Статуэтки «Скрипача на крыше», присуждаемые лауреатам премии Федерации еврейских общин России «Человек года», были вручены, как всегда, в первый день Хануки — только не в Кремле, где проходили прошлые церемонии, а в концертном зале «Барвиха Luxury Village» на Рублевском шоссе.
Не то нынче время, чтобы позволять себе Кремлевский дворец, и не та эпидемиологическая ситуация, чтобы устраивать сверхмассовые сборища. В барвихинский зал людей влезает в разы меньше, чем собиралось раньше на Хануку за кремлевской стеной. Хотя преемственность и тут оказалась соблюдена: ее обеспечил Алексей Агранович, в течение многих лет ставивший церемонии «Скрипача на крыше» как режиссер.
Нам не страшно
Единственное исключение пришлось на 2020 год, когда в связи с локдауном мероприятие не состоялось. Теперь же ощущение безопасности не покидало присутствующих. Этому способствовала домашняя обстановка на сцене — желтый диван, кресло, коньяк, которым ведущие щедро делились с лауреатами, и принципиально иное, чем раньше, оформление действа — не парадное, отсылающее к старому Голливуду («Скрипач…» начался с Вуди Аллена). Скромные габариты зала сплотили публику. Уверенное спокойствие, разлитое в воздухе, всех согревало — и тех, кто награждал, и тех, кого.
А наград было всего десять. Первой статуэтку в номинации «Общинная деятельность» получила Мирьям Баренбаум (Финберг) — директор и главный врач медицинского центра Федерации еврейских общин России «Рамбам». И к тому же невероятная красавица — не единственная на нынешней церемонии, которую украсило много прекрасных лиц. Можно считать это компенсацией отсутствующей в этом году ведущей: пару Аграновичу, традиционно выступившему не только в качестве режиссера, но и в роли конферансье, составила теперь не Ксения Раппопорт, украшавшая последние церемонии «Человека года», а артист МХТ Андрей Бурковский. На радостях, что его позвали, он выдвинул свой рецепт защиты от популярной болезни, лекарство от которой еще не создано. Рецепт этот, уверял всех Андрей, второй по действенности после еврейского пенициллина (куриного бульона), — не что иное как юмор. И все согласились, поддержав ведущего аплодисментами. Они были щедры и искренни: Ханука делала свое дело — и разомлевшие после фуршета зрители готовы были поверить в чудо, в который раз долженствующее нас спасти.
Главврача клиники «Рамбам» наградили, разумеется, за реальные антиковидные подвиги — «оказание медицинской поддержки и организацию благотворительной помощи во время пандемии». И это была не единственная «ковидная» награда года: премии в номинации «Наука» был удостоен Александр Гинцбург — академик Российской академии наук, директор НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи, самый титулованный из разработчиков вакцины «Спутник V». Гинцбург следует ханукальной заповеди, о которой напомнил собравшимся главный раввин России Берл Лазар: «Свеча Хануки горит не только для нас. В Талмуде написано, что менора должна гореть так, чтобы было видно на улице». И свеча Гинцбурга действительно видна всем.
А из церемониальной речи Александра Леонидовича можно было заключить, что нашей медицине коронавирус не страшен: «Везет тому, кто везет, кто вкладывает массу усилий. К этому везению вся история нашей отечественной микробиологии, эпидемиологии, вирусологии и иммунологии фактически нас готовила». Наверное, этой вечной готовностью к борьбе и победе можно объяснить почти полное отсутствие в зале масок. Публике нечего было бояться, ведь дисциплинированные евреи в зале давно привились «Спутником V». Как справедливо заметил президент ФЕОР Александр Борода: «В этом году благодаря вакцинации стал возможен формат covid‑free, и для нас было важно, чтобы награждение состоялось». Тем более что у каждого, кто пришел на «Человека года», проверили QR‑код.
Милость и свобода
Это была очень камерная, тихая церемония, на которой много пели — Петр Налич и Павел Артемьев, выбравшие для музыкальных интервенций не еврейские, а джазовые стандарты. Которые тоже оказались еврейскими, потому что весь вечер на сцене звучал Гершвин, начиная с бессмертной The man I love.
И конечно, тут много говорили — не только Евгений Гришковец с Геннадием Хазановым, которому, как оказалось, так ни разу и не вручили «Скрипача на крыше». Выступали и по делу, напоминая не столько о героях нашего времени, сколько о тех, кого надо защищать. Так, как это делает благотворительный фонд «770» Йегуды и Хаи‑Тамар Давыдовых, награжденных «Скрипачом на крыше» за «вклад в развитие еврейского образования и российской общинной жизни».
Еврейскую премию получил министр просвещения РФ и доктор педагогических наук Сергей Сергеевич Кравцов — как «государственный деятель» года. Но конкретно за просвещение — точнее, за «просветительскую деятельность» — наградили не его, а главу российского представительства израильских культурных центров «Натив», советника посольства Государства Израиль в России Яну Агмон: она выдвинула и реализовала идею устраивать в нашей стране ежегодные фестивали иврита.
Журналистом года по версии ФЕОР избрали Андрея Мельникова, заместителя главреда «Независимой газеты» и ответственного редактора приложения «НГ — религия». Мельников пишет, конечно, не только о евреях. «Но надо набраться мужества, чтобы писать о народе, который за три тысячи лет уже все видел, — признался новоиспеченный лауреат. — Народу, который отправлял во все стороны света своих пророков, чтобы говорить правду в лицо, не повредит и нынешняя свобода слова». Аминь.
Светя другим
Медленно, но верно добравшись до искусства, церемония перешла к номинации «Театр», в которой награды был удостоен «Электротеатр Станиславский». А получил статуэтку художественный руководитель театра Борис Юхананов, тут же, в момент вручения, принявшийся излагать свое профессиональное кредо.
Премии были удостоены два спектакля театра: «Помолвка» (авторы — историк философии и талмудист Ури Гершович и режиссер Григорий Зельцер), сочиненная и поставленная по мотивам старейшей (XV век) написанной на иврите пьесы Иеуды Соммо, и мультимедийная «Жизнь и необыкновенные приключения Соломона Маймона» в постановке Андрея Сильвестрова. Оба спектакля достойны восхищения, но премия одна — видимо, поэтому пришлось вручать ее театру, а не авторам.
Куда больше удивил выбор лауреата от кинематографа: им стал Вадим Перельман, снявший «Уроки фарси», о которых подробно, как и о «Помолвке», писал «Лехаим». Зато порадовала номинация «Культура», в которой наградили Александра Левенбука — художественного руководителя театра «Шалом». Это его нынешний статус, но любим мы его не столько за театр, сколько за «Радионяню». И, как оказалось, до сих пор узнаем все еще молодой голос, слышанный в детстве. По крайней мере, все в зале моментально вспомнили этот тембр, стоило только Александру Семеновичу заговорить.
Вообще Левенбук для многих — вполне «Человек‑легенда». Но в этом году на подобный статус, видимо, мог претендовать только доктор. И «Человеком‑легендой» 2021 года стал акушер‑гинеколог Марк Курцер, основатель и генеральный директор группы компаний «Мать и дитя». И второй на этой церемонии награжденный академик РАН.