Возможно, она сама того не планировала, но Вупи Голдберг оказалась в зоне напряженного дискурса, который на протяжении веков поляризовал еврейскую общину и тех, кто стремился ее дискриминировать, пишет журналист JTA Гейб Фридман.
Скандал разразился 31 января в ходе дневного ток‑шоу «Взгляд» на американском телеканале АВС, где Голдберг выступает соведущей.
В процессе обсуждения решения школьного совета Теннесси запретить изучение в школе культового комикса «Маус», посвященного Холокосту, возник спор.
Холокост был «не из‑за расы», заявила Голдберг, а из‑за «бесчеловечности одного человека по отношению к другому». И в нем участвовали «две группы белых людей».
Комментарии сразу стали популярными, многих задели за живое, и все это привело к тому, что Голдберг описала как «поток обвинений в антисемитизме и отрицании Холокоста» в ее адрес. Не заставила себя ждать и критика со стороны таких организаций, как Антидиффамационная лига.
Несмотря на извинения, этот «шторм» достиг апогея вечером 1 февраля, когда ABC решила отстранить Голдберг от эфира на две недели, чтобы, по словам президента ABC News Ким Годвин, «дать время подумать и узнать о влиянии ее комментариев».
Евреи по всему политическому спектру, включая тех, кто выступал против ее замечаний о Холокосте, теперь уже раскритиковали решение отстранить ее от эфира.
Почему же эти комментарии вызвали такую бурю? Ответ на вопрос выходит за рамки обсуждения Холокоста.
Был ли Холокост «связан с расой»?
Уже после распространения своих первоначальных комментариев 31 января Голдберг отправилась на «Позднее шоу со Стивеном Колбером» и попыталась прояснить ситуацию, при этом еще глубже погрузившись в расовую проблему.
Она заявила, что, по ее опыту чернокожего человека, раса — «это то, что я вижу».
«Если ку‑клукс‑клановец идет по улице, по которой я иду с другом‑евреем <…> то я соберусь бежать. Но если мой друг решит не бежать — в большинстве случаев его пропустят, потому что вы не сможете сказать, что он еврей, — замечает она. — Это не тот случай, когда можно ткнуть пальцем: «о, этот человек еврей»…»
«Расу», как известно, трудно определить. Является ли она, как утверждает Голдберг, «группой людей с общими физическими характеристиками»? Должны ли учитываться другие социальные, экономические и антропологические классификации?
Евреи долго спорили о том, являются ли они «расой» или чем‑то другим.
Иудаизм — это религия, исповедуемая людьми разных национальностей и рас по всему миру. Но евреям не обязательно быть соблюдающими, чтобы считать себя евреями или восприниматься другими евреями как евреи. Еврейская традиция родства по матери, называющая евреем ребенка, рожденного от матери‑еврейки, указывает на биологическое определение еврейской идентичности. Но иудаизм принимает и новообращенных.
Взятые все вместе, эти различные тенденции привели к тому, что евреи стали относиться сами к себе и как к народу, и как к нации, и как к племени, семье, группе верующих — иногда в том или ином сочетании характеристик, а иногда используя их все одновременно.
Но Гитлер, как и многие антисемиты до него, неоднократно в своих книгах, законах и речах называл евреев «физически нечистой расой», в отличие от «светловолосой, голубоглазой генетически чистой немецкой арийской расы». Нацистская пропаганда описывала псевдонаучные способы идентификации евреев — среди прочего, по размеру носа, губ или форме головы.
Гитлер был одержим тем, что он считал «биологическим фактом» еврейской идентичности, и писал, что «окончательное решение» было вдохновлено в том числе стремлением создать более «чистую» и исключительную расу, избавленную от «еврейской» и других примесей.
Нацисты опирались на традицию расового стереотипа евреев, которая прослеживается как минимум до 1000 года н. э. Клише про длинный крючковатый нос, например, появлялось всюду — от средневековых изображений до литературных персонажей, таких как злодей Шейлок из «Венецианского купца» Шекспира. Таким образом, евреи подвергались преследованиям именно в качестве «расы» со стороны своих соседей в Европе и других странах в течение столетий до того, как Гитлер изложил свои идеи в «Майн кампф» в тюремной камере в 1925 году.
В своем извинении, прозвучавшем 1 февраля в той же программе «Взгляд», Голдберг заявила, что Холокост все же «действительно связан с расой, потому что Гитлер и нацисты считали евреев низшей расой».
Являются ли евреи «белыми»?
Голдберг оказалась вовлечена и в продолжающуюся дискуссию внутри еврейской общины и за ее пределами: а являются ли евреи «белыми людьми»?
Ведь за этим вопросом стоит еще один стереотип, что еврей — это человек с белой кожей, произошедший от европейских предков. Другими словами, среднестатистический еврей‑ашкеназ.
На деле еврейская община гораздо более разнообразна. Большинство евреев в Северной Америке могут быть евреями‑ашкеназами с корнями в Восточной Европе, но также они могут происходить из древних общин Эфиопии, Индии, Китая и других стран. Евреи‑сефарды происходят из общин Северной Африки и территорий, ныне являющихся Испанией и Португалией, в то время как евреи‑мизрахим происходят с Ближнего Востока, включая некогда значительные общины в Ираке, Иране, Йемене, Сирии и других странах.
