Вспоминая Сьюзен

Денис Ларионов 23 марта 2015
Поделиться

Фигура Сьюзен Зонтаг (1933–2004) всегда была значима для заинтересованного отечественного читателя, но в последние годы этот интерес регулярно подкреплялся выходом русскоязычных переводов ее самых значительных книг (за исключением — надеюсь, временным — работы «СПИД и его метафоры»). В этой связи состоявшийся в рамках кинофестиваля «2morrow» показ документального фильма «Разговор о Сьюзен Зонтаг» кажется закономерным: писательница является фигурой, необходимость которой ощущается потребителями культуры из самых разных стран.

В этом нет противоречия — на протяжении всей жизни Зонтаг балансировала между контекстами интеллектуальной литературы и массовой культуры: в фильме показано, как амбициозная девушка‑гуманитарий постепенно становится публичной фигурой, резко перебивающей в прямом эфире бездарных политиканов, а позднее и персонажем поп‑культуры, чье имя не используется разве что в мультсериалах. В подтверждение этому один из участников «Разговора…» утверждает, что в последнее десятилетие жизни Зонтаг перестала чувствовать современность. Это двойственная реплика, которую хочется оставить без комментария: воспитанная на модернистской культуре, Зонтаг реагировала на вызовы времени сообразно ей и на вопрос: «Всего ли вам удалось достичь в жизни?» — ничтоже сумняшеся отвечала «нет».

lech275_Страница_60_Изображение_0001В «Разговоре…» хорошо показана сложность характера Сьюзен, которой было откуда взяться: ранняя смерть любимого отца, стремление вырваться из «уютного» семейного гнездышка в большой опасный мир, ранний брак, мучительное стремление найти свой собственный язык и тему, два страшных онкологических эпизода… etc. Кроме того, имело место довольно раннее осознание гомосексуальности, которая становилась важной темой и для ее исследовательских работ. В фильме много присутствует сама Сьюзен — в архивных интервью, в репликах, прочитанных актрисой Патрисией Кларксон. Перед нами проходит галерея близких Зонтаг людей — друзей, коллег, любовников, откровенно рассказывающих о ее жизни: об идейных метаниях, о приближениях к любимым людям и отдалениях от них, о ее нечувствительности, о страхе смерти. Но одновременно и о политической ангажированности, желании разделить боль другого. Ведь еще одна важная тема — ее еврейство, о котором Зонтаг думала на протяжении всей жизни и готова была предъявить «по первому требованию». Она рассказывает, как в 12 лет впервые увидела фотографии из концентрационных лагерей: «Я знала, что нацисты убивали евреев и что я тоже еврейка».

Она снимала в Израиле Войну Судного дня («Земли обетованные», 1974). «Настроившись на печаль, на слезы и боль, я вложила эти эмоции в фильм». В Израиле он вызвал тогда резкую реакцию, и это понятно. Сьюзен сама говорит о своем несогласии с властями: «Самое худшее, что война считается нормой, возникает культура войны». И тут же оправдывается, что «в обычное время поддерживает Израиль».

Но вопрос о том, что такое «обычное время», даже не возникает. В «Разговоре…» Сьюзен Зонтаг предстает фигурой, которую меньше всего хочется разоблачать, деконструировать: она никогда не скрывала своих намерений и убеждений, не боялась ошибиться, всегда настаивая на собственной правоте (хотя и не всегда, что называется, была уверена в себе). В фильме возникает человек, с ранних лет ставивший перед собой неподъемные задачи — это подтверждают ее дневники — и готовый к кардинальному разочарованию, краху. Которого все‑таки не случилось.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Free Press: Дэвид Мэмет: «Том Стоппард и я»

Том Стоппард — переживший Холокост, иммигрант, сын нерелигиозных евреев — создал самые английские и англофильские произведения. Очевидно, что он обожал Англию и наблюдал за своей страной так, как может только чужак. Он делал это с грацией и той глубиной юмора, которая означает лишь одно: любовь

Стоппард и его история

Стоппард оказался самым продуктивным и самым высококлассным драматургом эпохи. Он написал 34 пьесы для театра, радио, телевидения. Его интересы необъятны: от либеральных споров в дореволюционной России в трилогии «Берег утопии» и загадок квантовой физики в «Хэпгуд» до интеллектуального брожения в Англии начала XIX века в его шедевре «Аркадия»

Коричневая клоунада

Реакция «прогрессивных» СМИ на выход на большую арену неофашиста Фуэнтеса любопытна. Постоянно пугающие аудиторию «Гитлером‑Трампом» или «нацистом Маском», они, казалось бы, должны бить тревогу во все колокола. Но не тут‑то было. Основная тема, которая возникает в этой связи, — это раскол в MAGA, который‑де произвел или произведет Ник Фуэнтес