Взгляд свысока

Евгения Гершкович 8 августа 2014
Поделиться

В Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Авангард и авиация», посвященная плодотворному союзу авиапрома и авангардного искусства. В пространствах Бахметьевского гаража, построенного лидерами авангарда Константином Мельниковым и Владимиром Шуховым, показывают произведения Александра Родченко, Лазаря Хидекеля, Эммануила Евзерихина, Самуила Адливанкина, Лазаря Лисицкого, Георгия Гольца, Александра Дейнеки, Илья Чашника, Семена Зелихмана и др. Выставка еще работает в августе — до 10 числа.

Эммануил Евзерихин. Воздушный праздник в Тушине (Парашюты). 1940‑е.  Фонд «Сеферот». © Н. А. Ратникова

Эммануил Евзерихин. Воздушный праздник в Тушине (Парашюты). 1940‑е.  Фонд «Сеферот». © Н. А. Ратникова

«ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ДЛЯ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА?»

Межвоенные годы, при всем их трагизме, обернулись временем искренности и оптимистических грез. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» «Марш авиаторов», написанный в 1926‑м киевским композитором Юлием Хайтом на стихи Павла Германа, стал гимном эпохи. «Земное» тогда мало беспокоило идеалистов-авангардистов, воображение будоражили сюжеты воздухоплавания, освоения неба, прорыва к новым мирам, позволявшие увидеть себя отстраненно, как бы «снаружи».

«В 1920–1930‑х годах авиация стала стержневым мифом. Для тогдашнего человека это была возможность оторваться от перенаселенной земли», — комментирует куратор Александра Селиванова, давно уже мечтавшая сделать этот проект. Исследование авангарда сквозь оптику преодоления пространства и времени — мотив, казалось бы, носившийся в воздухе, однако реализован он был только сейчас, стараниями Еврейского музея и благодаря поддержке благотворительного фонда «САФМАР».

Четыре сотни экспонатов, произведений, предоставленных крупнейшими художественными музеями страны (ГРМ, ГМИИ, ММАМ, МУАР, Музей ДОСААФ и др.), частных собраний (Нади Плунгян и Сергея Романова), и фондов («Сеферот», Фонды Лабаса и Хидекеля) соседствуют в экспозиции (дизайн Дины Караман) с авиационными реликвиями, артефактами, бытовыми предметами, музыкой и стихами, посвященными теме авиации.

Философствующему авангарду, усердно подготовленному утопиями и «космизмом» Николая Федорова, мало поддающимся рациональному мышлению, эти «железные птицы», аэропланы и дирижабли весьма шли. Авиация наделялась ролью вестника распада старого мира, становилась символом свободы, планетарный масштаб и безграничность служили материалом для художественных экспериментов. В 1920‑х Александр Родченко конструирует абстрактные, но под вполне конкретными названиями пространственные формы: «Воздушный корабль», «Летящие формы»; с 1922‑го по 1943‑й Петр Митурич корпит над Планером-парителем — волновиком — индивидуальным махолетом; в 1929‑м Владимир Татлин приступает к разработке орнитоптера «Летатлина», безмоторного индивидуального летательного аппарата (хранящегося в Центральном музее Военно-воздушных сил Российской Федерации в Монино, но, увы, на выставке отсутствующего, а для наглядности его, конечно, не хватает).

Самуил Адливанкин. Состязание юных авиамоделистов. Эскиз 1931. Государственный Русский музей, Петербург

Самуил Адливанкин. Состязание юных авиамоделистов. Эскиз 1931. Государственный Русский музей, Петербург

Романтики, все они мечтают только об одном: подарить человечеству свободное средство передвижения над землей. Пейзаж 1920‑х годов едва ли представим без маленького крестика в небе. Романтический взгляд на полет как частное переживание мы видим у Александра Лабаса и Александра Тышлера — картина «Женщина и аэроплан» Тышлера написана в 1926‑м по воспоминанию о полете Уточкина.

