки во время теракта на пляже Бонди? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин рассказывает о нападении на евреев в первый вечер Хануки