Осознание всего этого разнообразия возросло отчасти благодаря историям о жизни «цветных» евреев в США и евреев‑сефардов и мизрахим в Израиле. Тысячи евреев происходят от смешанных и межконфессиональных браков, поэтому даже многие евреи с ашкеназскими корнями уже не являются белыми.
Оценка доли евреев США, являющихся «цветными», варьируется от 6% до 15% в зависимости от типа исследования, а движение под названием «Цветные евреи» утверждало в 2019 году, что община хронически недоучтена из‑за плохого планирования подобных исследований. (В прошлогоднем отчете исследовательского центра Pew о евреях США сделан вывод, что 92% евреев идентифицируют себя как белые.)
Добавьте сюда людей всех расовых и этнических групп, которые обращаются в иудаизм, тех, кто соблюдает еврейские традиции, не проходя гиюр, и людей по всему миру, которые отождествляют себя с некоторыми аспектами еврейской культуры, и «еврей» быстро станет максимально сложным для определения термином.
Яир Розенберг из The Atlantic 1 февраля заявил, что «семья» — это более точное слово для определения еврейства, нежели «раса».
«По моему опыту, ошибки, подобные <ошибке Голдберг>, часто случаются из‑за того, что благонамеренные люди с трудом помещают евреев в свои обычные рамки. Они не знают, как определить евреев, поэтому прибегают к собственным системам отсчета, таким как «раса» или «религия», и проецируют их на еврейский опыт. Но еврейская идентичность не соответствует западным категориям, несмотря на многовековые попытки закрепить ее. В этом заложен очевидный смысл, потому что иудаизм предшествовал западным категориям. Это не совсем религия, потому что человек может быть евреем независимо от соблюдения религиозных обрядов. (Эйнштейн, например, был гордым евреем, но не религиозным.) Но это также и не совсем раса, потому что люди могут войти в нее путем обращения в иудаизм! Это, в свою очередь, не просто культура или этническая принадлежность, потому что подобные категории исключают религиозные компоненты», — отмечает он.
Тем не менее, даже по мере того, как все большее количество людей признают еврейское разнообразие, стереотипы сохраняются. Сторонники превосходства белой расы, радикальные националисты и другие ультраправые течения, расплодившиеся после 2016 года, считают евреев токсичными «другими», независимо от того, во что они верят и что практикуют. А на другом конце политического спектра некоторые левые прогрессисты причисляют всех евреев скопом к белому классу «угнетателей».
Вупи Голдберг — еврейка?
Дополнительный слой иронии, подчеркивающий скандальность ситуации, заключается в том, что в нем участвует знаменитость, которая, хотя и не родилась еврейкой, но приняла еврейский сценический псевдоним из‑за «позитивных чувств к евреям и еврейской культуре, но не по религиозным соображениям».
Актриса, получившая премии «Эмми», «Грэмми», «Оскар» и «Тони», урожденная Кэрин Элейн Джонсон, появилась на свет в Нью‑Йорке в семье баптистского священника и медсестры. В 1994 году ее пресс‑агент сообщил Orlando Sentinel, что сценический псевдоним Голдберг происходит из семьи со стороны матери. Однако тесты ДНК и генеалогическое древо прослеживают ее происхождение до нееврейских корней в Западной Африке.
Тем не менее, она ощущает себя еврейкой. В 2016 году рассказала лондонской Jewish Chronicle, что «помнит» о еврейских праздниках, даже если не соблюдает их регулярно. Голдберг рассказывает: когда люди спрашивают, является ли она еврейкой, у нее есть стандартный ответ: «Вы бы спросили меня об этом, если бы я была белой?.. Держу пари, что нет. Это имя прекрасно подходит для начала беседы».
Миссия выполнена
Почему все это имеет значение? Холокост оставил свой отпечаток почти на каждом еврее, который жил и родился за те 77 лет, что прошли с момента освобождения Аушвица. Поскольку так много антисемитов и европейских националистов намерены отрицать факт геноцида или настаивать на том, что он преувеличен, еврейские организации непреклонны в том, чтобы факты истории не искажались. Многие утверждают, что какое‑нибудь «случайное» искажение может быть антисемитским по сути, даже если сделано не намеренно.
Другие предполагают, что комментарии Голдберг отражают формирующуюся идеологию, которая стремится преуменьшить масштабы исторических преследований евреев. Как написала 2 февраля в The Washington Post бывший продюсер программы «Взгляд» на АВС Даниэла Гринбаум, «это идеология, которая пытается превратить евреев в белых людей, стереть еврейскую уязвимость и угнетение, втиснуть евреев со светлой кожей в современные американские категории расы и этнической принадлежности, и которая также близоруко классифицирует ненависть к ним, согласно американским соображениям о том, как выглядит расизм».
И тем не менее, многие видные евреи готовы дать Голдберг второй шанс, особенно во имя использования этого скандала в качестве учебного момента.
Как написала в своем твиттер‑аккаунте женщина‑раввин Шэрон Броус из общины «Икар» в Лос‑Анджелесе: «Если вы хотите изменить чье‑то мнение, я полагаю, образование тут более эффективно, чем публичный позор и наказание. Особенно когда человек проявляет искреннюю готовность учиться и извиняться».