Самолет, как позже высотка, являлся своеобразной меткой эпохи, зафиксированной в фарфоре, текстиле, фотографии, архитектуре, графике. Но было бы лицемерием утверждать, будто мастера всех этих жанров, творившие в социально-политическом контексте молодой советской республики, пребывали вдали от идеологии и пропаганды и образного их выражения. Вот в 1924 году в бюро Государственного техникума кинематографии Николаем Ходатаевым, Зеноном Комисаренко и Юрием Меркуловым была снята — ее крутят на выставке — анимационная лента «Межпланетная революция». Фильм, авиационный и авангардный одновременно, о том, как буржуины, перепуганные наступлением пролетариата на планету Земля, улетают в космос, надеясь там спрятать награбленные капиталы. Однако и в космосе их настигает трудовой мозолистый кулак!

ПРОСТРАНСТВО

Экспозиция по смыслу разбита на три части, которые, в свою очередь, выделены белым, синим и красным — в эти цвета выкрашены и стены, и потолок. Первая из них, белая — «Пространство», и на первый план здесь выходит ракурс, открытая перспектива, движение и скорость. Центральная работа — полотно ученика Филонова Василия Купцова, 1933 года, «Дирижабль, Воздушный флот на службе соцстроительства», предоставленное Музеем вооруженных сил. В пандан неплохо смотрелся бы его же «АНТ-20 Максим Горький» 1934 года, но Государственный Русский музей картину на выставку не дал. Первый полет на этом самом большом агит-самолете своего времени, созданном конструктором Туполевым, был совершен 17 июня 1934 года. Машину пилотировал летчик-испытатель Михаил Громов — его летный шлем можно увидеть в витрине. Во время своего визита в Советский Союз на этом аппарате летал Антуан де Сент-Экзюпери. В 1935‑м воздушный гигант, апофеоз сталинских амбиций, прямо в воздухе потерпел крушение.

Вещи, выбранные куратором для раздела, предельно динамичны и рассчитаны исключительно на «высотную» точку зрения. В такой момент осознаешь, откуда есть пошел супрематизм, где пространством для живописи становился безмерный космос, и все формы летали, словно в безвесии. То, на что смотрит зритель, он видит только сверху: «Площадь перед Зимним дворцом» Юрия Великанова, «Город будущего», эскиз панно Георгия Гольца, акварель с аналогичным названием Александра Лабаса и «Летающую супрематическую структуру» Лазаря Хидекеля. Уроженец Витебска, Лазарь Маркович Хидекель был учеником Шагала и Малевича, одним из членов Уновиса («Утвердители нового искусства» — объединение учеников Казимира Малевича в Витебске — Петрограде — Ленинграде в 1921–1926 годах) и автором первого архитектурно-экологического манифеста АЭРО. В 1925–1932 годах Хидекель создает проекты «Аэрогород», «Город на опорах», «Плавучий город». Значительный же блок фоторабот Александра Родченко, многократно зафиксировавшего вариации прыжка в воду, соседствует с рукописями мыслителя Николая Федорова, вычислениями изобретателя Константина Циолоковского (авторские иллюстрации к сборнику научно-фантастических произведений «Грезы о Земле и Небе») и вполне в духе Пиранези архитектурной фантазией, эскизом к вышеупомянутому мультфильму «Межпланетная революция».

Сергей Грузенберг. Летающая модель «Columbus». Общий вид. 1920‑е. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева, Москва

Сергей Грузенберг. Летающая модель «Columbus». Общий вид. 1920‑е. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева, Москва

МАШИНА

В этой секции эстетизируется пластическая выразительность механизмов, совершенство работающих элементов, креплений авиационных машин. Летающая модель «Columbus» Сергея Грузенберга, проект ангара для самолетов ОДВФ братьев Весниных и военные истребители на туловах агитфарфоровых чашек и ваз Суетина. Пространственной динамикой «архитектоны» супрематистов Чашника и Суетина (листы предоставлены фондом «Сеферот») напоминают летающие объекты, аэро­планы. Освобождение от предметности тесно связывалось в авангардистском сознании с освобождением от веса. Конструктивист Владимир Татлин, тот вообще размышлял над тем, как бы и воздух превратить в материал для художественного творчества: «Воздух есть тоже материал, и если его органически изучить, мы будем владеть им как камнем, железом или водою». Если воздух — материал, то инструмент — это летательный аппарат, рисующий в воздухе прихотливую петлю.

И фотографии в «синем разделе» другие. Скажем, «От винта!» 1920‑х годов Макса Пенсона, фотографа-самоучки, родом также из витебского местечка, тонкого мастера диагональных композиций, неожиданных ракурсов и крупных планов. Этот винт рифмуется и со знаменитой эмблемой акционерного общества «Добролет», которое устраивало демонстрационные полеты над Москвой, и с оберткой печенья «Красный авиатор», дизайн которой, как и «Добролета», разработал Александр Родченко.

