Выставки в Москве, Цюрихе и Зальцбурге

Алексей Мокроусов 1 июля 2016
Поделиться

От Елизаветы до Виктории

Москва, Государственная Третьяковская галерея,

до 27.7

В Лаврушинском переулке показывают уникальную выставку — английский портрет из собрания Национальной портретной галереи в Лондоне. Именно ее опыт повлиял в свое время на решение Павла Третьякова заказывать русским художникам портреты современников.

49 картин: все английские классики, от Рейнольдса и Хогарта до Сарджента и Бичи, вся английская история, от Шекспира, Ньютона и Кромвеля до Вальтера Скотта, Чарльза Дарвина и молодого Чемберлена. Последний изображен в паре со своим заклятым политическим другом Артуром Бальфуром — тем самым, что в 1917 году подпишет знаменитое «письмо Бальфура», гарантировавшее сионистам поддержку Великобританией будущего еврейского государства в Палестине.

Есть здесь и портрет Джерома К. Джерома в момент работы над романом «Трое в лодке, не считая собаки», созданный Соломоном Джозефом Соломоном (1860–1927). Один из немногих евреев, ставший действительным членом Королевской академии художеств, в 1919 году Соломон возглавил Королевское общество британских художников. К этому времени он уже успел отслужить в действующей армии — сперва рядовым, затем подполковником, а потом техническим советником. Соломон занимался камуфляжем, что нашло отклик у командования, но вот идея маскировочных сетей понимания уже не встретила. После войны Соломон посвятил этой проблеме книгу «Стратегический камуфляж»; говорят, английские рецензенты ее высмеяли, а немецкие сочли интересной.

Дада и Африка

Цюрих, музей Ритберг,

до 17.7

Столетие дадаизма отмечают многие музеи, но самый интересный проект открыт в Цюрихе. Он посвящен связям африканского искусства и европейского авангарда. Представлено и творчество израильского и румынского литератора и художника Марселя Янко (1895–1984). В родном Бухаресте он изучал музыку и рисование, потом отправился на архитектурный факультет в Политех Цюриха, а в итоге организовывал первые акции в кабаре «Вольтер». После войны Янко пытался распространять идеи дадаизма в Париже, но встретил неожиданный отпор — дескать, «все это каббала», еврейская мистика. К этому времени относятся устрашающая маска из картона и картина Янко «Джаз 333», хранящиеся ныне в Центре Помпиду, они стали хитами нынешней цюрихской выставки.

В 1938‑м художник в первый раз приехал Палестину, но переселился туда лишь после румынских погромов 1941 года. В Израиле Янко стал наставником многих молодых художников, по его инициативе появилась знаменитая деревня художников Эйн‑Ход, где сейчас открыт музей «Янко — Дада».

Афишемания

Зальцбург, Музей модерна,

до 10.7

Парижские афиши стали «высоким искусством» уже во времена Тулуз‑Лотрека. Кроме французских плакатистов, в Зальцбурге показывают произведения немецких и австрийских авторов. Среди полутора сотен экспонатов — обложки к журналу «Симплициссимус», выполненные Томасом Теодором Гейне (1867–1948) (см.: Алексей Мокроусов. Гессе и «Симплициссимус»).

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Многовековая загадка: где находится гробница Маккавеев?

В 1870 году удивительное открытие французского археолога Виктора Герена подогрело интерес к гробнице Маккавеев. При раскопках в Орбат‑а‑Гарди, близ предполагаемой территории древнего Модиина, Герен обнаружил большое прямоугольное сооружение площадью 25 м на 6,5 м, сложенное из обтесанных камней. По соседству находится гробница некоего шейха, прозванная местными «Аль Калаа» («крепость»)

Маккавеи, греки и истоки конфликта между эллинизмом и иудаизмом

Маккавеи не были ценителями красоты и смысл истории видели в другом. Но и для них Греция — или Яван, если воспользоваться их термином, — была, скорее, не местом, а культурой и духом, которым они противостояли. Цивилизацию они понимали по‑своему, и конфликт между эллинизмом и иудаизмом, столь плодотворный для развития западного мира, начался именно с них

Раввины считали Маккавеев слишком воинственными?

Было бы легко сказать, что раввины, будучи не воинами, а учеными, пытались свести к минимуму военный аспект победы Хасмонеев, подчеркивая вместо этого храмовое служение, ритуальное зажигание меноры в каждом еврейском доме и тонкости закона. Превратив Йеуду Молота буквально в молот, высекающий искру, от которой загорелась лавка, они, кажется, предупредили об опасностях военной силы.