Земля Израиля

В музее библейской фауны в Бейт-Шемеше можно увидеть все, что связано с шофаром

Подготовил Семен Чарный 19 сентября 2023
Поделиться

В Зале шофаров Библейского музея естественной истории выставлено более двух десятков рогов различных животных, пишет журналистка The Times of Israel Джессика Стейнберг.

Традиция состоит в использовании бараньего рога, в который традиционно трубят во время литургии перед осенними праздниками и во время них. Он напоминает о том, как Авраам связал Ицхака, и собственно о самом баране, которого Авраам принес в жертву вместо сына. 

Речь идет о семействе полорогих, включающем домашних овец, говорит директор и основатель Библейского музея естественной истории в Бейт-Шемеше Натан Слифкин. Авраам, вероятно, использовал их дикую разновидность, например, аудада или муфлона. В Зале шофаров есть рог муфлона.

Натан Слифкин

Есть также рога орикса и африканского буйвола, длинные витые рога куду и изящно изогнутые рога горного козла, а также плакат с изображением единорога и чучела кроленя (мифическое существо, помесь зайца и оленя). 

Предупреждение: ни рог единорога, ни рога мифического кроленя нельзя использовать в качестве шофара!

Слифкин знает подробности о каждом из предметов своей экспозиции так, как должен их знать раввин с докторской степенью по еврейской истории. Он основал этот необычный музей, который частично является зоопарком, частично музеем естественной истории, а также имеет галерею, посвященную всему, что связано с шофаром.

Пересечение природы и иудаизма буквально очаровывает Слифкина, который родился в Манчестере (Великобритания), вырос в ортодоксальной семье и питал страсть к животным и природе, которая до конца так и не была понята окружающими.

Только когда Слифкину исполнилось 20 лет, он начал задумываться о том, что Тора говорит о животных, и нашел богатый материал в той области, которая стала его призванием.

Слифкин годами водил экскурсии, связанные с Торой, в Иерусалимском библейском зоопарке и в зоопарках США. Когда же ему надоело проводить время в зоопарке Бронкса на морозе и в жару, он переехал в Бейт-Шемеш и основал музей, арендовав помещение у бывшей керамической фабрики в промышленной зоне.

Поначалу музей был лишь местной достопримечательностью, и Слифкин совсем не был уверен, как именно ультраортодоксальное население Бейт-Шемеша отреагирует на демонстрацию связей между иудаизмом и животным миром.

Ортодоксальный раввин, он утверждает, что местная община изгнала его даже за осторожные ссылки на эволюционную теорию и изображения динозавров в статьях и книгах.

Но несмотря на то, что Слифкин стал персоной нон грата в некоторых кругах, его музей привлекает множество посетителей-харедим, о чем свидетельствуют толпы ультраортодоксов, которые здесь можно увидеть.

Он указывает на одно из последних своих достижений — “кошерную” ежемесячную версию журнала National Geographic: журнал выходит на иврите для детей под названием “Нифлаот”. Печать на обложке издания свидетельствует, что оно приемлемо для ультраортодоксов и не содержит упоминаний теории эволюции, наиболее щекотливой темы для общины харедим. Однако со свиньями здесь все в порядке, заявляет Слифкин: “В Торе говорится о свиньях!”

В сувенирном магазине, расположенном у входа в музей, можно приобрести увесистую, богато иллюстрированную книгу Слифкина под названием ”Энциклопедия животного мира Торы”.

“Важный аспект того, что мы здесь делаем, — показать людям, что еврейская идентичность – это не только шабат и Йом Кипур, — замечает Слифкин. — Да, это и гиены, крокодилы и хамелеоны, а также все тонкости строения рогов разных животных”.

Шофар обычно изготавливается из бараньего рога, но часто и из рога куду — вида антилопы, издавна предпочитаемого йеменской общиной.

В музее выставлены и другие рога, которые нельзя использовать в качестве шофара. Например, рога коров запрещено использовать из-за негативной символики, связанной с библейским эпизодом с золотым тельцом. 

“Обвинение не может быть использовано для защиты, — заявляет Слифкин, цитируя Талмуд. — Рош а-шана, Йом Кипур — это дни благоговения, дни суда. А корова является свидетелем обвинения из-за золотого тельца. Поэтому невозможно делать шофар из ее рога ”.

В процессе экскурсии по экспозиции Слифкин предпочитает, чтобы посетители трогали и ощупывали рога, часто сам вкладывает один из них в руку посетителя. 

Рог африканского буйвола, например, огромен, по размеру и весу он равен нескольким бейсбольным битам.

Этот рог он привез легально, в своем чемодане из Африки, где каждое лето проводит кошерное сафари, посвященное еврейским законам и их нюансам.

На полках галереи есть образцы рога азиатского буйвола и американского бизона. Есть и другие, более необычные кошерные шофары. Например, из уже упомянутого рога орикса — животного, которое нередко считается «ответственным» за легенды о единорогах, потому что рога его такие же прямые и симметричные.

Рог орикса в Музее естественной истории в Бейт-Шемеше

Рог орикса обычно не используется в качестве шофара, именно потому что он слишком прямой, рассказывает Слифкин, но его можно использовать, если нет другого кошерного рога.

Шофар по традиции должен быть изогнутым, символизируя, что в Рош а-Шана, дни благоговения, человек должен склоняться, подчиняя себя Б-гу, заявляет Слифкин.

Технически превратить рог в шофар очень непросто. Извлечение внутренних костей из скрученных рогов производится путем кипячения, создания абсолютно полой трубки, которую затем следует раскрыть на конце в качестве мундштука.

Коллекционирование шофаров стало чем-то вроде хобби для Слифкина, который использует для этого свои связи в Африке. Он потратил годы, просматривая объявления на eBay в ожидании появления в продаже тех или иных конкретных рогов.

Хотя существуют ограничения относительно того, что именно можно использовать в качестве шофара, бараний рог — который, по мнению Чарльза Дарвина, в природе используется для демонстрации потенциальным партнершам и для борьбы с соперниками, — остается просто рогом. “Вы можете класть шофар на пол, можете выбрасывать его в мусорное ведро, — замечает Слифкин. — В нем самом нет святости, но его используют для мицвы”. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Уроки Дней трепета

Десять дней еврейского календаря между двумя великими праздниками Рош а-Шана и Йом Кипур называются «Ямим нораим» (т. е. «Дни трепета»). Замечу, что, хотя название праздника Рош а-Шана традиционно переводится как «Новый год», этот перевод неадекватен; он не только не соответствует буквальному смыслу ивритских слов, но и неправилен по сути. Рош а-Шана – это скорее начало, главный день года («рош» на иврите – «голова», а «шана» – «год»). День, когда на Небесах происходит суд и решается судьба всего сущего на предстоящий год. А Йом Кипур – это День Искупления, пост, в который Всевышний прощает наши грехи.

Шофар в Рош а-Шана

Звучание шофара отличает и выделяет Рош а-Шана из всех праздников еврейского календаря. «Днем трубления» называет его Тора (Бемидбар, 29:1), «Вознесся Б-г трублением, Г-сподь – гласом шофара», – сказано о Рош а-Шана в книге «Теилим» (47:6).Звучание шофара отличает и выделяет Рош а-Шана из всех праздников еврейского календаря. «Днем трубления» называет его Тора (Бемидбар, 29:1), «Вознесся Б-г трублением, Г-сподь – гласом шофара», – сказано о Рош а-Шана в книге «Теилим» (47:6).