Зачем Израилю Министерство алии и абсорбции?
В 1999 году я, человек принципиально беспартийный, согласилась участвовать в предвыборной борьбе. Сделала я это потому, что многоумные и много раз избиравшиеся на командные посты люди, одобрив мой проект упорядочения социума, говорили, что привести его в исполнение может только глава правительства. Сегодня я понимаю, что такой вердикт означает: «миссия невыполнима». Но тогда я наивно отправилась на встречу с кандидатами в главы правительства.
За эту должность сражались Эхуд Барак от «Аводы» и Биби Нетаньяху от «Ликуда». К тому времени я несколько раз интервьюировала Биби, поэтому отправилась сначала к нему, но там мой проект ко двору не пришелся. Он требовал определенной доли настырного вмешательства правительства в дела рынка, на что либерально‑рыночное сознание Нетаньяху согласиться никак не могло. А вот Барак взял ночь на раздумье и к утру сообщил: «Будем делать!» Я понимала, что его интересовал не столько мой проект, сколько «русский голос», для которого я могла стать приманкой, но рассчитывала это положение со временем изменить. Тем более что мне удалось уговорить Барака произнести на многолюдном митинге слово «мультикультурность», до того напрочь отсутствовавшее в его, да и в общеизраильском политическом лексиконе.
Мы победили, и Барак объявил, что хочет видеть меня в своем министерстве. Что ж, комиссия при Министерстве главы правительства — этого и желали мне мои многомудрые советчики. Но вдруг раздался телефонный звонок из этого самого министерства и незнакомый голос, даже не представившись, повелел не уходить из дома до вечера, поскольку решается вопрос о замещении должности министра абсорбции и мое имя в списке кандидатов. Я опешила.
— Что, по‑вашему, нужно делать в этом министерстве в первую очередь? — спросил голос торопливо и невнимательно.
— Закрыть его.
— Ну‑ну! — усмехнулся голос.
К счастью, выбор пал на другую кандидатуру, а меня назначили советником главы правительства по абсорбции.
— По интеграции! — возмутилась я. — Абсорбция (что означает «поглощение») есть безобразие даже на лингвистическом уровне. «Бс», «бц» и еще «р» посередине!
— Пусть будет «интеграция», — усмехнулось начальство. — Но заниматься ты будешь репатриантами.
— Иммигрантами, — не согласилась я. — Репатриантов, то есть тех, кто считает Израиль своей родиной, среди них даже не большинство.
Сегодня я бы произносила совсем иные слова и, пожалуй, не стала бы ратовать за роспуск Министерства абсорбции. Его можно переименовать в Министерство интеграции. Пусть занимается столь необходимым Израилю соединением разнородных групп и интересов в единое целое, называемое «народ». Оставим пока в стороне разные иные меньшинства и спросим: сколько одних только этнических общин есть в Израиле? И ответим: около сотни. При этом община выходцев из Китая ратует за одно, а община выходцев из Шанхая — за другое. Бней Исраэль — низкорослые темнокожие индийцы‑евреи из Кочина и Бомбея не имеют ничего общего с тюркообразными верзилами бней Менаше из Манипура и Мизорама. Правда, и те и другие приехали из Индии, но у них разные проблемы и непохожие требования. В других этнических компаниях та же картина.

