Репортаж

Утесов и «Скрипач»

Ирина Кордонская 18 декабря 2017
Поделиться

17 декабря в Кремле на 16‑й церемонии вручения премии Федерации еврейских общин России «Скрипач на крыше» раздали 11 наград.

«Стало традицией, что мы собираемся здесь в дни Хануки», — начал свое выступление, открывая церемонию, главный раввин России Берл Лазар и тут же напомнил, как еще недавно люди опасались зажигать менору даже у себя дома. «Боялись, — продолжил раввин, — что скажет сосед. Сегодня быть евреем стало не стыдно, нечего стесняться…» И можно публично отмечать Хануку, добавили мысленно зрители, славить Маккавеев и в память о чуде, случившемся в 165 году до нашей эры в Иерусалиме, чествовать в зимней Москве героев наших дней.

Список лауреатов открыл предприниматель и известный коллекционер искусства еврейских художников, президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав (Моше) Кантор. Награду ему присудили как благотворителю — за поддержку «маршей жизни», дающих возможность еврейской молодежи ежегодно посещать музейный комплекс лагеря смерти Аушвиц‑Биркенау. «В 2017 году больше тысячи молодых людей из России, стран СНГ и Прибалтики приехали в Освенцим», — объявил, вручая награду, президент ФЕОР Александр Борода.

Губернатор Смоленской области Алексей Островский получил своего «Скрипача…» как региональный руководитель — за вклад в развитие многонациональной культуры Смоленской области и содействие в создании еврейского музейного комплекса «Любавичи». В номинации «Общинная жизнь» награжден председатель еврейской общины Красноярска Юрий Лившиц. Телеведущий Алексей Бегак отмечен в номинации «Телевидение» — за программу «Правила жизни», которая последовательно знакомила зрителей телеканала «Культура» с еврейскими традициями.

Принимая награду, председатель еврейской общины Красноярска Юрий Лившиц заметил, что локомотивом духовного продвижения в его городе являются раввины

Список награжденных селебритиз открыл режиссер Андрей Кончаловский, отмеченный за отображение трагедии Холокоста в фильме «Рай». За «Рай» его, кстати, наградили и на Венецианском кинофестивале.

Благодаря раввина Лазара за премию, Андрей Кончаловский цитировал Виктора Франкла — его слова о том, что в любой ситуации, даже самой страшной, человек может найти свою цель

Однако самыми бесспорными на церемонии выглядят решения жюри в «книжных» номинациях. Писатель Михаил Вайскопф получил премию за только что выпущенное издательством «Книжники» исследование «Между огненных стен. Книга об Исааке Бабеле» (номинация «Литература»), глава издательства «Corpus» Варвара Горностаева — за вклад в популяризацию еврейской литературы в России (номинация «Издательская деятельность»). Как справедливо заметил, вручая премию, глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин, едва ли не каждая пятая книга, выходящая в издательстве «Corpus», имеет отношение к еврейству. Церемония удачно совпала с днем рождения созданного Горностаевой издательства — 17 декабря ему исполнилось девять лет.

Признанием «…изумительного вклада, который внесла еврейская традиция в лице Исаака Бабеля в великую русскую литературу» назвал свою премию израильский филолог и писатель Михаил Вайскопф (справа)
17 декабря Варвара Горностаева не только получала «Скрипача на крыше», но и отмечала день рождения своего издательства

Раввину Йосефу Менделевичу, в течение десятилетий боровшемуся за права советских евреев, вручили «Скрипача…» в номинации «Мужество». Режиссеру Сергею Широкову, поставившему в Новой опере «Пассажирку» Вайнберга, — в номинации «Театр». И автор постановки, и ведущие церемонии — посолидневшие до неузнаваемости Яна Чурикова и Валдис Пельш — называли композитора Моисеем. В довоенных, польских еще документах действительно стояло «Мойше», но в историю музыки он вошел все же как Мечислав Вайнберг, — и так он сам себя называл.

«Скрипач…» вручается раввину Йосефу Менделевичу, боровшемуся за права евреев в СССР со студенческой скамьи
Сергей Широков (справа) — не только режиссер, но и инициатор постановки в Новой опере «Пассажирки» Мечислава Вайнберга

Пафосно прозвучало выступление Юрия Шерлинга, которого мы знаем как создателя первого в новейшей истории страны еврейского театра. Но наградили его как композитора — за ораторию «Исход».

Культурным событием года, по версии ФЕОР, стала новая экспозиция послевоенного зала в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. Ян Визинберг, глава компании «Lorem Ipsum», разработавшей и реализовавшей экспозиционную концепцию, получил награду.

Готовя зрителей к важнейшей номинации — «Человек‑легенда», в которой в этом году награждалась президент ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова, устроители церемонии выпустили на сцену главную эстрадную «звезду» вечера Максима Галкина. Он завершал парад стенд‑апа, ставшего «фишкой» этой церемонии: до него выступали Семен Альтов, Дмитрий Романов, Александр Филиппенко, прочитавший бабелевский рассказ «Шабос — Нахаму».

Александр Филиппенко читает рассказы Исаака Бабеля из цикла «Гершеле» и в данный момент произносит: «Из шести пятниц Гершеле праздновал одну»
Самый волнующий момент церемонии посвящен тем, кого в ушедшем году не стало, и всякий раз кажется, что ушли лучшие. Теперь среди них оказались Михаил Калик, Иона Деген, Даниил Дондурей, Леонид Броневой, Антон Носик

И весь вечер на сцене был оркестр Петра Налича. У известного певца теперь свой оркестр, подобный утесовскому диксиленду, и пел Налич песни из альбома «Утесов» (см. Борис Барабанов. Ретро на раз), отчего церемония воспринималась еще и как часть промоутерской кампании. «У черного моря» и «Сердце» звучали в его исполнении ей‑богу не хуже, чем у Утесова, обеспечив церемонии единый стиль и достойный контекст. 

«Ведь ты моряк, Мишка…» — спел вслед за Леонидом Утесовым Петр Налич
Танцевальный номер степ‑шоу «Vortex» не выбивался из общего «утесовского» стиля церемонии

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться