Выставки в Москве, Цюрихе и Зальцбурге

Алексей Мокроусов 1 июля 2016
Поделиться

От Елизаветы до Виктории

Москва, Государственная Третьяковская галерея,

до 27.7

В Лаврушинском переулке показывают уникальную выставку — английский портрет из собрания Национальной портретной галереи в Лондоне. Именно ее опыт повлиял в свое время на решение Павла Третьякова заказывать русским художникам портреты современников.

49 картин: все английские классики, от Рейнольдса и Хогарта до Сарджента и Бичи, вся английская история, от Шекспира, Ньютона и Кромвеля до Вальтера Скотта, Чарльза Дарвина и молодого Чемберлена. Последний изображен в паре со своим заклятым политическим другом Артуром Бальфуром — тем самым, что в 1917 году подпишет знаменитое «письмо Бальфура», гарантировавшее сионистам поддержку Великобританией будущего еврейского государства в Палестине.

Есть здесь и портрет Джерома К. Джерома в момент работы над романом «Трое в лодке, не считая собаки», созданный Соломоном Джозефом Соломоном (1860–1927). Один из немногих евреев, ставший действительным членом Королевской академии художеств, в 1919 году Соломон возглавил Королевское общество британских художников. К этому времени он уже успел отслужить в действующей армии — сперва рядовым, затем подполковником, а потом техническим советником. Соломон занимался камуфляжем, что нашло отклик у командования, но вот идея маскировочных сетей понимания уже не встретила. После войны Соломон посвятил этой проблеме книгу «Стратегический камуфляж»; говорят, английские рецензенты ее высмеяли, а немецкие сочли интересной.

Дада и Африка

Цюрих, музей Ритберг,

до 17.7

Столетие дадаизма отмечают многие музеи, но самый интересный проект открыт в Цюрихе. Он посвящен связям африканского искусства и европейского авангарда. Представлено и творчество израильского и румынского литератора и художника Марселя Янко (1895–1984). В родном Бухаресте он изучал музыку и рисование, потом отправился на архитектурный факультет в Политех Цюриха, а в итоге организовывал первые акции в кабаре «Вольтер». После войны Янко пытался распространять идеи дадаизма в Париже, но встретил неожиданный отпор — дескать, «все это каббала», еврейская мистика. К этому времени относятся устрашающая маска из картона и картина Янко «Джаз 333», хранящиеся ныне в Центре Помпиду, они стали хитами нынешней цюрихской выставки.

В 1938‑м художник в первый раз приехал Палестину, но переселился туда лишь после румынских погромов 1941 года. В Израиле Янко стал наставником многих молодых художников, по его инициативе появилась знаменитая деревня художников Эйн‑Ход, где сейчас открыт музей «Янко — Дада».

Афишемания

Зальцбург, Музей модерна,

до 10.7

Парижские афиши стали «высоким искусством» уже во времена Тулуз‑Лотрека. Кроме французских плакатистов, в Зальцбурге показывают произведения немецких и австрийских авторов. Среди полутора сотен экспонатов — обложки к журналу «Симплициссимус», выполненные Томасом Теодором Гейне (1867–1948) (см.: Алексей Мокроусов. Гессе и «Симплициссимус»).

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»