The Washington Post: Зачем в Австрии реставрируют фильм 1924 года, предсказывающий торжество нацистов
Мало кто понимал это тогда, когда «Город без евреев» только появился, но этот фильм позволял заглянуть в будущее.
Этот немой фильм был снят в Вене в 1924 году и рассказывал о ненавидящем евреев канцлере, который приходит к власти в городе под названием Утопия. Во всех бедах своего общества он обвиняет еврейское население, используя клевету, чтобы разжечь всенародный антисемитизм. Некоторые страшные сцены в этом 70‑минутном фильме оказались пророческими: например, евреи Утопии отправлялись в изгнание в битком набитых вагонах больше чем за десять лет до того, как нацисты в таких же вагонах станут отправлять европейских евреев в лагеря смерти.
Согласно неожиданно оптимистичной развязке этой картины, оставшиеся граждане Утопии осознают, насколько важны были евреи для экономики и культуры их города, требуют их возвращения и добиваются успеха. Разумеется, в реальности все будет не так. А теперь, более чем 90 лет спустя, фильм вот‑вот получит новую жизнь.
Многие согласятся с тем, что время выбрано как нельзя удачно.
Киноархив Австрии собрал почти 80 тысяч евро на реставрацию и перевыпуск недавно обнаруженной пленки с этой картиной. Представитель киноархива сообщил изданию The Guardian, что самый крупный взнос поступил от одного американского еврейского фонда после того, как Дональд Трамп победил на президентских выборах в ноябре, а приток пожертвований из Австрии резко увеличился, когда местные президентские выборы в декабре чуть не выиграл ультраправый кандидат.
Сбор средств был объявлен после того, как год назад пленка с этим фильмом обнаружилась на парижском блошином рынке. Хотя другая пленка была найдена еще в 1991 году, она была сильно повреждена и в ней не хватало финальной сцены, в которой фильм заметно отходит от книги, по которой был снят: в этой сцене сообщается, что все предшествующее развитие сюжета было мечтой антисемитского политика, который затем осознает свое заблуждение. Кроме того, вновь обнаруженная версия картины содержит гораздо более неприглядные сцены антисемитизма; вероятно, версия, найденная в 1991‑м, подверглась цензуре, чтобы выйти в иностранный прокат.
«“Город без евреев” — это больше чем кино, это антифашистский манифест, — сказал представитель Киноархива Австрии Николаус Востри информационному агентству Франс Пресс. — Вновь обнаруженная версия — это недостающее звено. У нас теперь есть множество замечательных новых кадров, позволяющих взглянуть на жизнь еврейской общины Вены, но есть и сцены погромов».
Когда этот фильм снимался, нацистский вождь Адольф Гитлер еще сидел в тюрьме и мало кто думал, что массовые убийства европейских евреев возможны. Однако реакция на фильм показала, что европейский антисемитизм — пороховая бочка: выход фильма вызвал яростные протесты, а популярный писатель, автор сатирической повести, легшей в основу картины, выкрест Хуго Бетауэр, был застрелен сторонником нацистской партии. Несколько снявшихся в фильме еврейских актеров были вынуждены бежать за границу. Режиссер Ганс Карл Бреслауэр больше не снял ни одного фильма; в 1940 году он вступил в нацистскую партию.
Оригинал публикации: Why Austria is restoring a 1924 film that predicted the rise of the Nazis