ГЕРОЙ

Во второй половине 1930‑х упал стратостат «Осавиахим-1», погиб Валерий Чкалов, за четыре месяца 1939 года разбился 91 самолет. «Летающий пролетарий» был отважным небожителем, даже своего рода мучеником и жертвой во имя прогресса, но одновременно героем мифа и вообще героем. Аэроромантика побеждала страх. В историю вписано множество имен, в их числе Семен Лавочкин, сын меламеда из Смоленска, ставший выдающимся авиаконструктором, создателем тяжелых самолетов — истребителей серии «Ла», Илья Финн, летчик-испытатель, выпускник Серпуховской военной авиашколы, погибший в Испании в 1937‑м. 

Георгий Липскеров. Спорт смелых. 1935. Фонд «Сеферот». © Н. Н. Сазонова

Георгий Липскеров. Спорт смелых. 1935. Фонд «Сеферот». © Н. Н. Сазонова

В аббревиатуре знаменитого истребителя «МиГ» зашифровано два имени — Артем Микоян и Михаил Гуревич. В авиацию с энтузиазмом шли женщины, объектами всеобщего восхищения стали героини Марина Раскова и Валентина Гризодубова. Именно женское трио летчиц изображено на палехском блюде «Товарищу Шапошникову Б. М. от Партии Комактива за боевые заслуги». По черному лаковому полю летят самолеты с красными звездами и мягко фланируют парашюты. Композиция, разумеется, завершена башнями Кремля и Дворцом Советов.

Авиация 1930‑х годов в значительной мере была ориентирована на решение задач идеологических. Самолет становился орудием идеологической борьбы, а небо — средством советской пропаганды. Большая книга «Индустрия социализма», плод дизайнерской мысли Эль Лисицкого, сложная конструкция в металлическом обрамлении, напоминающем корпус аэроплана, с многостраничными разворотами, коллажами и вклейками, была посвящена VII Всероссийскому съезду Советов.

В «красном» разделе «Герой» много любопытного материала, который достоин внимательного изучения, например листы с проектами конструктивистов, страницы журналов «Самолет», «Современная архитектура», «СССР на стройке», издания по авиации 1920–1930‑х годов, записи в бортовых журналах, предоставленный Русским музеем эскиз Самуила Адливанкина «Состязания юных авиамоделистов» (1931) и эскизы обложек к журналу «Чиж» Бориса Мирнова (1938).

«Авангард и авиация» обещает стать главной выставкой этого лета, весьма, к слову сказать, богатого на арт-события. Ее подготовка заняла несколько лет, но и вспоминать об этой выставке будут годы спустя. Когда б не драгоценная графика, которую на свету можно держать не более полутора месяцев, сроки ее проведения могли быть длиннее.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Днем — небо, ночью — звезды

«В процессе проектирования мы столкнулись с тем, что Тора — серьезный инструмент строительных ограничений. Нам пришлось обращаться к первоисточникам, по некоторым предположениям, относящимся к XIV веку до нашей эры. Уже тогда было все сформулировано, сколько локтей должно быть в высоту и сколько ладоней в ширину и так далее. Конечно, мы не смогли учесть все правила создания кошерной сукки, но одна заповедь была исполнена во всех трех шалашах: сквозь их крыши видно небо».

JNS: Был ли Христофор Колумб евреем? Специалисты рекомендуют с осторожностью относиться к сообщениям на эту тему

«Если кто-то сочтет, что уничтожение цивилизации коренных американцев и уничтожение цивилизации коренных палестинцев имеют одну и ту же причину — дело, мол, в евреях, то вслед за этим сложится конспирологическая версия, заимствованная из "Протоколов сионских мудрецов", но на сей раз она будет исходить от левых политических кругов»

История, пережившая века

До нас дошло не так много мемуарных текстов, написанных евреями‑ашкеназами в начале Нового времени. Рассказ Гликель о своей жизни — единственное известное на сегодняшний день произведение подобного рода, написанное еврейской женщиной. В нем на удивление ярко показана повседневная жизнь евреев в немецких землях, а потому оно представляет неизменный интерес как для ученых, так и для обычных читателей