Уроки для иммигрантов в центре абсорбции. 1990‑е
Поток иммиграции был чрезмерным, ситуация авральной, поэтому другим министерствам удобно было свалить эту проблему на Министерство абсорбции. Правда, никак не получалось отделить профессионалов‑иммигрантов от всех остальных профессионалов в плане создания рабочих мест и их бюджетирования. Так получилось, что вместо общегосударственного аврала и массивных инвестиций в строительство, промышленность, здравоохранение, образование и т. п. стали создаваться спецпроекты, инициируемые Министерством абсорбции. А на финансовые крохи, какие этому министерству удавалось организовать, оперные певцы были вынуждены переквалифицироваться в мусорщиков, а кандидатки наук в домработниц.
Я не хочу сказать, что вина целиком лежит на Министерстве абсорбции и его руководителях. В первую очередь виновато руководство страны, не сумевшее превратить столь массовый приток иммигрантов в рычаг для подъема экономики и общественного благосостояния. Но пока неконтролируемый приток иммигрантов из бывшего СССР продолжался, в мою газету (я работала тогда в «Вестях») шел поток жалоб, предложений, угроз и слезных молений. Складывалось тяжелое впечатление все более запутывающейся в самой себе реальности. Кроме того, пришлось признать, что немалая часть проблем алии 1990‑х возникла в связи с общественными успехами алии 1970‑х, с которой я приехала в страну. В частности, кляли прямую абсорбцию, которой мы добивались с таким жаром. Но для алии 1990‑х этот способ приема иммигрантов оказался чуть ли не издевательством.
Скажу сразу: у меня нет воспоминаний о собственной абсорбции в рамках Министерства абсорбции. В качестве новоприбывшей я даже ни разу не была в его стенах. Не помню, кто был министром абсорбции в 1971–1975 годах. Никогда его не видела и не слышала. Вышесказанное вовсе не означает, что моя абсорбция проходила гладко, что новоприбывшие не скандалили, не пытались изменить существующие порядки и не объединялись для совместных действий. Но действовать против Министерства абсорбции у нас не было никакой причины, поскольку это министерство считалось и оставалось тогда на деле придатком «Сохнута».
Министерство алии было создано 14 мая 1948 года, в день объявления Государства Израиль, поскольку Хаим‑Моше Шапира, выдающийся религиозный сионистский деятель, был до этой даты главой отдела алии в «Сохнуте». С объявлением государства он вошел в правительство и стал министром здравоохранения, сохранив при этом свой прежний сохнутовский пост и чин. Только теперь Шапира назывался уже не главой отдела, а министром алии. В 1949 году он получил также должность министра внутренних дел, а в 1951 году в его ведение отдали и Министерство религий. Тогда же Министерство алии было упразднено. Очевидно, у министра просто не стало времени его обслуживать. Между тем алия шла полным ходом, и к концу 1951 года население страны увеличилось вдвое. Несмотря на это, с 1951 по 1968 год Израиль обходился без Министерства абсорбции.
Репатриантами и иммигрантами (первых можно считать сионистами, вторых — не обязательно) в этот период занимались «Сохнут» и министерства по соответствующим профилям. А в 1968‑м Игаль Алон стал заместителем премьер‑министра. Должность, надо сказать, неопределенная и не слишком обременительная. Возможно, поэтому ему предписали заняться алией, которая после победы в Шестидневной войне усилилась. Алон возглавлял Министерство алии примерно полгода, за ним еще полгода в этом кресле готовился к грядущим свершениям Шимон Перес. После него кресло прочно занял Натан Пелед, который и должен был по долгу службы заботиться обо мне. Но я его заботу не ощущала.
В спорах алии 1970‑х с государством главным обвиняемым считался «Сохнут», которому было поручено довозить алию до границ государства и там передавать Министерству алии. Но «Сохнут» продолжал свою деятельность и внутри страны. Долги мы выплачивали «Сохнуту», просьбы о ссудах посылали ему же и с ним же спорили по остальным поводам. Он устраивал нам конференции и семинары, а также строил для нас «олимовки» — микрорайоны, за десятилетие превратившиеся в то, что американцы называют «сламс» (трущобы). Под прикрытием других наименований или в открытую, но именно «Сохнут» выдавал ссуды на покупку квартир, настаивая на том, чтобы эти ссуды использовались исключительно на его же новостройки.
Я счастливо продала вовремя еще не совсем рассыпавшуюся сохнутовскую квартиру. При ее покупке в документах значилась площадь 71 метр. При продаже оказалось, что метров всего 51, но даже не в этом суть. В момент покупки рядом с больницей «Тель‑а‑Шомер», где я тогда работала, строился район вилл. Площади в такой вилле было втрое больше, да еще придавался участок земли. Стоила она всего на пару тысяч дороже. Коллеги в больнице были готовы одолжить мне недостающую сумму, поскольку считали, что цена, заломленная за мою «олимовку», несуразна. Но основную ссуду выдавали только на квартиру в «олимовке», да и там количество метров, приходившихся на человека, было расписано в соответствии с профессией, академическими заслугами и еще какими‑то негласными характеристиками. Вот тогда и встал вопрос о прямой абсорбции, той самой, на которую так жаловалась алия 1990‑х.

Репатриант из бывшего Советского Союза. Иерусалим. 1991
Впрочем, исторические шарады, основанные на сослагательном наклонении, не имеют правильного ответа. А мой забытый проект вовсе не ставил основной целью отмену Министерства абсорбции. Суть была в создании контрольной комиссии, которая могла бы заставить все министерства решать олимовские проблемы наряду с такими же проблемами остального населения и в соответствии с теми же принципами. А это означало отмену многих секторальных привилегий, обеспечивающих по сей день приоритет одной части населения над другой. Возьмем хотя бы проблему аттестационных комиссий. В алию 1970‑х, например, переаттестация врачей была всеобщей. Поэтому требования были резонными. Не станут же господа из профсоюза врачей задавать самим себе заумные вопросы! Над учителями, правда, малость покуражились, но в меру. А инженерам тогда и вовсе удалось добиться того, чтобы техники, занимавшие инженерные должности, эти должности освободили.
При создании проекта мне казалось, что стоит только позаботиться о максимальной прозрачности административных действий и убрать все привилегии и неправомочные поправки к законам, «выбитым» интересантами, — и проблемы иммигрантов и прочих меньшинств решатся сами собой. Неудивительно, что мои многоумные и многоопытные референты отнеслись к этому проекту как к красивой фантазии. Правда, сегодня «прозрачность» и «законность» — мантры движений общественного протеста. Но к моему проекту ни эти мантры, ни само движение отношения не имеют.
Правительство Барака ушло в преждевременную отставку по другой причине. Комиссия по интеграции была к тому времени уже почти создана. Но, обозрев поле боя с государственно‑административной точки зрения, я решила ретироваться. Для выполнения придуманной мной программы требовался не просто премьер‑министр, а Наполеон или Бисмарк с полномочиями, полученными напрямую из небесной канцелярии. Кроме того, на изменение существующего положения вещей, отмену вредоносных привилегий и принятие необходимых законоположений должны уйти годы. Как будет выглядеть страна к тому времени и что окажется правильным для тех, кто захочет переехать тогда в Израиль, знать наперед нельзя. Но я по‑прежнему убеждена, что новыми гражданами должны заниматься многоопытные министерства соответствующих профилей, а не Министерство абсорбции, которое все же лучше перепрофилировать в Министерство интеграции. Хотя бы потому, что спасение утопающих не есть занятие для самих утопающих.

Пятый пункт: бельгийское правосудие, Би-би-си, Сирия, университеты, куклы

Как британский журналист разоблачил предвзятость документального фильма Би‑Би‑Си о Газе
