Юрий Любимов. Пока живешь — надо играть

Юлия Меламед 7 октября 2014
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

5 октября в Москве умер режиссер Юрий Любимов.

Нет, Любимов не был евреем, хотя попытки причислить его к евреям были. Но Любимов был гражданином Израиля — последние 30 лет.

Теперь, когда Любимов умер, пишут: он эпоха, но…

Кому оно нужно, это «но» про сложный характер? Что оно, по сути, добавляет? В искусстве демократии не бывает — только один человек знает, как надо. В 2000 году я снимала фильм о Любимове. Он там вспоминает фразу Пушкина: «Суди художника по тем законам, которые он сам над собой поставил».

Сейчас удивляются, как это Любимов умудрился создать единственную в СССР официальную оппозицию. И слова какие хитрые: «официальная оппозиция»! Носил фигу в кармане, доставал ее, потрясал перед носом у чиновников и продолжал играть. Я вам скажу, как ему это удавалось! Просто его любила Судьба. Как любила она Наполеона, под которым ядра разрывали на части лошадей, а он оставался невредим.

Фото Вадима Бродского

Фото Вадима Бродского

«А при чем тут лошади?» — грозно говорит Любимов вместо здрасьте, когда я впервые вхожу в его кабинет. Пугает. Лет 25 мне. Год 1996‑й. Я работаю в «Вестях». Какие, к черту, лошади? Но пугает очень игриво. После интервью вспоминаю, что действительно на заставке «Вестей» бегут лошади и страшно ржут.

Спустя три года я сниму о Любимове фильм, и мы на две недели встретимся для этого в Иерусалиме. Выбрала Иерусалим для художественного фона. Это было решение… ну не то чтоб нестандартное, но не на поверхности. Можно было бы потребовать доказать, зачем именно этот location. Но дирекция канала спокойна: Любимов в Иерусалиме? «Лама ло!» — говорят в руководстве РТР.

Он сам его выбрал когда‑то. Это так необычно (и знаменательно) для русского режиссера, который, вынужденно оказавшись за границей, выбрал не Европу, не Штаты — Иерусалим. Вот его слова из нашего фильма: «Артур Миллер сбежал отсюда через неделю. Потому что не мог работать. Только сидел и завороженно смотрел на Старый город. И я при­ехал в Иерусалим. Тедди Колек любезно дал мне хорошую квартиру. Сижу, смотрю, как заходит солнце над Старым городом. <…> Город становится сперва золотым. Потом красноватым. Потом совершенно сиреневым. И — исчезает… А наутро он заново возникает».

Мы снимали в августе, по жаре уставали быстро. А Любимов не уставал. Он был железный, какой‑то древней неломаемой породы. Для меня в нем никаких «но» не было, ничего от режиссер режиссерыча. Все — от Режиссера. Чтобы настолько уважать юного человека, назвавшегося режиссером, который может иметь свой малый голос, — такого я больше ни в ком не встречала. Он был дисциплинирован, как солдат, покорен, как новичок, понимал смысл подчинения чужой режиссерской воле. Потому что в этом подчинении/доверии и есть единственный смысл. Актерский бунт — большая нелепость. Он — от всего второстепенного, он ни от чего подлинного. И ни от чего профессионального.

«Дорогой Юрий Петрович! Если б Вы знали, как мы Вас ждем!! Мы подготовим все, что можем, чтоб у Вас было меньше черновой работы. Когда Вы при­едете, соберется вся старая гвардия. И Коля, и Веня, и Леня, и Шопен». Это из письма артистов театра Любимову. Конец 1980‑х. Еще до возведения «Берлинской стены» между «Таганками». Они его еще боготворили. Но когда слабеет сильный, так всегда и бывает: начинают подъедать, подгрызать.

Он рассказывал, что ему сказал умирающий Николай Эрдман: «А вы были правы, Юра. Вы меня все время вовлекали в игру. А я вышел из игры. Пока живешь — надо играть». И не от старости Любимов умер. Такая у него была мощная закваска, что он не менялся последние лет 30. Когда отнимают то, что создал, — умираешь быстро. Как говорил Наполеон, страдавший на Святой Елене от рака, «рак — это Ватерлоо, вошедшее внутрь».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Пятый пункт: бельгийское правосудие, Би-би-си, Сирия, университеты, куклы

Почему в Бельгии антисемитизм называют сатирой? Что Израиль делает в Сирии? И чем грозит поддержка терроризма в американских университетах? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет пуримскую хронику: «Аман идет в суд, устраивается на Би-би-си и становится профессором»

Как британский журналист разоблачил предвзятость документального фильма Би‑Би‑Си о Газе

Антиизраильская предвзятость в фильме «Газа: как выжить в зоне боевых действий» была заметна не только в выборе тем, связанных с ХАМАСом, утверждает Коллиер. Создатели фильма намеренно неправильно переводили арабские слова, чтобы создать у британского зрителя впечатление, будто палестинские террористы в Газе вовсе не одержимы расовой и религиозной ненавистью. Там, где на арабском языке использовалось слово «евреи», в субтитрах появлялось «израильтяне». Кроме того, из переводов было удалено слово «джихад»

Стихи памяти конверсос

На первых страницах книги «Памяти многих» мы находим репродукцию одного из этих архивных документов, касающегося суда над Леонор де Карвахаль. Разглядывая его, нельзя не поразиться красоте почерка. Кто был тот писец, который неспешно оформил по всем правилам приговор, вынесенный криптоиудейке, а заодно вывел эти прописные буквы — настоящий шедевр каллиграфии?